В результате интеграции возникают интегрированные программы:
- на основе нескольких образовательных областей на равнодолевых условиях;
- на базе одной образовательной области;
- при сочетании различных, но близких образовательных областей в качестве равноправных участников процесса;
- на основе близких образовательных областей при сохранении специфики одной и при вспомогательной роли других;
- с тематической интеграцией (каждая последующая тема логически строится из предыдущей);
- где знания и представления, круг необходимых умений интегрируются вокруг общей проблемы, характерной для нескольких образовательных областей;
- где общая проблема (чаще социально значимая) объединяет различные образовательные области и занятия.
Что оптимально для интеграции в дошкольном образовании?
- Брать за основу близость содержания ведущих тем разных образовательных областей и их логическую взаимосвязь (интегративно-тематический подход);
- Формировать интегрированные программы с учетом приоритетных направлений образовательных учреждений;
- Интегрированные занятия и другие формы совместной деятельности педагога и ребенка (экскурсии, конференции, фестивали, конкурсы, клубы, студии, кружки, игры и прочее);
- Стремиться сочетать темы, тематическое содержание, педагогические методы и приемы;
- Интегрированные дни (на протяжении всего дня проводятся серии занятий и других форм совместной деятельности с детьми, объединенных общей идеей или проблемой).
Характеристика интегрированного занятия
- Определено основание для интеграции (выделена проблема, или объект, или способ познания).
- Интегрировано содержание (знания, умения, ценностные отношения, ценностные ориентации на основе разных форм постижения действительности).
- Выбрана адекватная содержанию форма занятия (совместная деятельность педагога и ребенка, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность и прочее).
Как воспитателю подготовить интегрированное занятие?
1. Четко определить цели цикла и цель и задачи каждого занятия в отдельности.
2. Определить содержание образовательного материала:
- проанализировать программу по образовательным областям;
- выявить одинаковые (схожие) темы;
- объединить их с точки зрения ведущей идеи цикла занятий, идеи воспитания, развития ребенка.
3. Подобрать дополнительный материал из разных образовательных областей ФГОС ДО (Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие).
4. Определить методы, средства и формы организации занятия:
- работа с литературным текстом (проза и стихотворение — формулировка уточняющих вопросов к детям, небольшие задания творческого или игрового характера, беседа по тексту и т. д.) или с музыкальным отрывком;
- экспериментирование, дидактическая игра;
- игра-фантазирование детей по тексту литературного или по содержанию музыкального произведения («Представь, что…»).
5. Продумать сочетание групповой и индивидуальной работы на занятии: дидактические игры, работа с карточками, индивидуальные задания и прочее.
6. Обозначить конкретные результаты занятия с учетом интегрируемых образовательных областей программы.
7. Определить критерии эффективности интегрированного занятия (экспресс-диагностика).
Алгоритм создания конспекта или сценария интегрированного занятия или интегративной деятельности детей:
1. Цель.
2. Задачи.
3. Литература.
4. Музыка.
5. Организационный момент.
6. Повторение (активизация остаточных знаний и представлений, умений).
7. Новый материал.
8. Чтение и анализ художественного произведения.
9. Работа с репродукцией картины (рассматривание).
10. Творческое или игровое задание.
11. Слушание музыкального произведения.
12. Работа с пословицами, поговорками, загадками (другие формы фольклора).
13. Подведение итогов занятия.
14. Качество знаний и представлений (в соответствии с критериями: полнота, точность, адекватность, осознанность);
15. Умение устанавливать взаимосвязи явлений и процессов;
16. Ценностное отношение детей к предмету изучения.
Формы интегративной деятельности
1. Развивающие сказки (чтение — драматизация — поисковая деятельность — творчество). Например, физкультурная сказка «Колобок» для детей младшей группы (разработано М.В. Тимофеевой, руководителем физического воспитания ГБДОУ «Радуга» Центрального района Санкт-Петербурга).
