Добрый день! Хотелось бы знать, как воспитатель может себя защитить в непредвиденных случаях с ребенком, который неадекватен, неуправляемый. На группе имеется ребенок, который не поддается ни каким уговорам, с детьми не играет, отбирает у них игрушки, истерит, убегает, кидается драться на воспитателей, ругается матерными словами, не дает с детьми заниматься ни при каких обстоятельствах. В карточке стоит диагноз: неврастения. Во время прогулок падает на асфальт, землю и начинает биться, кататься по земле. И это длится до тех пор, пока ребенок сам не успокоится. Такое поведение проявляется каждый день. Как быть в таких ситуациях воспитателям, если ребенок, не дай Бог, упадет и разобьет голову? Галина.
Ответ: исходя из общих правил, воспитатель обязан обеспечить сохранность жизни и здоровья детей в группе. То есть, основная правовая защита для воспитателя в случае получения травмы ребенком – предоставление доказательств того, что им предприняты все возможные меры обеспечения безопасности детей.
Если у ребенка имеются недостатки в развитии, которые требуют проведения индивидуальной или адаптивной программы, то согласно нормам п. 16 ст. 2 и др. норм Федерального закона «Об образовании в РФ» такой ребенок должен относиться к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с подтверждением ПМПК.
В рекомендациях ПМПК по программе образования ребеночка с ОВЗ должны указываться соответствующие мероприятия по обеспечению здоровья такого ребеночка в период приступа (обострения).
Если такие мероприятия в рекомендациях ПМПК не конкретизированы, то Вы имеете право направить соответствующий запрос в ПМПК, поскольку согласно п. 10 Положения о ПМПК (утв. приказом Минобрнауки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082) Комиссия обязана оказывать консультативную помощь родителям детей, работникам детского сада по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ или девиантным (общественно опасным) поведением.
Владимир Коржов, юрист.