ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

Для того, чтобы ответить себе на вопрос: как же подготовить свое любимое чадо к обучению в школе, надо понять, а что же включает в себя понятие «готовность ребенка к школе». Знание букв, умение читать и считать, решать сложные логические задачи – этому всему мы, любящие родители, пытаемся научить наших детей, чтобы они успешно учились в школе. Но достаточно ли этого?

Давайте разбираться.

По-мнению психологов, готовность ребенка к школе определяется многими критериями.

Основные:

  1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика).
  2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, то есть желание учиться, узнавать что-то новое; умение сосредоточиться, умение управлять своими эмоциями, умение строить свое поведение).
  3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция своего поведения в коллективе, способность обучаться).

Давайте рассмотрим подробнее каждый критерий.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Оценить уровень развития будущего первоклассника можно самим. Специальные тесты диагностики готовности к школе сейчас вполне доступны. Однако необходимо помнить, что одна отдельно взятая методика не позволяет оценить полностью все стороны развития ребенка.

Вот что проверяют подобные тесты:

  • развитие памяти (норма при запоминании 10 слов – 6 и более);
  • чистоту произношения, умение повторять сложное слово, умение различать звуки в словах;
  • произвольное внимание (умение работать над учебным заданием в течение 10 минут, не отвлекаясь);
  • развитие речи (богатство словаря, способность составить рассказ по картинке, пересказать услышанное);
  • развитие логического мышления (умение найти сходство-различие, обобщать, назвать лишний из предложенных предметов, расположить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности и так далее);
  • пространственную ориентацию (умение назвать, где находиться предмет – слева, справа, внизу, за, над и так далее);
  • умение действовать по инструкции (нарисовать узор по клеточкам под диктовку, сложить узор из кубиков по образцу);
  • готовность руки к письму (нужно скопировать несложный рисунок, несложную фразу);
  • общую осведомленность ребенка об окружающем мире;
  • элементарные математические навыки (порядковый счет до десяти, прямой и обратный, умение решить несложную задачу с помощью предметов) и многое другое.

В принципе, то развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском саду, те сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к обучению в обычной школе в общем достаточны.

Чем Вы, как родитель, можете помочь вашему ребенку:

1. Не отмахиваться от вопросов, которые начинает вам задавать ребенок. Но и не давать исчерпывающих ответов на них.

Полезнее всего рассуждать вместе с ребенком обо всем, что его интересует и что его окружает, побуждать его интерес, развивать пытливость ума, задавать вопросы и вместе искать на них ответы. Тем самым Вы способствуете развитию логического мышления, развитию речи, расширяете кругозор ребенка и его общую осведомленность об окружающем мире, желание узнавать новое, то есть мотивацию учения. Таким образом, подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.

2. Не отгораживать ребенка от вашей окружающей взрослой жизни.

Например, если вы иногда берете ребенка с собой в магазин, то он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему, скажем, конфету: если конфета стоит шесть рублей, то сколько ему дадут сдачи с десятирублевой купюры. Какую конфету он желает купить – вот написаны названия, пусть назовет хотя бы первые три буквы.

3. Можно вместе с ребенком решать так называемые логические задачи.

Например, сегодня мы решили испечь пирог. Что нам для этого нужно? И пусть ребенок называет все, что, по его мнению, необходимо. В конце вы подводите итог. Далее раскладываете процесс приготовления пирога по шагам (я беру миску, разбиваю ножом яйца и таким образом описываете полностью весь процесс приготовления вплоть до накрытия на стол). Важно, чтобы сам ребенок рассказывал, что нужно брать, делать. Вы лишь корректируете и соединяете воедино весь процесс.

Так можно рассуждать обо всем – сбор на прогулку ли это или поход в магазин. Но важно – о том, что вы реально делаете вместе с ребенком. Таким образом, вы способствуете развитию памяти, внимания, мышления, речи, причинно-следственных связей, умению планировать свою деятельность.

Очень хочется обратить ваше внимание вот на что: обученность и умственное развитие — это не синонимы!

