Автор — Детский психолог центра «Ромашка» Бабкина Валентина
Каждому родителю хочется дать лучшее своему ребенку. Вначале лучшее питание и памперсы, затем лучшие игрушки и развивающую среду, детский сад, желательно с ремонтом бассейном и чуткими педагогами, школу…. Продолжать можно бесконечно. Только если с тем, что можно купить – все понятно, то в плане дошкольных учреждений много «но»… Можно подобрать платный детский садик с проверенными воспитателями и успокоиться, но это не всем доступно, да и места в таких садах тоже разлетаются как пирожки. Можно пойти в районный отремонтированный сад с новыми игрушками, но не умеющими работать с детьми воспитателями.
Можно пойти в сад рядом с домом, с обшарпанными стенами, но получить чутких, добрых и заботливых воспитателей. Вариаций много. И тут дело удачи, а путевка уже у вас на руках.
В своей практике я очень часто встречаюсь с мнением, что на то, как пойдет ребенок в детский сад и как он адаптируется, влияет воспитатель. Несомненно, что личность воспитателя важна. Но в первую очередь адаптируют ребенка к новым условиям родители. И процесс адаптации к детскому саду надо начинать за 6 месяцев до первого посещения.
Почему так заблаговременно? Так складывается, что кто-то вынужден отдавать в сад ребенка в 1,5 года, кто-то в 3. Я думаю не вызывает сомнений тот факт, что ребенок в 3 года самостоятельнее ребенка в 1,5. Но есть множество возрастных особенностей детей, которые будут влиять на адаптацию в том или ином возрасте.
Если мы берем малыша 1,5 лет, то первое, о чем пекутся родители, это вопросы горшка и самообслуживания. Да, это важно. Но важнее всего, что с 1 года до 3 лет происходит психологическое отделение ребенка от мамы, когда он осознает собственное «Я». Мама выступает в роли защиты от всех бед, в любой стрессовой ситуации малыш бежит к ней. Будь то падение со стула, или простой взгляд строгой соседки – мама придет на помощь. И тут ситуация детского сада. Стресс, новая обстановка, множество детей и Я уже не центр вселенной, у меня отобрали игрушку, запретили есть яблоко не за столом, высаживают на ненавистный горшок через каждый час. Где мама? Нет мамы! А защитные механизмы психики не успели сформироваться к новым условиям. И в итоге, через пару месяцев мама садится дома с ребенком, потому что тот начинает активно болеть «из-за того, что в группу водят больных детей», при этом четко одна и та же половина группы посещает ее даже в эпидемии и не болеет. Либо начинаются энурезы, диатезы, навязчивые движения, и прочие неприятности.
С ребенком трех лет казалось бы все проще. Психологическое отделение от мамы должно находиться в стадии завершения. Защитные механизмы активно формируются. Главное – ребенок уже может рассказать, что не так. Но тут на ринг выступает кризис 3-х лет. Вы просто не узнаете своего ребенка. Негитивизм, делание все наперекор родителям, а порой и самому себе. В саду ребенок либо раздает шишки, либо их получает. В любом случае либо ребенок начинает болеть, либо предоставляет все возможные ситуации для волнения.
Возникает вопрос, когда отдавать ребенка в детский сад. На самом деле во всех случаях играет огромную роль психологическая подготовка, и если она была проведена, то хоть в 2-3-4 года ваш любимый малыш с минимальными потерями войдет в новый социум.
Перечислю основные факторы, которые оказывают влияние на адаптацию в детском саду:
Первое, с чего нужно начинать родителям, это режим детского сада. Сводится он к нему постепенно, корректируя время каждые 2-3 дня по 5 минут. Режим сна и еды крайне важен для ребенка – это стабильность его нервной системы, которая связана напрямую с иммунной, чтобы оказывать сопротивление при малейшем стрессе.
Второй фактор – это границы, запреты и наказания. Понятно, что дома границы дозволенного значительно отличаются от границ группы детского сада. Но есть общие правила, которые надо ребенку прививать постепенно. Например, перед едой и после еды мы идем мыть ручки. Кушаем только за столом на кухне. Поиграл в игрушку – положил на место. Обувь в прихожей ставим на одно место. Такие мини-правила, которые вводятся постепенно, подготавливают ребенка к тому огромному количеству запретов, с которыми ему придется столкнуться.
Третий фактор – умение ребенком переносить расставание с мамой. Вопрос доверия к маме. Мама начинает раз в неделю увеличивать интервал своего отсутствия, когда ребенок не спит. Вводится ритуал прощания и главное формируется доверие ребенка к знанию, что мама вернется тогда, когда пообещала. У детей нет чувства времени, поэтому важно говорить, что будет происходить, когда вы вернетесь. Например, «Я вернусь, когда ты с папой пообедаешь» или «Я вернусь вечером — когда за окошком станет темно и ты съешь вечерний творожок». Если ребенок так чувствителен к вашему уходу, что не выпускает вас даже из комнаты, то начинаем учить ребенка расставаться с вами в рамках квартиры, затем уходим в магазин за хлебом на 20 минут и так постепенно увеличиваем интервал до полного дня.
Четвертый фактор – навыки самообслуживания. У детей с 1-3 год жизни присутствует сенсомотороный интеллект, мышление через движение. Преобладает двигательная и эмоциональная память. Ребенок достаточно быстро учится владеть ложкой и кружкой, залазить на табуретку. Многие подумают «это не про моего ребенка». Не правда. Это про вашего ребенка, вопрос как часто вы даете ему закреплять эти навыки. Как часто не даете самостоятельно залезть на стул или упасть с него, как часто жертвуете приготовленным обедом, который идет «не впрок» мимо рта. К этому относится и вопрос одежды. Если покупать свободные шорты, а не надевать колготы, то ребенок быстро научится их одевать. Если покупать футболки со свободным горлом, результат так же не заставляет себя ждать.
Пятый фактор – формирование психологических защит. В этом огромную роль играют взаимоотношения между родителями и ребенком. В каких случаях родители оказывают поддержку ребенку, а в каких дают искать самостоятельного решения. На формирование психологических защит оказывает негативное влияние совместный сон с ребенком и позднее отлучение от груди, кроме случаев, когда ребенок был не доношен, ослаблен и имеет какие-либо проблемы со здоровьем (максимальным возрастом отучения от груди и совместной постели являются 2 года).
Как видите, каждый фактор – это дело не одного дня и даже не одной недели. Чтобы не травмировать психику ребенка, процесс подготовки должен быть естественен и максимально комфортен ребенку.
В Детском центре «Ромашка» мы регулярно проводим тренинг на тему «Адаптация ребенка к детскому саду». Он идет один день, три часа. На нем мы разбираем все вопросы, связанные с адаптацией к ДОУ: подготовка к саду, налаживание взаимоотношений с воспитателями, вопросы связанные с частыми болезнями ребенка в ДОУ, возможные ситуации с ребенком в детском саду в первые месяцы – истерики при расставании, слезы при встрече, агрессия в группе и дома и многое другое.