Рубрика — Детская психология
Какие мультики стоит показывать ребенку, а какие — нет? Думаю, ответ на этот вопрос каждый родитель/воспитатель даст самостоятельно. Неожиданный совет?
Посудите сами: на что вы обращаете внимание, когда, скажем, выбираете что-то для собственного просмотра? Кому-то важен сюжет, кому-то качество видеоряда, для кого-то на первом месте стоит озвучка. Так и с мультфильмами.
Если рассмотреть каждый из этих трёх критериев подробно, то мы получим настоящую классификацию видов!
Сюжет. По сюжету можно разделить мультфильмы на поучительные (народные и литературные сказки, обучающие-развивающие мультфильмы) и на чисто развлекательные. По моим наблюдениям, среди старых советских мультиков преобладают поучительные, среди западноевропейских — развлекательные (в основном, с юмором ниже пояса). Ничего не имею против, скажем, американских мультфильмов как таковых, это сугубо моё личное мнение.
Далее, в мультфильмах с вроде бы подходящим сюжетом могут встречаться эпизоды, которые Вы не хотели бы преподносить своему малышу. Например, разрезание живота волку из сказки «Семеро козлят» или то, как Баба-Яга старалась испечь кого-нибудь в печи… Или, наоборот, в неприятный сюжет встроены полезные эпизоды (например, дети, которых родители заводят в лес на верную смерть, помечают путь, чтобы вернуться из леса).
Видеоряд. Казалось бы, здесь всё однозначно: выбираем в меру реалистичные, в меру яркие мультфильмы, оставляем за бортом Телепузиков, Покемонов и Никельодеоновские мультфильмы. А как быть, если замечательный сюжет облечен в крайне неудачную форму? Кстати, иногда «страшный» стиль мультфильма оказывается на руку. В каком-то из сериалов Никельодеона был примечательный мультфильм о девочке, которая любила кривляться, каждый раз стараясь превзойти саму себя. В итоге она состроила гримасу века, да такой и осталась. Мультфильм этот нарисован ужасно, но я бы его своим детям показала — уж больно поучительный.
Озвучка. Этот критерий часто незаслуженно забывают. А на самом деле для маленьких зрителей он играет немаловажную роль. Скажем, вы замечали, что в советских мультиках герои порой так пищат, что не разобрать слов? А малыши с удовольствием слушают и всё прекрасно понимают! Дело в том, что детские уши лучше улавливают и различают высокие звуки, а взрослые — более низкие. Вот и получается, что «пищащие» мультфильмы деткам оказываются понятней. Приятны детям и мультфильмы, где герои озвучены детьми — правда, таких меньшинство.
А теперь смотрите: мы вроде бы обрисовали критерии, которым должен отвечать «хороший» мультфильм. А что будете делать, если попадётся мульт, не ахти как отрисованный, озвученный непрофессионалами, с сюжетом не особо поучительным… но такой добрый, душевный! Отставите в сторону?
Или, наоборот, может встретиться мультик, прекрасно отвечающий всем требованиям, но стерильный, плоский. Какое решение примете? Решать вам!
Автор — детский психолог Татьяна Тамбовцева