Обученность – это те умения и навыки, которым ребенка обучили. Например, умение писать, читать, считать.

Интеллектуальное развитие — это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.

Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности может истощиться – на старых запасах долго не проедешь.

Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок будет овладевать в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость.

Эмоциональная и социальная готовность ребенка к школе

И здесь мы с вами подошли к эмоциональной и социальной готовности ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должны быть сформированы такие понятия, как « надо», «можно», « нельзя». Связано это с развитием воли и самоконтроля. Ребенок к 6-7 годам может регулировать свое поведение усилием воли.

Как же можно помочь ребенку развить волевые качества:

1. Игры с правилами. 

Любые коллективные игры, в которых есть четкие правила, способствуют развитию воли. Поэтому играйте больше с детьми. Замечательные игры: вышибалы, салочки, жмурки, холодно-горячо и многие другие. Такие игры, помимо воли, помогают развивать пространственные ориентации: право — лево, вверх — вниз и т.д., а также навыки общения, умение действовать сообща, умение проигрывать.

2. Весь дошкольный возраст – это сенситивный возраст для познания социальных правил и развития моральных качеств (как правильно себя вести, что хорошо, что плохо). 

Поэтому важно давать адекватную оценку действиям ребенка, самим быть примером поведения с другими людьми. Читая книги, вместе размышляйте о поступках героев, кто хорошо поступил, кто плохо, а как хорошо. Все это будет способствовать развитию нравстенно-волевых качеств, умению планировать свое поведение, а, следовательно, и в школе ребенку будет проще. Ведь в школе детей ожидает усвоение сложных социальных правил.

Для развития социальных навыков ребенка достаточно посещения им любых детских коллективов: детский сад, кружки, детские праздники, поход в гости, общение с братьями и сестрами.

Важно, чтобы ребенок к поступлению в школу обладал достаточно широким арсеналом способов общения, поведения в конфликтных ситуациях.

Приобретению этих навыков также способствуют любые коллективные игры.

Перечисленные критерии далеко не все, и, наверняка, существует «еще что-то, чему должен соответствовать ваш ребенок». Однако, помните, что ваш ребенок ничего не должен! У любого малыша существует естественная, биологическая тяга к восприятию новой информации, иными словами — к обучению. И главное условие успешной учебы – не сформировать потребность выучить от сих до сих, а развитие так называемого «пытливого ума», желании познать все вокруг, и детское любопытство тоже основано на стремлении узнать что-то новое. И задача школы и родителей эту пытливость поддерживать, а не подавлять.

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ В 6 ЛЕТ: Что думают психологи

О том, что первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка, знают все. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психо-эмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные занятия. Психологи указывают, что для многих первоклассников, и особенно для шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения. Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для психического развития, потому что в течение этого периода у ребенка формируется произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования. Поэтому лучше не торопиться в школу, если ребенок еще не готов.

Но даже у тех детей, которые психологически готовы к обучению в школе, адаптационный период длится от 2 до 6 месяцев. И в этот период ребенку необходима ваша поддержка, внимание и помощь. Часто в этот период дети начинают грубить, хамить, проявлять неуважение. Все это признаки стресса, крик о помощи. Самое лучшее в этой ситуации — не ввязываться в борьбу за власть с ребенком, так как взрослый всегда проиграет. А понять, что за этим стоит нервное перевозбуждение.

Что же делать? Нельзя же садиться на шею родителям! Конечно! Вы абсолютно правы! Но как же тогда реагировать на детское хамство? Лучше всего озвучивать свои чувства: «Мне неприятно, когда ты кричишь! Скажи спокойно. Я злюсь, когда ты мне так говоришь!» И замолчать на какое-то время. При этом не происходит эскалация (нарастание) конфликта. И вы даете ребенку понять, что не будете терпеть подобный тон. А главное, сохраняется теплая атмосфера в семье.

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ: Cказки для будущих первоклашек

Также полезно почитать детям специальные сказки, в которых в метафорической форме происходит знакомство со школьной жизнью.

Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Детям легче осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса и правил позволит снизить школьную тревогу у ребенка, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.

Создание «Лесной школы»

Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у Ежика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе. Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. Как он сюда попал, Ежик и сам не знал: может быть, какой-то школьник принес его для «живого уголка» еще крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ежик себя помнил, он всегда вспоминал школьные звонки, теплые руки детей, вкусные угощенья и уроки…

Очень нравилось Ежику, как проходили уроки. Вместе с детьми Ежик учился читать, писать, считать, изучал и другие предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Им казалось: бегает Ежик, радуется жизни. А Ежик мечтал…

И мечтал он о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе.

Вот Ежик стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу, в которой будут учиться зайчата, лисята, волчата, мышата и другие зверята. Учитель-Еж готовил класс к приему первоклассников. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Еж принес учебники — книжки с картинками, которые помогут научить писать, считать.
Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик.

— Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? — спросил у Сороки Сторож-Крот. — Ведь в школе не играют, а учатся!

Сорока важно ответила:

— Меня Еж попросил. Я буду отвечать за звонки.

— А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина! — удивился Крот.

— Эх, ты ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок — значит, пора на урок. А если на уроке звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! — затрещала Сорока.

— Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок?

— Да, только не побегут, а подойдут к столикам, будут ждать начала урока, — ответила Сорока.

— Это верно! — подхватил Еж. — Именно так делают настоящие школьники.

— Так наши ребята-зверята могут и не знать эти правила? — заволновался Крот.

— Придут в школу и узнают! — вновь затрещала Сорока.

— Да, — подтвердил Еж, — узнают, как стать школьником, как правильно писать, считать и многое другое.

Еж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и шелестели своей желто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают.

— Пора, пора! — объявляет всему лесу клен.

— В школу, в школу! — шепчет березка.

Букет для учителя

В лесу суета, переполох. Заяц бегает целый день в поисках сумки для сынишки. Зайчонок собрался завтра в школу, а портфеля нет. Как же ему книжки да тетрадки носить? Белка обещала помочь. Она своей дочке-то портфель настоящий смастерила, с отделениями, с ремешками и кармашками.

А Медведица трудится над костюмчиком для Медвежонка. «Ведь в школу надо нарядным идти, как на праздник», — ласково приговаривала она, отглаживая белый воротничок у рубашки.

Лисичка волнуется: «Надо Лисенка помыть, расчесать, красиво и аккуратно хвостик уложить, а его все нет, все где-то с Волчонком играет!»

Но Лисенок, Волчонок, Медвежонок вместе с Белочкой и Зайчонком занимались важным и нужным делом. Наши будущие первоклассники в лесу собирали букет для своего учителя. Собирали и разговаривали.

— Ой, Белочка, как же ты будешь в школе учиться? Ты все прыгаешь да прыгаешь, — волновался за подружку Лисенок.

— Не знаю, — ответила Белочка, — я действительно не могу усидеть на месте спокойно.

— Ничего, — успокоил ее Зайчонок, — там, говорят, перемены будут, вот на них и попрыгаешь.

— Перемены? — удивился Волчонок. — А мне папа говорил, что в школе будут уроки, на которых будем учиться, узнавать что-то новое.

— Это правильно! — поддержал друга Медвежонок. — Для этого мы в школу-то и идем.

— Да, но все время учиться, долго сидеть за столами мы не сможем, устанем, — объяснял Зайчонок, поэтому придумали перемены, где можно отдохнуть, поиграть.

— Поживем — увидим, — проворчал Медвежонок, — а сейчас давай цветы самые красивые выбирать, чтобы Учителю-Ежу понравились.

— А какой он — учитель? — поинтересовалась Белочка. — Добрый он или злой?

— Не знаю… — размышлял Волчонок. — Самое главное, мне кажется, чтобы он был умным, чтобы
много знал и умел.

— А я хочу, чтобы добрым был, — продолжала Белочка, — чтобы все разрешал.

— Представь себе, что тогда за уроки будут! — удивился Лисенок. — Одному разрешили кричать, другому скакать, а третьему в игрушки играть!

Все ребята-зверята весело засмеялись.

— Мне хотелось бы учителя доброго, но строгого и справедливого, чтобы смог понять и простить, помочь в трудную минуту и чтобы на уроке с ним было интересно, — закончила свои рассуждения Белочка.

— Да, это было бы хорошо… — подтвердил Медвежонок.

— А мне кажется, что каждому из нас свой учитель мечтается, — тихо произнес Зайчонок.

— Ты что-то загрустил, Зайчонок, боишься? — удивился Волчонок. — Смелее! Пусть будет учитель такой, какой он есть, а не выдуманный!

— А мне мама говорила, что в учителя идут только те, которые любят детей и хотят их многому научить! — воскликнула Белочка.

— Ой, ребята, смотрите, какой у нас большой и красивый букет получился! — обрадовался Лисенок.

«Наверное, нашему учителю будет очень приятно!» — подумали завтрашние первоклассники.

Смешные страхи

Наступило первое сентября. Каждому ученику понятно — в этот день дружно идем в школу! А для первоклассников это особенный день: день знакомства со школой, с учителем, с классом.

Солнышко улыбалось нашим первоклассникам, еще теплый ветерок подгонял их в пути. Аккуратные, красивые, с настоящими портфелями и с ярким букетом цветов приближались они к Лесной школе.

Около школы учеников встречал Учитель-Еж. Он внимательно рассматривал каждого ученика и добродушно улыбался. Букет ему очень понравился, Еж оценил старания ребят. «Спасибо!» — произнес Учитель, и его глаза засветились веселыми огоньками.

Сорока шумно приветствовала учеников звонком, который эхом разнесся по всему лесу.

— Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться! — торжественно произнес Еж.

Первоклассники осторожно проследовали за учителем, но, увидев светлый класс, осмотрелись и смело нашли себе подходящее место.

— На первом уроке сегодня мы будем знакомиться, — спокойно произнес Еж. — Вы расскажете, как вас зовут, чем любите заниматься.

Каждый из учеников рассказывал о своих любимых играх, мультиках, книгах и даже о любимых сладостях. Только Зайчонок ничего не рассказывал. Он сжался в комочек и спрятался за парту так, что выглядывали одни дрожащие ушки. Еж не сразу обратился к нему, подождал, пока все ученики выскажутся.

— А как тебя зовут? И чем ты любишь заниматься? — прозвучало над заячьим ушком.

— Я? Не-не-не знаю! — дрожащим голосом прошептал Зайчонок.

— Кто тебя так напугал? — забеспокоился Учитель.

— Бра-братишка… — ответил Зайчонок, — он сказал, что в школе меня проучат как следует, да еще будут наказывать хворостинками.

Все первоклассники рассмеялись.

— А что еще рассказывал твой братишка про школу? — продолжал спрашивать Еж.

— Он говорил… — уже смелее произнес Зайчик, — что у Вас очень острые иголки и что непослушных учеников Вы больно ими колете.

Еж, все ученики и даже сам Зайчонок дружно смеялись.

— Да, твой братишка — фантазер! — с улыбкой сказал Учитель-Еж. — Наверное, ему не хотелось отпускать тебя в школу, потому что не с кем будет играть. Вот он и придумал эти страшилки.

— Наверное… — уже спокойно отвечал Зайчонок, — еще он обиделся на меня за то, что я научился лучше его прыгать и бегать.

— А ты любишь бегать и прыгать? — уточнил Учитель.

— Очень! — радостно ответил Зайчонок.

— Очень хорошо! Значит, ты будешь на физкультуре лучшим учеником! А на перемене поможешь организовывать подвижные игры для отдыха.

После этих слов Учителя прозвенел звонок с урока, и Еж пригласил ребят в коридор отдохнуть. Первоклассники с улыбкой выходили из класса, а Зайчонок уверенно шагал впереди всех.

Игры в школе

На перемене ребята-зверята успели рассмотреть школу и поделиться с друзьями своими впечатлениями.

— Да, попрыгать-то здесь особенно негде! — произнесла Белочка.

— Почему? — возразил Волчонок. — А стулья и столы в классе? Как раз для прыжков пригодятся.

Белочка обрадовалась находчивости Волчонка. Вместе они устроили настоящие гонки с препятствиями по всему классу. Когда прозвенел звонок на урок, игра была в самом разгаре.

Возбужденный и всклокоченный Волчонок не сразу заметил Учителя. А когда остановился, то с удивлением оглянулся на своих товарищей. Белочка тоже не могла понять, в чем дело. Остальные ученики стояли около своих столиков и растерянно смотрели на беспорядок в классе.

— Да, повеселились… — спокойно произнес Еж. — А звонок на урок уже прозвенел!

— Я не слышал! — сказал запыхавшийся Волчонок.

— И я не слышала… — прошептала Белочка.

— Белочка и Волчонок, поставьте, пожалуйста, столы и стулья ровно, — попросил Учитель.

Когда порядок в классе был восстановлен, учитель объявил урок математики. Еж предложил ребятам познакомиться с учебником, с тетрадкой в клетку. В тетради надо было выполнить первое задание: сосчитать и нарисовать фигуры. Все справились быстро, только Волчонок с Белочкой не поняли задание.

А когда Белочке стало совсем скучно, она достала из портфеля орешки и принялась их рассматривать, играть.

— Как у тебя получилось, Белочка? — обратился к ученице Еж.

— А я ничего не смогла сделать, — произнесла Белочка, спрятав орешки в парту.

— Но ведь сейчас Заяц еще раз подробно объяснял задание! Ты не слышала?

— Нет! — призналась Белочка. — Не слышала…

— А что же ты делала? — поинтересовался Еж.

— Я играла с орешками, — честно призналась Белочка.

— Ну что же, пришло время для разговора об играх в школе, — обратился Еж ко всему классу. — Играть в школе можно, но давайте вместе подумаем, когда играть, где, как и в какие игры, — продолжал Учитель.

— Можно прыгать и бегать! — радостно предложил Волчонок, который еще находился под приятным впечатлением от игры с Белочкой.

— Можно, — согласился Еж. — Но только на спортивной площадке или в физкультурном зале. А в классе или в коридоре от таких игр могут произойти неприятности. Какие, ребята?

— Испачкаются, сломаются столы или стульчики! — ответил Лисенок, лапкой нежно поглаживая свою парту.

— Больно ушибутся сами ученики или ударят кого-то нечаянно! — забеспокоился Зайчонок.

— Да, это верно! А еще? После таких игр трудно сразу успокоиться и на уроке ученик становится рассеянным, ему трудно понимать, слушать! — подсказал ребятам Еж.

— Это точно, — согласились Волчонок и Белочка, но вместе добавили: — Но во что же нам играть во время отдыха на перемене?

Все задумались. И Еж думал вместе с ребятами.

— Можно играть в настольные игры, в шашки, в шахматы? — спросил Медвежонок.

— Конечно, можно! Но если долго сидишь на уроке, а потом сидишь еще и на перемене, спина будет уставать. Да и подвигаться для организма полезно, — объяснял Учитель.

— А может быть, нам сделать теннисный стол в коридоре и устраивать соревнования? — предложил Заяц.

— И еще повесим на стенку цветной круг и будем бросать в цель маленькие мячики на липучках! — размечтался Лисенок.

— Молодцы, ребята! Здорово придумали! — похвалил Учитель. — Так мы и сделаем. А есть и другие интересные и нешумные игры: «Ручеек», «Тише едешь — дальше будешь», «Путанка» и другие. Я обязательно вас с ними познакомлю. А во что можно играть на уроке?

— На уроке не играют, а учатся! — важно произнес Медвежонок. — А то весь урок пропустишь! Как же тогда узнавать новое?

— Правильно, Медвежонок! — согласился Еж. — Но есть игры, которые помогают лучше усвоить, закрепить урок. И я тоже буду вас с ними знакомить.

