Занятие «Рыбы» проводится в рамках реализации авторской программы «Веселый язычок». Составители: учитель-логопед Кузина Светлана Борисовна, музыкальный руководитель Никитушина Любовь Валерьевна. МБДОУ Центр развития ребенка — детский сад № 53 «Чебурашка», г. Клин Московской области.
Данное занятие логопеда в детском саду рассчитано на детей подготовительной к школе группы.
Ход логоритмического занятия РЫБЫ
1. Оргмомент.
2. Знакомство с темой.
Прослушивание стихотворений о рыбах.
Где спит рыбка? (И. Токмакова)
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий — к конуре.
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин — к дырочке в полу.
Жаль, что в речке на воде
Нет следов твоих нигде.
Только темень. Только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Про сома. (Б. Заходер)
Все приходится сому
С детства
Делать самому.
Даже крошечным сомишкам
Надо жить своим умишком!
Сам
Еду себе найди.
Сам
В беду не попади.
Не пожалуешься маме!
Сам справляйся –
Сам
С усами!
Трудно жить
Без папы и мамы!
Трудно
Маленьким сомам!
Но зато
Уж взрослый сом
Не ударит в грязь лицом!
Он лежит себе
На дне —
Самостоятельный вполне!
3. Пение «Сом» Гавришева, Нищева (Логопедические распевки, с. 5).
4. «Отгадай загадки».
В воде живет –
Нет клюва, а клюет.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыбка.)
Крылья есть,
Да не летает,
Ног нет,
Да не догонишь. (Рыбка.)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука.)
5. Пальчиковая гимнастика «Рыбка».
Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывет рыбка.)
Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла. (Снова «плывут».)
6. Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения (по выбору детей 4-5 упражнений).
- «Рыбка» — вытянуть сомкнутые губы вперед. Продержать 10 секунд.
- «Рыбки разговаривают» — дети делятся на пары, смотрят друг на друга и пытаются «разговаривать», как рыбки: сомкнутые и вытянутые вперед губы дети размыкают и смыкают.
- «Акула» — показать зубы, оскалиться.
- Испугаться при виде акулы.
- Обрадоваться золотой рыбке.
- Огорчиться уплывшей рыбке.
Дыхательное упражнение «Большой и маленький».
Исходное положение — стоя.
Взрослый: — В море водятся разные рыбы, большие и маленькие. Представим, что мы рыбки. Глубоко вдохнём, а на выдохе встанем на носочки и поднимем руки. Тянемся всем телом вверх и произносим: «Какая я большая рыбка!». Медленно вдыхаем, а затем со звуком «ух» приседаем, обхватываем руками колени, опускаем голову и произносим: «Какая я маленькая рыбка!»
7. Слушание произведения «Аквариум» К.Сен-Санса.
8. Подвижная игра «Аквариум» — координация речи и движения, развитие подражательности.
Улитки ползут, (Передвигаются по кругу в полуприсяде, сложив руки за спиной.)
Свои домики везут.
Рогами шевелят, (Останавливаются, делают «рожки» из пальцев, ритмично наклоняют голову вправо, влево.)
На рыбок глядят.
Рыбки плывут, (Передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперед – назад.)
Плавничками гребут.
Влево, вправо поворот, (Плавные повороты туловища влево – вправо и наоборот.)
А теперь наоборот.
9. Танец-упражнение «Любитель-рыболов» (Т.И.Буренина «Музыкальная мозаика»).
10. Релаксация «Сон на берегу моря» (звучит спокойная музыка).
Дети ложатся на ковёр в удобных позах.
Педагог: — Всем вам снится один и тот же сон. Вы видите море с голубой прозрачной водой, через толщу которой можно разглядеть подводный мир: необыкновенной красоты водоросли, морских черепах, диковинных рыб. А вот в морской водице плывёт рыбок вереница чешуёй златой сверкая, кружится, играет стая. Тишина их манит вниз! Рыбка-рыбка, спать ложись!
11. Итог.
НА ЗАМЕТКУ. Развивающие игры и игрушки по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru.