ребенок в детском саду

«Cюрприз — это что-то приятное. Это хороший и неожиданный подарок».
Из мультфильма «Про Лунтика», 78 серия

Что такое сюрприз? Новая книга? Неожиданный подарок на день рождения? Удивительная встреча? Новые друзья? Что значит сюрприз лично для вас и вашего малыша? А, может быть, это кукольный театр?

«Мы идём в кукольный театр», — скажете вы однажды своему малышу и покажете купленные билеты. Вот это сюрприз для ребёнка! Сюрприз — это нечто приятное и очень-очень неожиданное! И теперь ваш ребёнок с нетерпением будет ждать встречи со сказкой, в которую вы его отведёте. Театр, куклы, сказка, да ещё вместе с папой и мамой!

Театр! Театр! Как много значат
Для нас порой твои слова!
И разве может быть иначе?
В театре жизнь всегда права!
Ю. Ким

С чего начинается кукольный театр? С вешалки, с игр и весёлой музыки, с кукол? Столько много вопросов! Попробуем разобраться на примере замечательного кукольного театра «Сюрприз» в Москве.

С чего же начинается этот кукольный театр? С самого интригующего и волшебного слова — «Сюрприз»! Когда вы впервые попадаете в этот небольшой, но уютный семейный кукольный театр, то сразу погружаетесь в атмосферу таинства, чудес и сказки. Здесь вас встретят весёлые аниматоры, здесь звучит очень приятная музыка и светлые, очень комфортные залы.

С момента основания театра художественным руководителем Андреем Соколом и его партнёрами, театр привлекает детей разнообразным репертуаром для самых маленьких зрителей, динамичностью, красочностью. И, когда вы попадаете в зрительный зал, то сердце замирает от чего-то таинственного и неизвестного… Ведь, вот- вот, совсем скоро здесь оживут куклы, звери заговорят человеческим голосом, а вы станете героем сказки…. Детки видят знакомые игрушки из знакомых сказок: лисичку, зайчика, мартышку, собачку. А необычайность и музыкальность спектаклей захватывает детей и переносит их в особый волшебный мир, где всё необычно.

Кукольные спектакли приносят детям много радости и удовольствия. Но любой спектакль несёт в себе ещё и воспитательные функции.

«Каждый спектакль ставится с учетом особенностей психики ребенка. Очень важно, чтобы малыши не только не заскучали, но и сами поучаствовали в волшебном представлении» — говорит художественный руководитель кукольного театра «Сюрприз» Андрей Сокол.

Дошкольный возраст — это время, когда начинают формироваться первые моральные качества, закладываются личностные мотивы поведения, вкусы, определённое отношение к окружающему миру.

А комплекс воспитательных средств кукольного театра – музыка, дизайн, оформление, куклы, само театральное действо — всё это помогает маленьким зрителям правильнее понять сказку, развивает художественный вкус, расширяет кругозор, развивает речь и умение выражать свои чувства.

В театре «Сюрприз» дети могут познакомиться с Золушкой, Дюймовочкой, с любопытным Слонёнком и весёлой Мартышкой, весёлыми бабочками и серым волком. В репертуар театра входят старые, добрые сказки с хорошо знакомыми детям персонажами. Для самых маленьких — остроумный спектакль «38 попугаев», рекомендованный театром с 2-х лет.

Кукольный театр

Мне посчастливилось встретиться и взять интервью у самого главного человека кукольного театра «Сюрприз», директора и художественного руководителя театра Андрея Сокола.

* * *

Кукольный театр— Добрый день, Андрей. Сюрприз, по мнению главного героя мультфильма про Лунтика, – это что-то очень приятное и неожиданное. У вашего кукольного театра интригующее название, Что же скрывается за названием театра?

Андрей Сокол: — В детстве, когда мы с мамой приходили в театр, сцена всегда была закрыта занавесом. Занавес создавал особую атмосферу загадочности и волшебства. И за считанные секунды до начала спектакля я воображал, какой сюрприз ждет меня, когда занавес откроется, какое волшебство я сейчас увижу. Думаю, отсюда и возникло такое название – символ ожидания сказки, чего-то неизвестного и интересного, а порой даже и неожиданного.

