ребенок в детском саду

Автор Титова Светлана Николаевна воспитатель МКДОУ д/с №1 «Тополек» Саратовская обл рп. Екатериновка.

Профиль артикуляции звуков [Г] и [Г’]

Артикуляция для звука г

губы – раскрыты, в нейтральном положение;

зубы – разомкнуты;

язык – кончик языка лежит у нижних зубов, не касается их (при произнесении мягкого звукапродвигается ближе к нижним зубам, но т не касается их, передняя и средняя часть спинки языка опущены (при произнесении мягкого приближается к твердому небу, весь язык продвигается вперед, производя смычку, задняя часть спинки языка поднята и упирается в мягкое небо (при мягком опускается, боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба (при мягком средне-задней);

мягкое небо – поднято, прижато к задней стенке глотки закрывает проход в носовую полость;

голосовые связки при произношении звука Г сомкнуты,вибрируют, образуя голос, воздушная струя сабая
воздушная струя – при выходе попадает в ротовую полость и взрывает смычку между задней частью спинки языка и мягким небом.

Виды нарушений произношения звуков [Г][Г’]

— гаммацизм- искажение или отсутствие звука;

— парааммацизм- замена на др звуки, такие как Д,К

Предрасполагающие факторы нарушения произношения данных звуков:

  • Слишком высокое и узкое твердое небо, что затрудняет образование смычки между ним и языком.
  • Слабость отдельных групп мышц языка.
  • Нарушение фонематического слуха.

Постановка звука

Исправление звуков проводится поэтапно. Как правило различают четыре основныхэтапа:

  • подготовительный,
  • постановка звука,
  • автоматизация звука
  • в случаях замены одного звука другим или смешения их, — этап дифференциации.

Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, на всех этапах логопед воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. к все это помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.

Поскольку новый навык вырабатывается не сразу, а постепенно, то требуется продолжительное закрепление, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе предлагаются артикуляционные упражнения, направленные на отработку подъема задней части языка.

«ГОРКА» — Рот открыт. Кончик языка уперется в нижние зубки, спинку языка поднята вверх.

«КАТУШКА» – рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, широкий язык «выталкивается» вперед и убирается вглубь рта.
Кроме этого, необходимы (особенно при боковом произношении) упражнения на укрепление мышц языка: на подъем передней части и боковых краев языка вверх.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» — Слегка приоткрыть рот и широким краем языка «облизать» верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта). Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

«ЧАШЕЧКА» – рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов

Постановка звука по подражанию

Логопед показывает перед зеркалом, как круто выгибается задняя часть языка, но не дает образец произношения звука, т. к. ребенок, услышав его, может вернуться к дефектному произношению. Затем он предлагает ребенку выгнуть язык «горкой», прижать к небу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту.

Упражнение«Снежинка».

Если ребенок правильно произносит звук «к», то первая попытка устранения гаммацизма должна состоять в показе и объяснении отличий звука г от его глухой пары. При этом очень эффектно приложить руку ребенка к шее и дать ему возможность ощутить.

Вибрацию гортани и движение передней стенки глотки, которое возникает под давлением воздуха, скапливающегося в ней до взрыва воздуха.

Постановка с механической помощью

Если с помощью описанных методов, не удастся поставить звук, то следует воспользоваться механическим способом постановки звука. г от д. Звук ставится с помощью зонда (широкого с петелькой на конце) или шпателем. Прежде чем приступить кпостановке, надо дать ребенку привыкнуть к зонду. Можно поиграть в игру «Кто сильнее?». Логопед зондом нажимает на переднюю часть языка (на ркай, отодвигая язык назад, ребенок пытается языком вытолкнуть зонд (или шпатель).

Ребенка просят произнести слоги да-да-да. При повторному произнесению тех же слогов нужно нажать шпателем на переднюю часть спинки языка и удержание ее за нижними резцами. При таких условиях вместо да получается дя. Далее упражнение проделывается при несколько более глубоком нажиме на язык, в результате чего вместо да должно получиться гя. Шпатель продвигается еще глубже и получается чистый г. Затем ребенок произносит звук самостоятельно.

Автоматизация в слогах

ГА — ГА — ГА

ГО — ГО — ГО

ГУ — ГУ — ГУ

Гла — гло — глу – глы

гна — гно — гну – гны

гра — гро — гру – гры

ГЯ — ГЯ — ГЯ

ГЕ — ГЕ — ГЕ

ГИ – ГИ – ГИ

Агл — огл — угл – игл

гво — гву – гвы

где — гдю – гди

Автоматизация звука в загадках и чистоговорках

Без головы, а в шляпе. Одна нога и та без сапога (гвоздь)
Волосата, зелена, в листьях прячется она. Хоть и много ножек, бегать всё равно не может.(гусеница)
Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (книга)

Закрепление правильного произношения

звуков [Г] и [Г’] в тексте и во фразовой речи

У нас в зоопарке гиббоны, гепарды,

У нас бегемоты, тигры, миноги, Гиены и гибкие леопарды,

Гориллы и строгие носороги.

По берегу гордые бродят фламинго, Пугливые бегают горностаи, Гуляют гагары, газели, пингвины, Галки летают, кричат попугаи.

Гогочут горластые гуси у луга,

Грачи громко-громко галдят, гомонят.

Гортанно и нежно голубки воркуют,

Грозные грифы строго глядят.

Кругом, как огни, горят на газонах Герань, гладиолусы и георгины,

А в гипсовых, круглых, белых вазонах —

Гвоздики, гортензии и гиацинты.

Дифференциация звуков

Гошка-кошка, гора-кора, корка-горка, гости-гости, игра-икра, Клаша-Глаша, Галина-калина, крот-грот, голос-колос, губки-кубки.

Внуки бабушке ГОРИЛЛЕ

Каждый день цветы ДАРИЛИ!

ИСТОЧНИКИ:
logopediya.com/doskoli/articgimnastika.php
Российская Е. Н., Гаранина Л. А. Произносительная сторона речи: Практический курс. – М.: АРКТИ, 2003. — 104 с. (Биб-ка практикующего логопеда)
Сайт «Педагогическая библиотека» http://www.pedlib.ru/
Коноваленко В. В. Коноваленко С. В. «Дидактический материал по коррекции произношениязвуков К, Кь, Г, [Г’], Х, Хь»