Педагог: — Дети, я знаю, что вы любите сказки. А какие сказки вы знаете?
Ответы детей.
Педагог: — «Колобок» — тоже моя любимая сказка. Давайте расскажем не простую сказку, а физкультурную, вместе со мной. Согласны?
Дети: — Да.
Педагог: — Помните, что мы будем рассказывать сказку вместе, вы и я. Внимание, сказка начинается… (Фонограмма — заставка из музыкальной сказки.)
Жили-были дед да баба
На полянке у реки
И любили очень-очень
На сметане колобки.
Попросил старик старуху:
— Испеки мне колобка…
Бабка тесто замесила,
Колобка она слепила,
В печь его поставила,
Там его оставила.
Вышел он румян, пригож
И на солнышко похож.
Он остыть хотел немножко
И улегся на окошко.
Не хотел он там лежать,
Захотел он убежать.
Фонограмма — заставка из музыкальной сказки. На руке педагога — Зайка — кукла бибабо.
Зайка: — Колобок, Колобок, я тебя съем.
Педагог: — Давайте все вместе попрыгаем (движения под музыкальную фонограмму). Не стал Зайка есть Колобка, поскакал в свой лес, а Колобок покатился дальше.
Фонограмма — заставка из музыкальной сказки. На другой руке педагога — кукла бибабо Волк.
Волк: — Колобок, Колобок, я тебя съем!
Педагог: — «А ну, попробуй догони», — отвечает ему Колобок.
Звучит фонограмма (Н. А. Римский-Корсаков, «Полет шмеля»).
- Подвижная игра «Ловишки».
Педагог: — Убежал Колобок от Волка и покатился дальше. (Фонограмма — заставка из музыкальной сказки. На руке педагога — кукла Медведь.) Идет навстречу Колобку… Кто это, ребята? Правильно — Медведь. И как начал Медведь реветь: «Колобок, Колобок, я тебя съем!»
Колобок: — Мишка, какой ты косолапый, толстый и ленивый.
Педагог: — Это потому, что ты, Мишка, не делаешь зарядку. Ребята, давайте научим Мишку.
- Зарядка
Звучит фонограмма песенки «Чунга-чанга» (слова Ю. Энтина, музыка В. Шаинского). Дети выполняют упражнения по показу педагога.
Педагог:
— Шубы нет в лесу рыжей,
Зверя нет в лесу хитрей.
Шутки не шути с Лисой,
А беги скорей домой.
— И Колобок покатился домой. (Фонограмма — заставка из музыкальной сказки.) Вот и сказке конец, кто играл, тот молодец! Похлопаем в ладошки. Какие вы молодцы! Попрощаемся с куклами и пойдем в группу.
2. Конкурсы, фестивали, праздники, досуги. Рассмотрим фрагмент праздника «День матери» для старших дошкольников (разработано воспитателем М.Н. Соколовой ГБДОУ «Радуга» Центрального района Санкт-Петербурга).
Ведущая:
— Что за праздник готовится тут?
Может, почетные гости придут?
Может, придут генералы?
Дети: — Нет!
Ведущая: — Может, придут адмиралы?
Дети: — Нет!
Ведущая: — Может, герой, облетевший весь свет?
Дети: — Нет! Нет! Нет!
Ведущая: — Гадать понапрасну бросьте! Смотрите, вот они, гости! Почетные, важные самые!
Все: — Здравствуйте, наши мамы!
Дети садятся рядом с мамами.
Ведущая: — Дорогие наши мамы! Мы приветствуем вас в нашем зале в честь замечательного праздника — Дня матери. Как здорово, что появился еще один праздник в году, когда мы можем сказать своим мамам самые нежные, теплые слова. И хотим порадовать вас своими выступлениями. А подготовили их
ваши самые дорогие, самые любимые, самые очаровательные дети.
Далее дети читают стихи, поют песню. В ответ мамы загадывают детям загадки-ребусы, драматизируют сказку.
Затем дети приглашают мам на танец.
Ведущая: — А что самое важное для ребенка? Это, конечно, родной дом и любимая мамочка, которая всегда пожалеет и назовет самыми ласковыми и нежными словами — зайчик, солнышко. А как вы называете своих детей? Это мы сейчас узнаем, проведя конкурс на самое ласковое, нежное слово.
- Конкурс «Дорожка ласковых слов»
Ведущая: — У ваших пап и мам тоже есть мама — ваша бабушка. Какими ласковыми словами вы называете свою бабушку?
Дети: — Бабушка, бабуленька, бабулечка…
Ведущая: — Наши бабушки не только ласковые, умелые, они еще и очень, очень заботливые. Многие любят встречать своих внуков из детского сада, провожать их на кружки. Они даже выполняют задания вместе с внуками. И конечно всегда радуются успехам своих внучат.
Ребенок:
— Очень бабушку мою —
Маму мамину люблю.
У нее морщинок много,
А на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
А. Плещеев
- Конкурс бабушек «Кто быстрее»
Бабушки ровненько накручивают под музыку ленточку на палочку.
- Коммуникативный танец «Раз, два, три, на носочки…»
Исполняется вместе с мамами.
3. Литературно-игровые и литературно-продуктивные формы.
Например, интеграция образовательной и развивающей работы с детьми среднего дошкольного возраста вокруг загадки с привлечением родителей. Приведем фрагмент планирования такой работы (разработано воспитателем С. К. Афанасьевой ГБДОУ «Радуга» Центрального района Санкт-Петербурга).
4. Коллекционирование.
5. Тематические дни и недели (в зависимости от возраста и опыта детей).
6. Вариативные игры-комплексы или игровые модули. Примерные конспекты таких модулей представлены ниже.
Конспект-сценарий непосредственно образовательной игровой деятельности с детьми среднего дошкольного
возраста «Больница»
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие,
- Речевое развитие,
- Познавательное развитие,
- Художественно-эстетическое развитие,
- Физическое развитие.
Образовательные задачи:
- Совершенствовать навыки речевого общения (монологическая, диалогическая речь),
- обогащать представления об окружающем (о профессии врача, медицинской сестры),
- формировать основы здорового образа жизни.
Предварительная работа.
Воспитатель с группой детей посещает кабинет врача детского сада. Врач и медсестра объясняют назначение приборов (фонендоскоп, тонометр, весы, метр и др.), показывают медицинские препараты и лекарства, находящиеся в шкафчиках. Воспитатели и дети совместно готовят атрибуты для игры: медицинские карты, бланки рецептов, оборудование для кабинетов врачей (терапевта, стоматолога).
В зависимости от уровня развития игровых умений детей игра осуществляется при более или менее активном участии педагога.
Ход
В поликлинике работают два врача — терапевт и стоматолог, две медсестры. В процессе занятия воспитатель поясняет, как и по какому поводу могут обращаться пациенты к врачам. Первый больной приходит к терапевту. Обращается к врачу (его роль пока исполняет педагог).
Больной: — Добрый день.
Врач: — Добрый день. На что жалуетесь?
Больной: — Я вчера спускалась по ступенькам и подвернула ногу. Нога немного опухла, и мне больно на нее ступать. Что вы мне посоветуете?
Врач: — Сначала мы должны завести медицинскую карту на ваше имя.
Медсестра: — Ваши имя и фамилия?
Больной: — Маша Иванова.
Медсестра: — Сколько вам лет?
Больной: — 5 лет.
Медсестра: — Подойдите к метру, я измерю ваш рост (осуществляется с помощью воспитателя). Так, 97 сантиметров.
Врач: — Поднимите футболку, я вас послушаю. Дыхание чистое. А ногу мазать мазью и перевязать бинтом. Посидите несколько дней дома. Медсестра, выпишите рецепт, пожалуйста.
