ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

камень

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик»

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по социально-личностному развитию на тему: «Профессия-ювелир» для детей старшего дошкольного возраста.

Автор — воспитатель высшей квалификационной категории Митричева Светлана Ивановна. г. Новоульяновск. 2017 год.

Цель: познакомить детей с профессией ювелира.

Задачи:

образовательные:

— расширять представления детей о профессии ювелира;

— формировать представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда;

— дать детям первоначальные знания о различных поделочных камнях;

— учить умело пользоваться кистью.

Развивающие:

— содействовать формированию и развитию познавательного интереса, умений и навыков дошкольников.

Воспитывающие:

— воспитывать уважение к труду, к людям любой профессии;

— совершенствовать художественный вкус, эстетические чувства детей, умение видеть красоту; развивать творческое воображение.

Материалы и оборудование:

— загадки о профессиях; слайды «Как добывают полезные ископаемые»;

— подготовленные камни на каждого ребёнка, гуашевые краски, очень тонкие кисточки, баночки с водой, матерчатые и влажные салфетки;

— украшения — бижутерия для рассматривания.

Предварительная работа

— чтение П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хозяйка медной горы»;

— наблюдение на прогулке «Камни под ногами»;

— обследование камней, фантазирование: на что похожи камни;

— дид.игры «Мозайка», «Найди похожие»;

— экскурсия в магазин «Бижутерия»;

— рассматривание иллюстраций цветочных узоров;

— подготовка камней к росписи.

Ход:

Воспитатель:

-Ребята, предлагаю вашему вниманию загадки:

-Кто книгу рисунком украсит

И может рисунок он ярко раскрасить?

(Художник)

-Побывал повсюду он,

Новости принёс в наш дом.

(Журналист)

-Он ищет уголь, ищет газ,

Чтоб было топливо у нас.

(Геолог)

-Под землёю глубоко уголь отбивает

Он отбойным молотком,

В вагонетку нагружает

И наверх её пускает.

(Шахтёр)

-Мы работаем бригадой,

Нам везут песок, бетон.

Дружно подружиться надо,

Чтоб построить новый дом.

(Строители)

Воспитатель:

-Молодцы, все загадки отгадали. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

Дети:

— О профессиях.

Воспитатель:

— Да, сегодня мы продолжим наше знакомство с профессиями. И разговор пойдёт о профессии ювелира. Кто из вас знает, что это за профессия?

Ответы детей.

Воспитатель:

— Ювелир-мастер, изготавливающий из драгоценных металлов и камней ювелирные изделия. Какие драгоценные металлы и камни вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Золото, серебро, платина камни-алмазы, рубины, сапфиры, изумруды и др. Камни очень разнообразные.

Алмазы, изумруды, рубины, сапфиры – это драгоценные камни минерального происхождения. Они очень твёрдые, прозрачные.

Жемчуг – тоже драгоценный камень, но органического происхождения, образуется в раковинах морских и речных моллюсков.

Некоторые камни называют полудрагоценными – это бирюза, янтарь, опалы, турмалины, яшмы — непрозрачные минералы.

Поделочные камни уступают по твёрдости полудрагоценным камням, имеют красивые рисунки и окраски, поэтому широко применяются в ювелирной промышленности. Это халцедон, сердолик, агат, оникс, кошачий глаз, фианит, горный хрусталь.

Мы с вами видели уже украшения из камней в магазине «Бижутерия».

Подбирая украшения, люди по разному мотивируют свой выбор. Например: «Эти серёжки подойдут к маминым глазам, брошь-к новому платью». И все изделия, украшая людей, приносят им радость.

Но все эти камни не только волшебные и красивые, но ещё и лечебные.

— Бирюза – исцеляет болезни глаз, желудка.

— Агат – обеспечивает здоровье и долголетие, спасает от ядов, обостряет зрение.

— Гранат – исцеляет раны.

— Малахит – детский талисман, даёт детям здоровье, оберегает от испуга.

— Симбирцит – издавна порошок из него использовали для заживления ран и лечения экзем. Он отдаёт свою энергию человеку.

А как же камень применять как лечебное средство? Может выпить как таблетку?

Дети предлагают варианты.

Воспитатель:

— Надо просто носить его как украшение. И древний камень будет защищать нас от болезней. Чтобы создать украшения приходится потрудиться очень многим людям. Рождаются камни в недрах земли. (Рассказ сопровождается показом слайдов).

Огромные богатства хранят в себе горы – это настоящая сокровищница планеты.

В России – это Уральские горы. А вот камень симбирцит добывают в Ульяновской области, в Ундорах. Чтобы добыть камни используется специальная техника.

С камнями работают люди разных профессий: геологи, скульпторы, строители, ювелиры, камнерезы, гранильщики.

Необработанные камни попадают в ювелирную мастерскую. Где по эскизу изделия, созданному художником, камни отбирают, обтачивают, шлифуют, придают им красивую форму, блеск, обрамляют оправой – и тогда они становятся настоящими произведениями искусства.

Из различных камней ювелиры создают великолепные по своей красоте вещи-браслеты, серьги, кольца, подвески. Самым знаменитым ювелиром считается Петер Фаберже. Его изделия хранятся во многих музеях мира.

А сейчас предлагаю вам поиграть.

Психогимнастическое упражнение

Цель:

— учить изображать эмоциональное состояние людей разных профессий, используя выразительные движения и пластику.

Каждый из детей должен выбрать любую профессию, о которой говорилось выше, и изобразить её не только действием, но и мимикой.

Воспитатель:

— Молодцы, интересно у вас получилось. А теперь проходите в нашу мастерскую, где нас ждут камушки. Мы с вами их уже подготовили (почистили, помыли, просушили, нанесли краску-фон).

Из этих камушков мы с вами сделаем украшения для наших мам-броши.

Кистью для декоративного рисования вы нарисуете на камне свой узор. Работа эта очень кропотливая. Чтобы узор получился красивым, рисунок нужно наносить кончиком кисти.

Не забывайте, что ювелирная работа требует вкуса, мастерства, терпения и умения.

Декоративное рисование узоров на камне гуашью.

Воспитатель:

— Ой, какая красота у вас получилась. Но работа над брошью ещё не закончена. Продолжим мы её позже, когда рисунок на камушке подсохнет, его нужно покрыть лаком, а затем сделать застёжку для броши. Но к маминому празднику мы успеем и порадуем наших мам красивыми украшениями.

А сейчас ответьте на вопросы:

— Чем занимается ювелир?

— С какими металлами он работает?

— Какие вы знаете камни (драгоценные, полудрагоценные, поделочные)?

— Какой камень добывают в Ульяновской области и где?

— Люди каких профессий работают с камнями?

— Как ювелир работает с камнем?

— Как звали самого знаменитого ювелира в России?

— Послушайте стихотворение: «Ювелир»

Ребёнок:

— Ювелирная работа – не простая!

Льётся, льётся крошка золотая.

Изумруды и рубины,

И нефрит, и турмалины.

Ювелир гранит шлифует,

Красоту он нам дарует!

Воспитатель:

— Я принесла для вас много украшений из камней: бусы, броши, браслеты, колечки. В заключении вы можете их рассмотреть поближе и даже примерить.