Интегрированные группы в детском саду — это группы, в которых вместе занимаются дети здоровые и дети с особыми потребностями. За границей такой подход давно внедрен в образовательный процесс и показывает положительные результаты. Инклюзивное образование проходит как на уровне создания единых групп, так и обучения детей в разных группах, но в одном помещении.
Нормативы, предъявляемые к интегрированным группам
Интегрированные группы в детском саду комплектуются с учетом количественного соотношения, которое четко регламентировано Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13
1.12. … Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности:
а) до 3 лет — не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;
б) старше 3 лет:
- не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;
- не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
- не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.
Контингент детей, посещающих интегрированные группы в детском саду, может варьироваться, однако основным условием принятия в ДОУ является готовность ребенка к посещению 12-часовой группы. Кроме этого, ребенок должен иметь минимальные навыки самообслуживания. При наличии трудностей в самообслуживании, адаптации, с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) работает специалист — тьютор, в идеале человек со специальным психолого-педагогическим образованием.
Как пишет один педагог: «Вот сижу думаю, хотела бы я, чтобы в моей группе, в которой работаю, появился посторонний взрослый? Сначала возникает ответ — нет. А потом, вспоминая девочку Веру с СДВГ, то почему бы и нет? Я бы с детьми нормально занималась, а он бы пусть за ней бегал целый день и корректировал — и мне спокойнее, и Вериной маме».
Задач у тьютора много: он и помощник, и учитель, и воспитатель, и педагог. Он адаптирует образовательный процесс под ребенка.
Для того, чтобы была выделена ставка тьютора, группа должна иметь статус инклюзивной группы, а ребенок должен числиться особенным, то есть иметь соответствующий диагноз и справку от врача-специалиста.
Зеленым светом для изменения подхода к инклюзивному образованию в столице стал Закон от 28.04.2010 (№16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве»), который разрешил детям с ОВЗ обучаться в ЛЮБОМ образовательном учреждении. Статья 14 гласит:
Государственное образовательное учреждение не вправе отказать лицам с ограниченными возможностями здоровья в приеме на обучение в связи с наличием у них таких ограничений, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством и законами города Москвы.
То есть, если вы хотите, чтобы ваш ребенок посещал определенное дошкольное учреждение, по разным факторам (близость к дому, положительные отзывы, подходящая программа), а интегрированной группы в нем нет, вы можете сделать все возможное для того, чтобы ее открыли.
Это положение упрочил новый ФЗ «Об образовании», вступивший в силу 1 сентября 2013 года и дающий по сути право на инклюзив в любом детском саду.
Все выглядит хорошо на бумаге. На практике сделать будет, конечно, намного сложнее. Нужно набрать дополнительный персонал, оборудовать группу согласно требованиям СанПина. Лучше все же обратиться в сад, где уже работает группа «Особый ребенок» или открыта Лекотека и соответственно в штате предусмотрены необходимые специалисты (дефектологи, психологи, массажисты). Многие заведующие идут навстречу в ответ на предложение внедрить инклюзивный подход в программу, поскольку за интегрированные группы в детском саду будет идти доплата, и при этом довольно неплохая.
С каждым годом появляется все больше инклюзивных групп в детских садах. Достаточно посмотреть на статистику дошкольных учреждений, включающих инклюзивное дошкольное образование в свою программу. Например, в столице в 2010 году таких учебных заведений было 91, а в 2013 году — уже 143.
Содержание работы в интегрированных группах в детском саду
Интегрированные группы в детском саду работают в нескольких направлениях:
- развитие (речи, представлений об окружающем мире, познавательной сферы и прочее);
- социализация в условиях совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников;
- коррекция (работа учителя-дефектолога, логопеда, массажиста, педагога-психолога, арт-терапевта и других);
- творчество (хореография, игротерапия, керамическая и столярная мастерские, хореография).
Согласно новым ФГОСам, приоритет в дошкольном образовании отдается развитию социально активной личности, а это первый шаг к индивидуальному подходу, что особенно важно в инклюзивной группе.
При разработке перспективного планирования учитывается образовательная программа и индивидуальная программа развития ребенка (ИПР). ИПР для ребенка с ОВЗ формируется на основе первичной диагностики (беседы и анкетирование родителей, диагностика ребенка) и в ходе образовательного процесса может корректироваться и дополняться.
Для составления индивидуальной программы можно использовать:
- базовую Российскую Программу воспитания и обучения в детском саду;
- «Программу воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» авторов Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, А.П. Зарина, Н.Д. Соколовой;
- программы ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки»;
- программы, утвержденные Министерством образования РФ по дошкольному образованию детей с нарушениями интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата и другие.
Интегрированные группы в детском саду требуют большой организационной подготовки. Если, например, в Лекотеке есть возможности уделять все время одному ребенку, то в условиях массового детского сада сделать это довольно проблематично без ущерба для всех участников образовательного процесса. Здесь происходит двухсторонний процесс: ребенок адаптируется к определенным условиям — режиму, графику занятий, мероприятиям, а специалисты стараются адаптировать условия под ребенка. Например, дошкольник с ОВЗ может посещать детский сад на каждый день, а выборочно, не ходить на определенные занятия, если есть какие-либо противопоказания.
Как относятся родители к интегрированным группам в детском саду?
Отношение родителей к интегрированным группам неоднозначное. Цель инклюзивного образования — научить детей видеть в человеке человека, а не отдельно взятые наборы качеств, шаблонов, стереотипов. Разделения на правильных и неправильных быть не должно. И если раньше бытовало мнение, что единый коллектив идет на пользу особым детям, то сейчас многие увидели и другую важную проблему. Заговорили о «терапевтическом» эффекте для обычных детей. Они учатся не состраданию и сопереживанию, не тем чувствам, которые, кстати говоря, обижают многих особенных людей, а учатся воспринимать их адекватно. Этого отношения не хватает многим взрослым. Воспитание в советское время не допускало даже намека на существование людей других, с особыми потребностями.
Родители, выступающие против инклюзивного образования, боятся, что дети будут копировать поведение особых детишек из группы, а также попросту того, что им не додадут внимания, развития, знаний.
В последнем они правы. Нам, конечно, еще очень далеко до заграницы, где на каждого ребенка, например, в спецшколах для особо «тяжелых» учеников приходится по 3-4 человека персонала. Должны быть созданы определенные условия в группах, выделено достаточное количество ставок (дефектолог, массажист), для того, чтобы не страдала ни одна, ни другая сторона.
Другой вопрос — готовы ли мы к инклюзивному образованию? Как показывает опрос, который мы провели среди родителей — пока еще нет. Из 50 респондентов, 60% высказались против того, чтобы их ребенок посещал такую группу, и, соответственно, только 40% — за.
При этом многие в принципе не против того, чтобы ребенок ходил в интегрированную группу в кружке, на факультативе, но когда дело касается фундаментального образования, детского сада или школы, то тут мнение родителей меняется кардинально.
Автор — Даниленко Мария.