ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно действовать в ситуации, когда твой ребенок (2 года) забирает свою игрушку (общую (ничью), игрушку собственника). И что делать, если у него забирают его игрушку (ничью, собственника).

Дети же учатся глядя на нас. Нужно один раз подсказать, как правильно себя вести во время игры с другими детьми, а уже потом дети сами будут решать свои проблемы. Или я не права? Ведь если не объяснить вначале, то может вырасти мягкотелый ребенок (будут все детки все забирать), либо эгоистом (жадиной).

Мне самой нужно знать, как вести себя в следующих конкретных случаях, чтобы в дальнейщем ребенок вырос общительным, любящим делиться, но в тоже время смог отстоять свои интересы (свою игрушку). Если у ребенка забирают его же игрушку… Ее нужно отдать, дать другую взамен, а если другой нет? Что делать? А если забирает хозяин свою игрушку, а твой ребенок не отдает? И, наоборот, если твой ребенок забирает свою игрушку у другого ребенка? Как реагировать? Сказать: «пусть поиграет, надо же делиться»? Но это же его игрушка? Получается, что ущемляются права твоего ребенка. И в будущем, действуя по принципу «не жадничай», ребенок (уже взрослый в дальнейшем) будет вынужден делиться своим имуществом, даже в случае, когда ему это не будет выгодно. А все потому, что в детстве ему внушили, что жадничать это не хорошо.

Получается мы с песочницы закладываем базу для восприятия мира и поведения в нем. А если сейчас не отреагируем на такие, казалось бы, мелочи, то во взрослой жизни будет очень не просто. Поделитесь своим мнением. Для меня это очень важно.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Верю, что важно именно для Вас. Потому что Вы пишете, потому, что ребенок как-то сам разруливает ситуации, правда? И все остаются после этих разделов детского имущества живы и даже веселы.

А почему со взрослыми бывает иначе? Мне тоже кажется, это из-за того, что когда сегодняшние взрослые были детьми, им их родители-воспитатели очень много разного умного говорили и советовали, и все за них решали (или почти все). И не дали им возможности самим научиться находить простые и мудрые решения.

Ребенок, впрочем, как и взрослый, все время учится. Он тренируется на любой новой ситуации, которая возникает по ходу жизни. Учится на практике, это самый прекрасный и надежный способ обучения. Особенно ценно такое практическое обучение в отношениях. Никакие учебники и советы бывалых не могут заменить жизненного опыта, личных переживаний, желаний и мыслей. Ребенок – существо бесхитростное, поэтому и действует он трогательно наивно и простодушно. Он живет в ладу со своей душой, поэтому его действия естественны. В случае возникновения конфликтов желаний двух малышей, они старательно ищут решение, пробуя разные модели поведения, и делают это до тех пор, пока не найдут нужного решения. Поэтому в принципе можно на них полностью положиться. Так сказать, довериться природе, но, конечно, внимательно следить за процессом разборки в песочнице, оберегая физическую безопасность малышей, и вмешиваться только при необходимости.

В остальном же оптимально занять роль наблюдателя, причем доброжелательного, настроенного позитивно. Лишнее вмешательство может отвлечь ребенка, помешать ему решить свою задачу до конца. Предоставление достаточного (и чуть-чуть больше) оперативного простора позволяет ребенку получить необходимый опыт, знания, чутье, такие необходимые и в детской, и во взрослой жизни. Так формируется самостоятельный, уверенный в себе человек, доверяющий себе, людям и жизни в целом. Малыши на самом деле гораздо сильнее, чем мы себе воображаем. Не физически, а психологически. Они могут очень многое при одном условии: если им не мешают. Вот это и есть задача мудрого воспитателя: оставить ребенку достаточно простора для действий, роста и развития, одновременно внимательно наблюдая за ним, и помогать, поддерживать, учить, когда это необходимо.

Вопрос, имеющийся в письме, можно переформулировать так: что я должна делать, чтобы у моего ребенка, когда он вырастет, не было проблем с имуществом? Ответ звучит достаточно просто: Вам нужно не делать из имущества проблему. Относитесь к этому проще. То, что действительно нужно человеку, он все равно получит. То ли потому, что оно само придет, то ли потому, что другие люди дадут, то ли потому, что человек будет чувствовать, что это ему обязательно нужно, и добьется. То же происходит и с Вами, и с Вашим ребенком, и со всеми другими. Другого универсального ответа на Ваш вопрос я не знаю, в каждой ситуации есть свое оптимальное решение, а иногда и несколько. И если следовать естественным путем и позволять ситуации разрешаться самым простым способом, прислушиваясь к себе и своим чувствам, жизнь станет много проще и приятнее. А проблемы сами куда-то исчезнут, будто их и не было вовсе. Так, привиделось что-то.

Кстати, наш мир – это место удивительного изобилия. И для того, чтобы обладать чем-то очень притягательным, совсем не обязательно это у кого-то отбирать. А вы как думаете?

Фото: Анастасия Шилова