ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

Автор — Т.В. СЕВАСТЬЯНОВА, 
музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МАДОУ № 186 «Волгарик», г. Ульяновск. 

В целях реализации современной образовательной политики России, обеспечения высокого качества дошкольного образования, необходимы новые инновационные подходы к решению актуальных проблем, возникающих в детских садах в сложившейся социальной ситуации. Каким должно быть дошкольное образование в будущем? Как обеспечить максимально высокое качество дошкольного образования?

Педагогическая наука и практика находятся в поиске ответов на эти важные вопросы специалистов дошкольного образования.

Одним из вариантов решения возникающих проблем на современном этапе является использование в своей работе педагогических технологий.

Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого педагогом взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности.

Это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование «технос» – искусство, мастерство, «логос» – учение.

Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации взаимодействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности.
Ни одна образовательная область не изобилует такими количествами программ, как дошкольное образование. Но это лишь одна проблема. Вторая- это новое слово «технология».

Что такое «педагогическая технология», чем она отличается от программ, от методики, от педагогической системы?

Слово «технология» довольно прочно обжилось в педагогическом словаре, поэтому педагогу придется выбирать не только программу и методику, которыми он будет пользоваться в своей работе, но и технологию.

Программа – это, прежде всего документ, определяющий задачи воспитания и содержание обучения ребенка – дошкольника.

Технология – это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются. Программа отвечает на вопросы «что делать?» и «зачем делать?», а технология – на вопросы «как делать?»

Признаки педагогической технологии:

  • цели (во имя чего необходимо преподавателю ее применять);
  • наличие диагностических средств;
  • закономерности структурирования взаимодействия педагога и воспитанника, позволяющего проектировать педагогический процесс;
  • система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей;
  • средства анализа процесса и результатов деятельности педагога и воспитанников.

Педагогическая технология музыкального воспитания – это инструмент, позволяющий музыкальному руководителю детского сада эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности.

В отличие от методов, способов или приемов педагогическая технология позволяет музыкальному руководителю не только утверждать: «Знаю как», но и ответить на вопрос «Почему я это делаю?». Более того, применение педагогических технологий делает процесс решения задач последовательным, упорядоченным, продуманным и осознанным, позволяя педагогу достичь запланированного результата. Это очень важный момент, так как технологичность – одна из характеристик деятельности педагога XXI века!

Для реализации педагогических технологий необходима предварительная работа:

  • продумать условия реализации;
  • подготовить детей, предметную среду;
  • собрать все необходимые методические пособия;
  • обеспечить себя диагностическими материалами (протоколами наблюдений и собеседований, анкетными бланками);
  • подобрать музыкальные произведения, соответствующие музыкальной структуре воспитанников.

Условия реализации технологии:

  • Педагогическая технология реализуется в ходе совместной деятельности педагога, музыкального руководителя, родителей.
  • Место и время реализации технологии: беседы с детьми о музыке, интегрированные занятия, вечера развлечений, консультации для родителей, семинары – практикумы для педагогов.

Как создавалась моя технология?

Педагогический процесс в нашем дошкольном учреждении построен на системном использовании ОТСМ – ТРИЗ – технологии.

В течение нескольких лет педагогами нашего дошкольного учреждения применяется адаптированная модель «Объект – имя признака – значение имени признака» во всех образовательных областях. Для того, чтобы данный вид интеграции проходил не на уровне содержания, а на уровне способов работы в образовательной области «Музыка», мной были разработаны карточки – модели с именами признаков музыкального содержания и авторские музыкально – дидактические пособия: «Музыкальная лира» и «Музыкальная ромашка вопросов».

музыка

Схематическое изображение карточек – моделей с именами признаков музыкального содержания создавалось в совместной образовательной деятельности педагога с детьми.

музыка

Этапы работы с данной моделью, адаптированной к образовательной области «Музыка»:

На первом этапе дети, опираясь на свой жизненный опыт, учатся воспринимать звуки на слух, вслушиваться и различать их. Знакомятся с основами музыкального языка и слушают музыку. Узнают, что существует словарь музыкальных терминов и карточки – модели, с помощью которых можно осуществить анализ музыкального произведения.

На втором этапе дети проводят анализ знакомого музыкального произведения, используя знакомые карточки – модели с именами – признаков музыкального содержания.

На третьем этапе дети учатся слушать и анализировать музыкальные произведения, самостоятельно используя карточки – модели, формируя при этом познавательную активность.

Успех работы зависит от того, насколько интересен для ребёнка данный вид деятельности. Детей отталкивает все монотонное и скучное.

При ознакомлении дошкольников с именами – признаков музыкального содержания ведущей деятельностью является игра. Просто необходимо придумать игру к каждому учебному действию, и все получится.

В качестве мотива, позволяющего освоить карточки — модели с именами признаков музыкального содержания используются игры:

  • «Чего не стало?»,
  • «Определи по слуху»,
  • «Все мы музыканты»,
  • «Я по залу шла…»,
  • «1,2,3… свою пару найди!»,
  • «Да – Нет»,
  • «Скажи наоборот»,
  • «Теремок»,
  • «Найди друга» и другие.

По результатам диагностического обследования по использованию детьми карточек – моделей с именами признаков музыкального содержания в реализации образовательной области «Музыка» значительно повысилось процентное соотношение детей с высоким уровнем развития.

Результаты констатирующего эксперимента:

музыка

Пособие «Музыкальная ромашка вопросов» позволяет детям в игровой форме самостоятельно формулировать вопросы музыкального содержания, что повышает качество усвоения детьми старшего дошкольного возраста умения ориентироваться в музыкальных терминах, производить подробный анализ музыкальных произведений.

музыка

Авторские музыкально – дидактические пособия «Музыкальная лира» и «Музыкальная ромашка вопросов» были апробированы на протяжении нескольких лет с детьми дошкольного возраста на базе нашего дошкольного учреждения.

Таким образом, использование карточек – моделей с именами — признаков музыкального содержания в совместной деятельности педагога с детьми по реализации образовательной области «Музыка» позволяет сформировать у детей целостную картину мира, обобщенные умения, системные знания.

Это приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию знаний детьми, что усиливает их мотивацию, позволяет более эффективно использовать время образовательного процесса за счет исключения дублирования и повторов, неизбежных при преподнесении материала разрозненных разделов, осуществлять проектирование содержания предшкольного образования на основе образовательной программы, концентрирующей содержание дошкольного образования.