ребенок в детском саду

игры в детском саду

Автор — Анна Макарова, педагог-психолог

Когда учебный год в детском саду подходит к концу, приходит время подвести итоги. У детей свои итоги, у педагогов свои, но главным завершающим учебный процесс элементом являются итоговые занятия в детском саду. Они позволяют обобщить полученные знания, умения и навыки, поставить логическую точку в процессе обучения. Кроме того, итоговые занятия в детском саду – это ещё и обязательный анализ и систематизация знаний.

Занятия такого рода проводятся регулярно в конце каждого учебного этапа. Благодаря проведению итоговых занятий, педагог может иметь представление о степени усвоения знаний, планировать, если это необходимо, дополнительные учебные занятия, следить за тем, насколько подходит выбранная образовательная программа поставленным целям и задачам, а также соответствуют ли её возможности возрасту и особенностям детей, и, если требуется, вносить в неё изменения.

Итоговые занятия в детском саду: провожаем детский сад!

Особую важность итоговые занятия в детском саду приобретают в подготовительной группе, по причине того, что в этой ситуации они подводят итог не только году, но и всему обучению в стенах ДОУ. Во многих учреждениях завершающие итоговые занятия в детском саду проводят в форме открытых уроков, а иногда даже в формате развернутых утренников, с приглашенными родителями. Отличие таких утренников от обычных в том, что в них присутствуют элементы обобщения и систематизации знаний, полученных детьми в ДОУ.

Продумать и провести такое итоговое занятие, которое совмещало бы в себе праздник по случаю окончания детского сада и реальную систематизацию полученных ЗУН (знаний, умений, навыков) – это педагогический высший пилотаж. Однако именно такие открытые уроки-утренники наиболее эффективны, так как совмещают приятное с полезным, оставляя после себя массу приятных эмоций, как у детей, так и у родителей. А красочные фотографии с таких уроков – повод не только пополнить альбомы с воспоминаниями, но и составить впечатляющую педагогическую отчетность.

Совмещение итогового занятия и торжественного мероприятия может не отличаться большим размахом. По каждому из изучаемых в ДОУ предметов проводятся отдельные итоговые занятия в детском саду, в обычное для них время. Родителей можно пригласить, исходя из возможностей учебных помещений – тащить в тесную учебную комнату много человек не стоит, но при этом не стоит на скорую руку организовывать открытый урок в актовом зале, должным образом не оборудовав его под нужды детей и педагогического процесса.

Главным отличием торжественного итогового занятия от обычного может стать особенный элемент, например, театрализованное представление, музыка и пение, игровой интерактив. Конечно, все итоговые занятия в детском саду, проводимые в подготовительной группе, нужно посвятить одной главной теме – прощанию с детским садом и переходу в школьную жизнь. Приветствуется максимальное использование наглядных методических материалов и современных технических средств. Можно продемонстрировать детям учебный фильм или мультфильм, имеющий отношение к предмету и к подготовке к школе.

Интересные идеи для общего лейтмотива задания: путешествие от детского сада до дома, импровизированная экскурсия в школу, рассказы о школе в форме задачек и упражнений и другое. Для каждого из изучаемых предметов можно найти свою связь с переходом детей на новый этап обучения.

Итоговые занятия в детском саду: структура и анализ

По своей структуре итоговое занятие в детском саду, в принципе, не должно отличаться от обычного занятия. В нём в обязательном порядке должны присутствовать привычные для педагога вещи: цели, программное содержание, описание хода занятия, методов и материалов.

Если вы воспитатель или практикант, то одним из ваших заданий может стать анализ итогового занятия. Проводить педагогический анализ должны все педагоги в рамках взаимного посещения и обмена опытом.

Анализ итогового занятия должен одержать следующие пункты:

  • характеристика детей,
  • степень сложности проведенного занятия,
  • характеристика программных задач,
  • отзыв о типе занятия и его соответствии возрасту детей, а также поставленным задачам.

Также анализ должен содержать информацию о степени раскрытия используемых методов и приёмов, выделение плюсов и минусов проведенного занятия.

Итоговые занятия в детском саду: общие рекомендации

Чтобы итоговое занятие в торжественной обстановке выполняло свою прямую функцию, не стоит уделять много внимания внеучебным действиям, например, чтению стихов о школе (если это не урок чтения). Старайтесь насыщать учебным смыслом каждый элемент урока.

Особое внимание стоит уделить правилам поведения в школе, правилам техники безопасности, особенностям школьной системы обучения. Конечно, все эти знания должны быть грамотно вписаны в структуру урока и адаптированы для возраста детей. Не забывайте про обязательную разминку и прочие обязательные атрибуты любого урока.

Итоговые занятия в детском саду не должны сильно выпадать, выделяться из течения учебного процесса, но при этом дети должны чувствовать, что сейчас, на этом уроке происходит подтверждение того, что уже было изучено, что это последний, подтверждающий урок. При этом не стоит давать детям совсем уж окунаться в атмосферу праздника без учебных элементов – у них ещё будет отдельный, торжественный прощальный праздник, а урок всё же должен оставаться уроком.

К сожалению, многие родители продолжают перегружать детей дополнительными занятиями для подготовки к школе, хотя любая образовательная программа в ДОУ снабжает ребёнка необходимыми знаниями и умениями. Поэтому часто педагоги замечают, что в конце учебного года у многих детей налицо повышенная усталость и проблемы с восприятием учебного материала. Не забывайте проводить ликбезы с родителями, чтобы подготовка к школе проходила грамотно.

Так как в конце года внимание у детей «расшатанное», а, тем более, это усиливается в предвкушении перехода в школу, всю учебную нагрузку ближе к концу года (и итоговое занятие тоже) нужно насытить как можно большим количеством ненавязчивых упражнений в игровой форме.