Медсестра выписывает рецепт.
Больной: — Спасибо, доктор.
Затем роль врача-терапевта играют сами дети. Далее воспитатель — в качестве врача-стоматолога.
Больной: — Здравствуйте.
Стоматолог: — Добрый день. Вы на осмотр или у вас есть какие-нибудь жалобы?
Больной: — Сегодня ночью у меня заболел зуб.
Стоматолог: — Садитесь в кресло. Откройте, пожалуйста, рот. Да, зуб придется немного полечить. Когда вы в последний раз были у стоматолога?
Больной: — Два года назад.
Стоматолог: — Чтобы зубы были здоровыми, необходимо посещать дантиста два раза в год. Тогда зубы будут реже болеть и лечить их будет совсем не больно.
Больной: — Спасибо, доктор.
Стоматолог: — Медсестра, выпишите больному рецепт: принимать витамины три раза в день.
Больной: — До свидания.
Стоматолог: — До свидания.
В дальнейшем воспитатель помогает детям развернуть эту игру уже вне занятия. Подсказывает, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Хвалит детей за сообразительность и находчивость. Поощряет попытки воспитанников внести в игру что-то новое, развить сюжет, ввести новые роли.
Также возможны следующие варианты непосредственно образовательной деятельности детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре «Больница» (интеграция с другими образовательными областями).
- Вариант (или модуль) 1
Цель: повторение ранее разученных стихотворений в соответствии с программными требованиями.
Сюжет. Всех детских поэтов сразила страшная болезнь: они разучились писать стихи, слова не рифмуются, все ранее написанные стихи забылись. В качестве лечения детям сначала предлагается поиграть с поэтами (их роли исполняют куклы) в рифмы, а затем прочитать им уже известные детям стихи.
- Вариант (или модуль) 2
Цель: развивать умение пересказывать литературные произведения в соответствии с требованиями образовательной программы.
Сюжет. Книжки из библиотеки группы детского сада поразил коварный вирус. Со страниц исчезли все слова, остались одни названия. Теперь книжки лежат на больничных койках и не могут вспомнить,
о чем каждая из них. Доктор выписал книгам лекарство: детям необходимо вспомнить и пересказать книгам их содержание
- Вариант (или модуль) 3
Цель: воспитывать бережное отношение к книге.
Сюжет. Пациентами больницы являются порванные книги. Детям необходимо поставить книгам диагноз,
выписать рецепт и произвести соответствующее лечение.
- Вариант (или модуль) 4
Цель: развитие действия разбиения.
Сюжет. Медсестра несла больным «витаминки». Но по своей рассеянности она их перепутала. Пациенты не могут остаться без витаминов, но каждому нужны именно те, которые выписал доктор:
А — маленькие желтые шарики;
В — большие желтые шарики;
С — маленькие красные кружки;
D — большие красные кружки;
Е — зеленые шарики.
Детям предлагается рассортировать «витаминки» по соответствующим коробочкам.
Характеристика «витаминки» может быть зашифрована следующим образом: «А — все не зеленые и не красные, маленькие, не кружки» и прочее.
- Вариант (или модуль) 5
Цель: познакомить детей со свойствами неизменности объема жидких тел от формы и размера сосуда.
Сюжет. Врач прописал всем больным микстуру. У каждого пациента своя посуда для приема лекарства (отличающиеся по форме и размеру бокалы, стаканы, кружки и прочее). Медсестре необходимо разлить микстуру поровну на всех больных.
- Вариант (или модуль) 6
Цель: развивать умение ухаживать за растениями и животными уголка природы.
Сюжет. Сегодня в нашей больнице совсем необычные пациенты. Это наши животные и комнатные цветы, которые растут в нашей группе. Они все серьезно заболели, ведь о них никто не заботится. Сначала надо узнать, чем же они заболели, затем выписать каждому рецепт и полечить.
Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, 4/2014.