— Станиславский К. С., актёр, режиссёр и теоретик театра, говорил, что «творческая личность необходима в любой деятельности». Вы художественный руководитель кукольного театра. Трудно ли быть руководителем?

Андрей Сокол: — Непросто. Ведь ты в ответе за все, что происходит в театре. Но если у тебя есть хорошая команда и каждый знает свое дело, задача значительно упрощается. У нас маленький театр, поэтому каждый артист, помимо того что он выходит на сцену, за что-то отвечает в театре. Это сближает нас всех и делает маленькой театральной семьей.

— Почему вы выбрали именно кукольный театр?

Андрей Сокол: — Я с детства любил играть в куклы. В школе я уже вел кружок кукольного театра. В 15 лет я попал в Ростовский театр кукол и очень скоро мне дали первую роль. В театр меня привел замечательный артист и неординарный человек Александр Сергеевич Рыбальченко. Он стал моим учителем и наставником. Он многому научил меня, в частности как делать кукол. Скоро обыкновенная любовь к куклам переросла в любовь к кукольному театру. Театр кукол – это театр безграничных возможностей, за это я его и люблю.

— Да, интересное увлечение, ставшее частью вашей жизни. «Сюрприз» — театр молодой, но уже успел завоевать сердца детей, а для некоторых он уже стал любимым. А как началась история вашего театра?

Андрей Сокол: — Я работал актером по договору в театре, но в какой-то момент понял, что хочу создавать свое театральное дело. Мне захотелось свободы выбора репертуара и ролей. Я придумал спектакль «38 попугаев» по сказкам Г. Остера. Я сшил кукол, разработал и сделал декорации, написал пьесу, набрал актеров и поставил спектакль.

— Андрей, раскройте секрет для наших маленьких зрителей. Есть ли у вас самый любимый спектакль? Почему?

Андрей Сокол: — Люблю свой первый спектакль, потому что с него все началось, и каждый раз, когда выпускаешь новый спектакль, он становится любимчиком. А вообще спектакли как дети – нельзя любить одного больше, а другого меньше.

— У Ганса Христиана Андерсена есть сказка, которая называется «Директор кукольного театра». Вы, возможно, с ней знакомы. Там рассказывается, что директор очень хотел оживить своих кукол, но когда случилось волшебство и они ожили, директор понял, что он был не прав. Как оказалось, счастливым он мог себя ощущать только со своими куклами, которых можно перевозить из города в город в своём чемодане и писать для них пьесы. А в чем ваше счастье?

Андрей Сокол: — Могу сказать, что, как и директор театра из андерсеновской сказки, я счастлив от того, что могу показывать детям свои спектакли. Я счастлив, когда вижу их горящие глаза и искреннюю радость.

— «Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу: пьесу можно и прочесть», — говорил А. Островский. Кто ваши актёры? Это ваши ученики?

Андрей Сокол: — Наши актеры – выпускники разных театральных вузов, но я бы не взял на себя смелость называть их своими учениками, разве что в небольшой степени, поскольку в ходе репетиций они, конечно, чему-то учатся у меня, ну а я, в свою очередь, учусь у них.

Кукольный театр

— Это, как в школе. Дети учатся у своих учителей, а они, в свою очередь, у своих учеников. Кукольный театр – это обилие разных видов кукол: верховые (тростевые, перчаточные), напольные (планшетные, марионетки, паркетные). А какими куклами на спектаклях пользуетесь вы?

Андрей Сокол: — В основном мы работаем с планшетными куклами, но у нас также есть марионетки, паркетные и ростовые куклы. Всегда интересно соединять разные системы кукол в одном спектакле.

— Как интересно. Планшетные куклы и марионетки, ростовые куклы…. А трудно ли актёрам работать с марионетками? Ведь это маленькие фигурки, которые управляются актёром-кукловодом сверху с помощью нитей?

Андрей Сокол: — Марионетка — одна из самых сложных кукол. Чтобы управлять марионеткой, требуется серьезные тренировка и терпение. Не каждый артист с ней справится. В то же время это очень живая и интересная кукла. Ее возможности велики. Сейчас очень сложно найти хорошего мастера по куклам, поэтому всех наших кукол мы делаем сами для себя.

