ребенок в детском саду

Автор «Справочника писателя: как написать и издать успешную книгу», Эльвира Барякина, сама не раз доказывала это личным примером. Ее писательская история начинается еще в 15 лет. Уже тогда, перед отъездом из России в США, было издано несколько ее книг. Недавно же на полках появился роман, которого все так ждали — «Белый Шанхай», рассказывающий о судьбах белогвардейских эмигрантов в Китае в 20-х годах ХХ века. Как прошло детство писательницы, допустимо ли наказание в воспитании, и есть ли рецепт идеального мультика и книги для детей — обо всем этом мы поговорили с Эльвирой Барякиной.

— Как проявилось ваше желание писать? Были ли какие-то события в детстве, которые обусловили ваш выбор?

Я думаю, что моя писательская карьера — это заслуга бабушки и родителей. Бабушка моя была дама властная, деловая и тщеславная. Первые два стремления души она могла легко удовлетворить: она была завучем в школе и женой директора фабрики, производящей дефицит. А вот чтобы польстить собственному тщеславию, ей пришлось очень серьезно вкладываться в меня. Она научила меня замахиваться на самые высокие достижения. «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», — это поговорка из ее репертуара.

Мама очень рано «подсадила» меня на чтение. Каждую неделю она приносила мне из библиотеки восхитительные, красочные книги. Потом я уже сама ездила за ними за тридевять земель и возвращалась – счастливая и гордая – с целой сумкой космонавтов, индейцев и пиратов.

А папа рассказывал нам с сестрой сказки и когда мы требовали продолжения, говорил: «Сначала запишите предыдущую серию». Так я взялась за ручку. Мне было 8 лет.

— Как вы считаете, нужно ли ходить детям в детский сад? Если да, то что это дает для будущего развития?

Не думаю, что существует единый рецепт для всех. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, образа жизни мамы и папы, самого садика. Конечно, идеальный вариант — это оба родителя, умные, добрые, образованные, полностью посвятившие себя детям. Но такие тепличные условия практически невозможно создать, поэтому каждой семье приходится решать, что ей больше подходит, исходя из своих возможностей.

— Сейчас в Европе хотят запретить физическое наказание, вплоть до тюрьмы. Как вы думаете, шлепки и ремень — допустимы?

Если я узнаю, что человек способен бить и унижать слабого, я не буду с ним общаться. Извините, но мне противно. Помню, когда-то я сотрудничала с дамой-аудитором. Однажды ей позвонила дочь-младшеклассница и сказала, что разбила какую-то мелочь. Дама — всегда такая милая и обаятельная — изменилась в лице и ледяным тоном сказала:

— Ну, готовься. Приду домой я тебе такого ремня всыплю!

Положила трубку и, улыбаясь, повернулась ко мне:

— Заголосила… Знает, что спуску не будет.

Мне хотелось вымыть руки с мылом. Что должно быть в голове у человека, который испытывает удовольствие от того, что маленькая девочка, которой и помощи-то попросить не у кого, боится ее до стылого ужаса?

И сколько на свете таких родителей-перевертышей, которые на словах «любят» ребенка, а на деле запугивают, ломают его волю и попросту издеваются над малышом, зная, что ничегошеньки им за это не будет.

Если наше общество считает недопустимым оскорбления и побои по отношению ко взрослым, то же самое должно вдвойне относиться к детям.

И если человек сам не соображает, что драться нельзя, пусть хотя бы боится закона.

— Смогли бы вы усыновить ребенка?

Теоретически да – если речь вести о желании любить. Но я законченный трудоголик, у меня рабочий день — 10-15 часов в сутки, поэтому я не считаю себя вправе усыновить малыша. Детьми надо заниматься, а не передавать их на руки няням, пока ты работаешь.

— Какую книжку, мультик и фильм вы считаете идеальными для детей?

Добрую. Только сегодня я поговорила по телефону с бывшим одноклассником – мы как раз обсуждали «детский вопрос». Меня поразило, что он считает, что ребенка надо ставить в самые жесткие условия — «пусть познает жизнь». А может, наш мир потому и жесток и несправедлив, что взрослые учат детей обороняться, а не помогать ближнему? Ведь можно говорить: «Кругом одни враги, будь настороже, следи, чтобы тебя никто не обидел». И совсем другое дело, если родители настраивают ребенка: «Будь добр, если видишь, что кому-то плохо – протяни ему руку.

Все люди хорошие – просто иногда по ошибке совершают дурацкие поступки». Думаю, что лучшие произведения искусства как раз и должны учить детей не приспосабливаться к «дурному» миру, а принимать на себя ответственность и делать этот мир лучше.