Современная школа – это, прежде всего, институт становления всесторонне развитой личности ребенка. Безусловно, сегодня ученики проводят большую часть своего времени в стенах школы, а значит, находятся под постоянным наблюдением педагогов. Особенное внимание учителей приковано к совсем недавно покинувшим детские дошкольные учреждения ребятам – первоклассникам. Именно они больше всего нуждаются в тщательном мониторинге и анализе различных личностных качеств с первых дней пребывания в школе.
Для того чтобы сделать этот процесс максимально эффективным и удобным, заводится характеристика первоклассника.
Что это такое?
Характеристика первоклассника – это документ, который содержит данные анализа социальных, педагогических и психологических личных качеств учащегося.
Обычно первичный мониторинг проводится в начале обучения. Оценки, полученные в этот период, сопоставляются с теми результатами, которые первоклассники показывают в конце года.
В некоторых случаях целесообразно проводить промежуточные тестирования, которые также включаются в анализ.
Что включают в характеристику?
Обычно учителя проводят диагностику по следующим критериям:
- Характеристика познавательных процессов. Сюда входят данные об уровне мышления, памяти, внимания, произвольности или непроизвольности психических процессов.
- Организационные навыки и умения.
- Обладание в той или иной степени общеречевыми умениями.
- Общепознавательные умения.
- Умение к контролю, самоконтролю и адекватной оценке.
- Успеваемость: уровень овладения знаниями по основным предметам (русскому языку, математике, чтению); данные о количестве знаков в минуту, которые сможет осознанно прочитать ребенок.
- Особенности поведения.
Помимо вышеуказанных, характеристика первоклассника содержит также информацию об имени, фамилии и отчестве ребенка, его возрасте, дате рождения, сведения о семье. Иногда учителя также отмечают физическое состояние ребенка, интересы, хобби, увлечения и так далее.
Опишем более подробно, что вносится в каждую из граф с критериями:
1. Познавательные интересы: по результатам тестирования выставляется уровень развития мышления, памяти, внимания и произвольность психических процессов.
2. Организационные умения и навыки: в этой графе учитель отображает наличие умения у ребенка правильно отбирать учебные принадлежности для занятия, располагать их в заранее оговоренном учителем порядке; соблюдение требований учителя по оформлению работ, тетрадей и других документов и так далее.
3. В графе общеречевые умения оценивается способность: говорить в заданном темпе, поддерживать разговор; выражать мысли ясно, четко, свободно; выразительно пересказывать прочитанное, лаконично и связанно передавать прочитанную или услышанную мысль.
4. Общепознавательные умения: анализируются возможности ребенка к анализу признаков объектов: размер, форма, цвет; нахождению общих/расхожих признаков, а также наличия навыков подводить итоги и выводы исходя из множества разрозненных данных.
5. Контрольно-оценочный критерий: это умение ребенка соотносить выполненную работу с образцом, выделять ошибки при их наличии, а также адекватно оценивать собственный уровень выполнения работы.
6. Успеваемость: это один из самых популярных типов мониторинга развития ребенка. В данной графе приводятся результаты выполнения контрольных работ по математике, русскому языку, чтению (указываются техника и скорость чтения). Для родителей первоклашек это один из наиболее важных пунктов.
7. Особенности поведения: учитель делает пометки о том, насколько ребенок активен, участвует в коллективных мероприятиях, играх; присутствует ли такая черта как коммуникабельность, умение уважительно относиться к старшим, прислушиваться к их замечаниям, соблюдать все требования и так далее.
Родители и характеристика первоклассника
Как это ни странно, но законные представители ученика в школе не так часто интересуются достижениями своего чада. Учителя практически во всех школах России обязаны делать подобные характеристики. Их формы утверждаются педагогическим советом или спускаются из городского отдела образования региона.
Родители должны знать, на что обратить внимание при самостоятельном развитии ребенка вне школы. Для того чтобы понять, чем вы можете помочь своему первокласснику, стоит только регулярно просматривать тщательно составляемую учителем характеристику.
Не пренебрегайте важной информацией, которую вы можете получить о вашем ребенке от учителя.
Примеры характеристик
Характеристика ученика(цы) ____класса____________________________________
I. Характеристика познавательных интересов:
1. Психические процессы_______________ произвольные.
2. Мышление _____________________________________.
3. Память ________________________________________.
4. Внимание ______________________________________.
II. Организационные умения и навыки:
______умеет отобрать учебные принадлежности для урока, _______располагать их в нужном порядке, _________ соблюдает единые требования к оформлению письменных работ,_____________ включается в работу ___ сразу после указания учителя,___________поддерживает правильную осанку.
III. Общеречевые умения:
__________ говорить в умеренном темпе________ чётко, свободно, ________выразительно, в меру громко, ________ связно передать услышанное, увиденное, __________ сосредоточенно слушать учителя, _________ обращаться к учителю, товарищам.
IV. Общепознавательные умения:
_________ выделять в предметах определённые признаки, _______ различить в объекте размер, форму, цвет и т.д., ________ находить между двумя объектами одинаковые, похожие, различные признаки, ________ делать вывод-обобщение после выполнения работы с помощью учителя.
V. Контрольно-оценочные умения:
__________ находить фактическую ошибку на основе сопоставления результатов своей работы с образцом,__________ оценивать результаты своего труда.
VI. Успеваемость:
Читает словами (слогами) тексты ___ плавно,_______ правильно, _______осознано с техникой чтения ______сл/мин. ______ проводить звуковой и звуко-буквенный анализ слов.
________списывать слова и предложения написанные печатным и рукописным шрифтом, _______допускает ошибки при списывании и письме под диктовку. ________ отвечать на вопросы по содержанию, ______ умеет находить в тексте предложения для ответа на вопрос, ______ следит за своей речью, ________правильно употребляет вежливые формы обращения.
__________ знает табличное сложение и вычитание чисел в пределах 10. ________ умеет читать и записывать числа до 20, ____умеет решать задачи на одно действие,________ измерять отрезки, ________ распознавать геометрические фигуры.
Техника письма ______зн/мин.
Подводя итоги можно сделать вывод:
уровни успеваемости по основным предметам следующие:
- математика _____________________;
- русский язык _____________________;
- чтение _________________________;
VII. Особенности поведения:
В отношениях с ровесниками ___актив___, ___ конфликт___, ___умеет обращаться к старшим, к учителю относится _______ уважительно, _____ умеет прислушиваться к замечаниям и требованиям учителя, ________придерживается принятых правил поведения и общения, _______ владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточения, молчания или ограничения движений,__________умеет контролировать эмоции.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«____»________20__г. Кл. руководитель_______________________________________
Автор статьи — Олеся Галактионова, преподаватель начальных классов.