ребенок в детском саду


Детский сад является важным периодом в жизни ребенка, так как это одна из первых глав его образовательного пути. Поиск подходящего места может быть сложным процессом для всей семьи, ведь все хотят самого лучшего для своих детей. Чем должны руководствоваться и на что обращать внимание при выборе детского сада, рассказывает практикующий психолог и соосновательница детского сада Infant School Наталия Дербенева.

Обучение

При выборе детского сада родители не всегда уделяют должное внимание образовательной программе. Им кажется, что дети еще очень маленькие, что это не так важно и время еще есть. Но образование не обязательно подразумевает, что ребенок будет сидеть за партой часами. Если программа выстроена грамотно, разделена по возрасту, то она воспринимается детьми вполне как игра, где социализация и обучение соединены в одном флаконе. Не надо этого бояться. Да, не все родители разбираются в методиках и подходах к дошкольному образованию, но если есть возможность поговорить с педагогами, поприсутствовать на занятиях, то любой взрослый человек поймет, интересными и полезными будут уроки или нет.

Если мы говорим про детей постарше и их пора готовить к школе, то родителям следует обратить внимание на успехи выпускников сада, поинтересоваться, куда они поступают. Это лучше всего показывает эффективность работы педагогов. Но нужно быть очень внимательным, если вы отдаете ребенка в языковые детские сады, где говорят только на китайском, только немецком или только английском языке. Жизнь переменчива и детки должны хорошо знать не только иностранный, но и свой язык. Во время учебы его доля должна быть минимум 50%. Какая бы программа образования в детском саду ни была, доля родного языка должна быть существенна. Это хорошо для психики, сохранения единства семьи — это, во-первых. А во-вторых, никогда не знаешь в какую школу будет поступать ребенок. Например, у нас есть детские сады, где практически всё обучение проходит на английском языке, русский факультативно. Такие дети с трудом поступают в хорошие школы в Москве, если не занимаются дополнительно так, как иностранный язык в них не аттестовывают.

Кроме этого, обязательно нужно уточнять, чему конкретно обучают детей: счету, логике, чтению, навыкам письма. О чем заявляет детское учреждение. И исходя из этого решать, вам это подходит или нет, совпадает ли с вашими целями и задачами. Например, детский сад говорит: “Мы не принуждаем детей к обучению. Хотят занимаются, хотят играют”. Родители сначала прибывают в восторге от такого подхода, но по итогу оказываются не готовы, что их ребенок действительно ничему не научился до поступления в школу, а лишь играл и погружался в творчество.

Социализация

Многие родители думают, что если отдают ребенка в детский сад, то задача по социализации автоматически решается так, как он все время будет находится среди сверстников. Но это не так. Нужно обязательно поинтересоваться, какая существует внеучебная деятельность, есть ли в штате психолог, проводит ли он групповые и индивидуальные занятия с детьми. Дело в том, что если их просто собрать на территории сада и проводить развлекательные мастер-классы, занятия, то вопросы социализации не будут решены. Узнайте, что педагоги делают в этом направлении, есть ли план по внеучебной деятельности: какие праздники проходят, какая к ним организована подготовка; что дети делают в обычные дни. Выясните, какие именно есть практики для социализации трех-, четырех-, пяти-, шестилетних детей. Например, у нас в расписании заложен психологический тренинг, который нам помогает мониторить особенности детей и решать их задачи во время обучения и игр. То есть если ребенок закрыт и не идет на контакт, то педагоги будут стремиться помочь ему преодолеть барьеры в общении.

Помимо праздников, в саду могут быть организованы кружки по интересам, совместные мероприятия с родителями или объединенные дни для детей разных возрастов, совместные выходы в парк на природу, в музей; “душевная почта”, соревнования по чтению книг и многое другое. Должен быть создан целый спектр возможностей для участия в социальной жизни маленького сообщества. Нельзя просто посадить ребенка и рассказать ему общаться надо так-то и так-то. Он должен учиться на чьем-то примере, видеть как родители и дети общаются и искать то, что ему ближе.

Педагоги

Родителям маленьких детей (от 2-4 лет) зачастую очень хочется передать их в “теплые руки”, тете-наседке, у которой они не будут плакать, не будут болеть, не будут падать и всему сразу научатся. Но важно помнить, что педагоги, в первую очередь должны помогать развитию вашего ребенка. Речь идет о том, как найти точки соприкосновения, чтобы всем было комфортно и результативно делать общее дело, но не заменять место родителей.

Не выбирайте сад только из-за одного “звездного” учителя. Это не определяющий фактор. Должна быть налажена система, благодаря которой родители хорошо представляют, что педагогов отбирают по четким критериям. Также важен возрастной баланс, чтобы не все специалисты были молодые или с тридцатилетним стажем. Это способствует преемственности, обмену опытом и поддерживает драйв начинающих педагогов. Важна сбалансированность, важна система повышения квалификации, только комплексный подход, а не один “звездный” учитель может гарантировать качество дошкольного образования в саду.

Наполнение

Проверьте обстановку в детском саду. Соответствует ли окружающая среда заявленным целям и задачам и здоровью вашего ребенка? Важно проверить предлагаемые удобства такие, как детская мебель, игровая площадка и классы, место для сна. Также следует поинтересоваться, как организовано питание. В Москве есть немного детских садов, где рацион для детей предоставляют по медицинским показаниям. Зачастую всем полагаются одинаковые продукты. Но если это частный сад, то можно уточнить, работает ли свой цех или питание привозное.