Занятие «Осень:лиственные деревья, кустарники» проводится в рамках реализации авторской программы «Веселый язычок». Составители:
- учитель-логопед КУЗИНА Светлана Борисовна,
- музыкальный руководитель НИКИТУШИНА Любовь Валерьевна,
МБДОУ Центр развития ребенка — детский сад № 53 «Чебурашка», г. Клин Московской области.
Данное занятие логопеда в детском саду рассчитано на детей подготовительной к школе группы.
Неречевые цели:
- развитие координации движений, ориентации в пространстве;
- развитие слухового внимания, памяти;
- формирование умения работать в коллективе;
- побуждать детей самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ на музыку трехчастной формы;
- развитие чувства ритма;
- развитие фантазии, творческих способностей;
- воспитание музыкального слуха;
- совершенствование фонематического слуха;
- нормализация мышечного тонуса.
Речевые цели:
- развитие речевого дыхания;
- развитие мимической и артикуляционной моторики;
- развитие координации речи с движением;
- развитие интонационной выразительности речи;
- активизация словаря по темам «Осень», «Лиственные деревья», «Кустарники».
Оборудование:
- музыкальный инструмент,
- музыкальный центр.
Ход логоритмического занятия ОСЕНЬ: ЛИСТВЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ
1. Оргмомент «Ветерок и ветер» («Лендлер», музыка Л. Бетховена).
2. «Дождик» — координация речи и движения.
Музыкальное сопровождение — «Добрый жук»: музыка — Спадевеккиа, текст — Нищева Н.В..
К нам на длинной тонкой ножке (Прыжки на одной ноге по кругу.)
Скачет дождик по дорожке.
В лужице – смотри, смотри! – (Дети стоят лицом в круг, ритмичные приседания.)
Он пускает пузыри.
Стали мокрыми кусты. (Руки вверх, потряхивание кистями.)
Стали мокрыми цветы. (Наклон, руки к полу, потряхивания кистями.)
Мокрый серый воробей (Встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями.)
Сушит перышки скорей.
3. Мимические упражнения «Учимся правильно дышать».
Покажи мне, как умеешь ты дышать?
Через носик воздух в лёгкие вбирать.
Сделай вдох глубокий,
После — распрямись.
А на выдохе стой прямо
И не гнись.
Это всё необходимо повторить,
Упражненье на дыханье
Закрепить.
Сделай вдох глубокий,
После – распрямись.
А на выдохе стой прямо
И не гнись.
4. Дыхательное упражнение «Дует ветер нам в лицо…».
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
Дети делятся на две группы. Выполняют соответствующие движения.
5. Загадки об осени, лиственных деревьях, кустарниках.
Растут – зеленеют,
Упадут – пожелтеют,
Полежат – почернеют. (Листья)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила,
А о чем она грустит — никому не говорит. (Ива)
6. Слушание произведения П.И. Чайковского из цикла «Времена года» — «Октябрь (Осенняя песнь)».
7. ПГ «Осень» (Нищева Н.В.).
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями.)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на колени.)
Ветер бросил на тропинку.
8. АГ «Листок качается на ветру» (язычок двигается влево-вправо).
9. Пение «Спасибо тебе, осень, за эту красоту!» (Л. Олифирова).
10. «Дерево» — упражнение на снятие мышечного напряжения.
Дерево кончается (Дети поднимают руки вверх.)
Где-то в облаках,
Облака качаются (Качают поднятыми руками.)
На его руках.
Эти руки сильные (Движения качания усиливаются, корпус сгибается вправо-влево.)
Рвутся в вышину.
Держат небо синее, (После окончания текста все занимают исходное положение.)
Звезды и луну.
11. Хоровод «На горе-то калина» — русская народная песня.
12. Релаксация.
13. Итог.