Занятие «День космонавтики» проводится в рамках реализации авторской программы «Веселый язычок». Составители: учитель-логопед Кузина Светлана Борисовна, музыкальный руководитель Никитушина Любовь Валерьевна. МБДОУ Центр развития ребенка — детский сад № 53 «Чебурашка», г. Клин Московской области.
Данное занятие логопеда в детском саду рассчитано на детей подготовительной к школе группы.
Ход логоритмического занятия ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ
1. Оргмомент.
2. Знакомство с темой. «Отгадай загадки».
Угли пылают –
Совком не достать.
Ночью их видно,
А днем не видать. (Звезды) Л. Сандлер
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд,
Наш народ построил эту
Межпланетную … (ракету).
Блин в окошко виден Тане.
То он в масле, то в сметане.
Кто-то край уже отъел —
Поделиться не хотел! (Луна) Л. Сандлер
Крыльев нет,
Но это птица.
Полетит и приземлится. (Ракета) Л. Сандлер
Поле не меряно,
Овцы не считаны,
Пастух рогатый. (Небо, звезды, месяц)
3. Упражнение на развитие координации речи и движений.
- «Ракета»
А сейчас мы с вами, дети, (Встают на носки, поднимают.)
Улетаем на ракете. (Вверх и тянутся как можно выше.)
На носки поднимитесь,
А потом руки вниз. (Плавно опускают руки вниз.)
Раз, два, три! Потянись. (Тянутся вверх.)
Вот летит ракета ввысь! (Бегут на месте легким бегом.)
- «Полёт»
Пять, четыре, три, два, один! ( Дети поднимают руки рывками через стороны.)
Вот мы в космос летим! (Соединяют поднятые руки в «замок».)
Мы взлетаем высоко, (Бегают по кругу друг за другом, подняв сцепленные руки над головой.)
Мчит ракета быстро,
Полетим мы далеко
К звездочкам лучистым.
Вокруг звезды мы облетели, (Кружатся, обегая маленький кружок.)
Выйти в космос захотели.
В невесомости плывем (Врассыпную ходят по залу, делая плавные движения руками.)
Рядом с нашим кораблем.
Снова дальше летим, (Бегают по кругу друг за другом.)
В иллюминаторы глядим.
4. Музыкальная игра на развитие слухового внимания «Приземление».
Дети под музыку бегут по залу, подняв руки и сцепив пальцы в «замок» («ракета летит»). С замедлением музыки дети замедляют темп бега и опускаются на одно колено на окончание звучания («ракета приземлилась»).
5. Слушание произведения «Мы-гагаринцы» А.Пахмутовой.
6. Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения (по выбору детей 4-5 упражнений).
- Мимические упражнения
Выразить эмоциональное состояние, связанное со случившимися событиями, показать: вы увидели спутник в ночном небе (самолет), падающую звезду, солнечное затмение.
- Артикуляционные упражнения
— «Ракета взлетает»: круговые движения нижней челюстью — подбородком нарисовать букву «о», когда рот открыт или закрыт.
— «Самолет летит»: максимально часто открывать рот при произнесении слога «лы» со сменой ударения: «Лы-лы-лы, лы-лы-лы, лы-лы-лы».
- Дыхательное упражнение «Покорители космоса»
Исходное положение — сидя по-турецки.
Взрослый: — Представим себя космонавтами, которым предстоит отправиться в космос. Приготовьтесь к полёту: сделайте глубокий вдох и выдох, расслабьтесь. Сначала мы отправимся на луну. Сгибаем левую руку в локте, ладонь раскрыта и делаем глубокий вдох.На выдохе со звуком «а-а-а…» медленно поднимаем вверх до предела руку с раскрытой ладонью.
— Вот и достигли мы Луны, возвращаемся на землю: медленно опускаем руку с раскрытой ладонью вниз и кладём её на колено.
А теперь мы полетим на Солнце. Сгибаем правую руку в локте, ладонь раскрыта и делаем глубокий вдох. На выдохе с громким звуком «а-а-а..» медленно поднимаем вверх до предела руку с раскрытой ладонью, а теперь возвращаемся на Землю…
— Ребята, нас пригласили к себе в гости инопланетяне, живущие далеко-далеко от Земли. Давайте навестим их! Сгибаем руки в локтях, ладони раскрыты….
— Мы станем космонавтами,
Мы станем астронавтами.
Поднимем руку вверх одну
И полетим мы на Луну!
И в гостях мы побывали
У инопланетян,
Потом к себе позвали
Пришельцев звёздных к нам!
7. Самомассаж лица и тела «Космонавты» — имитация движений надевания скафандра.
8. Пение «Космонавтом быть хочу» А. Филиппенко («Детские песни» вып.VIII Филиппенко А.Д., с.24).
9. Физминутка «Ракета» В. Волина.
А сейчас мы с вами, дети, (Дети маршируют.)
Улетаем на ракете.
На носки поднимись, (Тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их.)
А потом руки вниз. (Руки вниз.)
Раз, два, три, потянись. (Тянутся.)
Вот летит ракета ввысь! (Бегут по кругу.)
10. Подвижная игра «Роботы и звёздочки» («Ладушки» И. Каплунова, И. Новоскольцева).
Предложить мальчикам превратиться в «роботов», а девочкам – в «звёздочек». Сначала ходят «роботы» — движения резкие, неуклюжие, тяжёлые, потом «звёздочки» — бегают легко на носочках, кружатся, выполняют плавные взмахи руками.
11. Релаксация.
Под «космическую» музыку дети самопроизвольно двигаются в медленном темпе.
12. Итог.