А игрушки на уроке сильно отвлекают самого ученика и его товарищей. Поняла, Белочка?

— Да, — тихо произнесла она. — Я больше не буду, извините меня, пожалуйста.

— Конечно, мы тебя извиняем, а на ваших ошибках сегодня все научились правильно играть и отдыхать в школе.

Прозвенел звонок с урока. Ребята-зверята дружно стали устанавливать теннисный стол в коридоре. А Еж научил всех новым играм. Так весело и интересно прошел первый день в Лесной школе.

Школьные правила

На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело поднимались по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему Учителю.

— Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! — сказал Еж. — Сегодня мы на этом уроке поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?

— Мне мама говорила, — произнесла Белочка, — что существуют правила питания. Например, когда мы кушаем, то надо меньше разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.

— А мне папа говорил, — продолжал разговор Волчонок, — что во всем мире живет много правил. Есть правила питания, есть правила игр, поведения: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.

— «Правило» — значит делать правильно» — подвел итог Медвежонок.

— Молодцы! — похвалил всех Учитель. — А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить?

— Наверное, можно, но ведь будешь тогда всегда на своих ошибках учиться, — улыбаясь, произнес Волчонок. — Как мы вчера с Белочкой.

— Да, и неприятностей будет много, — согласилась с другом Белочка. — А я не люблю неприятности.

— Неприятности никто не любит, — подтвердил Учитель. — Поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.

— Как у Вас так интересно стихи получаются? — удивился Заяц.

А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята?

— Конечно, согласны! — хором ответили ученики.

— Я буду называть правило, а вы будете из него стихотворение придумывать. Правило первое: В школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.

— Готово! — обрадовался Лисенок. — В школе «Здравствуй» говорят и с улыбкой дарят взгляд!

— Отлично, Лисенок! Второе правило потруднее: До звонка на урок надо подготовить все необходимое для учебы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждет приглашения учителя около своей парты.

— Можно я попробую? — предложил Зайчонок. —
До звонка ты приходи
И порядок наводи!
По звонку все дружно в ряд
Ждут учителя, стоят!

— Молодец, Зайчонок! Третье правило: Чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку.

— Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал, — проворчал Медвежонок.
Друга зря не беспокой.
Береги его покой.
На уроке тишина.
Руку поднимай тогда,
если хочешь отвечать
или важное сказать.

— Очень хорошо, Медвежонок! Правило четвертое: Когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.

— Это легко! — воскликнул Волчонок.
На уроке ждут ответ.
Кто-то знает, кто-то нет.
Отвечает только тот,
Кого учитель назовет.

— Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете! Еще попробуем? Правило пятое, оно уже вам знакомо: Играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.

— Сейчас моя очередь! — произнесла Белочка.
Вот звонок на перемену,
Приготовься отдыхать:
Можешь с другом прогуляться,
Можешь тихо поиграть,
Подготовь к уроку все,
Чтоб училось нам легко!

— Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, — порадовался за своих учеников Еж. — Эти пять правил мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже. А сейчас первое домашнее задание. Да, в школе задают задания на дом для того, чтобы лучше понять учебный материал, научиться работать самостоятельно, без учителя, без родителей. Итак, задание такое: придумать стихи про правила поведения за столом, на дороге, в транспорте, в гостях или в других местах. Удачи вам, ребята!

После сказок для школьной адаптации предложите детям поупражняться в сочинении правил-стихотворений. Когда дети сочиняют, они самостоятельно обдумывают правила, осмысливают их назначение. Первоклассники могут нарисовать свои правила. Творческий подход добавит положительных эмоций в выполнение школьных правил и в организацию дисциплины.

В заключении хочется привести одну цитату С. Харрисона:

Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка — это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь — то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе.

Удачи всем! Помните, что любые трудности преодолимы. Нужно только время и терпение.

Автор — Анастасия Комарова, психолог Монтессори-центра СЕМИЦВЕТИК.