ребенок в детском саду

Детская психология

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Недавно начала знакомить годовалого сына с горшком. Он пока не понял, как использовать горшок по прямому назначению и складывает в него свои игрушки, надевает на голову и разрисовывает его фломастерами.

Я была против таких игр с горшком и сразу же убирала его, если Дима начинал играть с ним. Но недавно услышала мнение врача, что ребенку для успешного приучения к горшку необходимо пройти «игровой» этап, поиграть с горшком и таким образом познакомиться с ним.

Так как же правильно? Помогите разобраться!

Отвечает детский психолог:
Добрый день. Ваш доктор был абсолютно прав. Основной познавательной деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Через игру дети познают окружающий их мир. Но способы познания у них крайне ограничены. И чем меньше ребенок, тем меньше у него средств для получения информации.

Новые сведения вы получаете общаясь со знакомыми, читая статьи в Интернете, просматривая справочники. У годовалого ребенка нет такого выбора. Все чем он может воспользоваться это его собственные руки, ноги, нос, рот, уши, глаза. Даже ваших объяснений часто не достаточно, слов он знает мало, да и знакомые слова не всегда может понять. Конечно же, многое малыш осваивает, наблюдая за вами. Но ведь смысл увиденных действий тоже надо разгадать, при том жизненный опыт мал, сравнить не с чем, мозг недостаточно развит для размышлений и выводов. Например, вы моете пол, а ребенок смотрит и думает: » Этим мама возит по этому». А вот зачем — понять сложнее.

Теперь представьте себе, что вам подарили что-то неизвестное. Пусть это будет искусственный снег. Вы разворачиваете пакетик, видите белый порошок и + никаких инструкций и надписей. Каковы ваши действия? А если подарившие молча улыбаются?

Ваш ребенок находится примерно в такой же ситуации. Вы преподносите малышу горшок. Перед ним встают задачи:

  • привыкнуть к необычному предмету.
  • понять что это такое.
  • применить по назначению.

Малыш видит емкость — и кладет игрушки (как в ящик). Перевернул — похоже на шляпу (как у мамы). Поверхность гладкая, светлая, фломастер рисует превосходно (как бумага). Неоднократно играя с горшком, ребенок убеждается, что горшок подвластен, красив, интересен, не страшен. Таким образом, решается первая задача, малыш принимает новый предмет в свой мир и соглашается его использовать.

Таким образом, в процессе игры ребенок спокойно привыкнет к незнакомому предмету и согласится им пользоваться по назначению.