Кукольный театр

— У вас замечательные куклы. Как Вам удаётся вдохнуть в них жизнь?! Они такие красивые, словно живые… Есть ли у вас интерактивные спектакли? Ведь в них малыши становятся непосредственными героями сказки?

Андрей Сокол: — Да, у нас есть два интерактивных спектакля – «Куклы в цирке» и «Путешествие в страну Фантазия». В других спектаклях нашего репертуара тоже есть элементы интерактивных игр. Современным детям это очень нравится. Тем более что в детских садах и школах все чаще используются методики развивающего интерактивного обучения. И мы стараемся идти в унисон с образовательными программами.

— Это немаловажно для родителей. Ваш репертуар рассчитан на детей 2-3 лет и далее. Великий писатель Гюго отмечал, что «есть два способа живо заинтересовать публику в театре: при помощи великого или правдивого. Великое захватывает массы, правдивое подкупает отдельных лиц». Как вы покоряете сердца своих маленьких зрителей?

Андрей Сокол: — Добротой наших персонажей и теплым отношением к ним актеров. Мы любим наших маленьких зрителей и создаем спектакли так, чтобы им было понятно, каких персонажей они видят на сцене и что эти персонажи хотят до них донести.

— Как вы считаете, кукольный театр – это развлекательное зрелище, искусство или воспитательный процесс?

Андрей Сокол: — И то, и другое, и третье. Это развлекательный процесс, потому что дети идут в театр, чтобы в первую очередь получить удовольствие. Это искусство, потому что спектакль — это синтез нескольких видов искусства сразу – это и литература, и музыка, и режиссура. И, конечно, в любом спектакле в той или иной степени присутствует воспитательный момент, в основе любого сказочного сюжета лежат размышления об общечеловеческих ценностях, о том, что такое добро и зло, что такое дружба, уважение и любовь. Дети учатся на спектаклях, как и на книгах.

—  Опять хочется привести слова Станиславского К. С.:«Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь. Не потому ли в вашем репертуаре такие классические постановки, как «Золушка», «Дюймовочка» и др.

Андрей Сокол: — Такие постановки, как «Золушка» и «Дюймовочка», – прекрасный материал, чтобы показать детям сказочный прообраз жизни, поговорить с ними через спектакль о «взрослых» вещах.

—  Некоторые родители считают, что ребёнок, ученик начальной школы, уже перерос кукольный театр. А кукольный театр – это ведь, прежде всего, воспитание детей, основанное на традиционной русской культуре через сказку. А младшие школьники ещё читают сказки и любят их. Сейчас бытует такое мнение, что современные дети больше воспитываются сегодня в традициях анимэ и западной культуры, мало читают, больше времени проводят за компьютером. Вы являетесь проводником в мир сказки посредством кукол. Ваши спектакли можно считать частью куклотерапии?

Андрей Сокол: — Я постоянно вижу, с каким интересом дети и взрослые смотрят кукольные спектакли, и советую всем почаще ходить в театр – кукольный, драматический и, конечно, музыкальный. Назовем это театротерапией.

* * *

По словам В.А. Сухомлинского: «Человек стал Человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари, облачков плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая Человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий». Кукольный театр – это первая ступенька к тому, чтобы малыш научился видеть прекрасное, умел отличить добро от зла, умел сопереживать.

Приходите в театр с малышами, обогащайте их эмоциями, развивайте художественный вкус, формируйте уже сейчас характер. Здесь вы ещё раз сможете услышать весёлый смех ребёнка, увидеть его горящие глаза, счастливую улыбку. Поверьте, малыши буду вам очень благодарны! Приводите детей в театр, чтобы снова услышать: «Мама, хочу в кукольный театр ещё!»

Кукольный театр

Кто заглянул в театр однажды
Захочет вновь туда вернуться…
Театр, где зритель может каждый
В любую сказку окунуться.

С директором, художественным руководителем, кукловодом Московского кукольного театра «Сюрприз» беседовала Наталья Модель.