ребенок в детском саду

В начале марта тридцать Монтессори-педагогов со многих уголков России и Латвии путешествовали по самой романтической стране в мире – Италии.

Целью этого путешествия было посещение детских садов, яслей и школ в Милане и его окрестностях, а также визит на фабрику детской мебели и Монтессори-материалов, и участие в круглом столе в старейшем университете Европы в городе Болонья.

В первые два дня наших педагогов встречали гостеприимные детские учреждения, работающие по системе М.Монтессори. Все они были чем-то похожи с одной стороны, и очень сильно отличались друг от друга с другой стороны.

И, наверное, самым важным итогом этих посещений было желание снова утвердиться в своей мысли о том, насколько разнолики могут быть Монтессори-площадки.

В одном из детских садов Милана организаторами и педагогами были монахини, они с удовольствием общались с нашими педагогами и делились опытом. Многие из садов, которые мы посетили, существуют уже много лет, некоторые работают уже более сорока лет и имеют материал, который выглядел для нас необычно. Например, синие, а не красные штанги.

Ясли и детский сад в Сан-Сильвестро тоже существуют уже не одно десятилетие, и чувствуется, насколько там хранят какое-то женское, материнское тепло. Когда ты входишь в детский сад, то создается впечатление, что ты попал к своей бабушке в гости, все так спокойно, мило, хочется расслабиться и просто жить…

В яслях в Бергамо при все той же теплоте, которой окружалось все вокруг, чувствовалась уже молодость и какая-та неуемная фантазия. И как в подтверждение этому – чудо-подвал – мечта всех российских педагогов. Место, где можно создавать, творить материалы для детей, общаться с родителями не только в формальной обстановке, но и совместно придумывая и воплощая замечательные идеи.

Эти поездки и дальнейшее общение с педагогами также еще раз заставило задуматься о целях нашей работы, о том, зачем мы собственно создаем у себя детские сады и центры, почему мы выбираем методику именно Марии Монтессори.

Чего мы в итоге хотим достичь – понимание человеческой природы, работы над собой, над своим сознанием, помочь детям на этом пути и изменить наше общество потребления в общество созидателей и творцов?

Или нам важен внешний лоск и желание быть непременно элитным местом для элитных родителей (про детей не пишу, им как раз элитарность не важна)?

В первый день весны все педагоги одной большой компанией отправились с визитом на легендарную итальянскую фабрику GONZAGARREDI. Встречал после достаточно дальнего путешествия наших педагогов итальянский мужчина – Михеле Дал Троззо (Michele Dal Trozzo), директор по экспорту. После очень интересного рассказа про историю, связывающую Марию Монтессори и фабрику GONZAGARREDI, все педагоги отправились на экскурсию по фабрике. Музей Монтессори-материалов надолго приковал внимание многих.

Розовая башня из розового мрамора, синие штанги, сине-желтый геометрический комод, одни из первых шершавых букв и многое другое порождало массу вопросов, на которые Михеле и его коллега Иления (Ilenia) старались ответить очень подробно.

Но и на этом гостеприимство и романтика итальянцев не ограничилась. Каждой даме, а нас было тридцать человек, Михеле подарил по красивому и яркому цветку в горшочке, как символ наступающей весны.

После замечательного обеда в местном ресторане мы снова отправились в путь, теперь уже в старейший университет Европы в городе Болонья, где нас уже ждали педагоги университета и президенты двух ассоциаций Италии: Опера Национале Монтессори (Opera Nazionale Montessori) и Монтессори Ассоциации в Чьяровалле (Chiaravalle). Темы и вопросы, которые были выдвинуты за столь непродолжительное время, тем не менее имеют очень большое значение для развития дальнейших конструктивных взаимодействий между ассоциациями и педагогами наших стран.

Тизиана Пирони (Tiziana Pironi), профессор Болонского университета, директор курса по Монтессори-педагогике (Professor of Education and Director of the course » Montessori Differentiated Instruction for preschool»), затронула историю развития Монтессори-педагогики в Италии, о сложностях, которые стояли на ее пути и о том, что сегодня эти проблемы и трудности, к сожалению, до конца не решены.

Она также говорила о важности общения между педагогами наших двух стран, так как отличие Монтессори-педагогики от традиционных систем слишком велико и много сил и внимания нужно уделять обучению педагогов.

Лучано Мазетти, директор Опера Национале Монтессори (Luciano Mazzetti, Director of the National Opera Montessori), очень эмоционально и красноречиво рассказывал о ситуации с Монтессори-педагогикой в Италии, о сложностях в ее развитии на сегодняшний день из-за того, что государство фактически не поддерживает это направление в образовании. Поэтому он с сожалением констатировал тот факт, что в Италии Монтессори-педагогика может быть не представлена в некоторых регионах вообще, она может существовать как острова по всей Италии. В одном регионе может быть замечательный детский сад и замечательные педагоги, а в соседнем либо нет ничего, либо эта площадка не соответствует качеству, предъявляемому к Монтессори-педагогике.

Александр Могилев (профессор Педагогического университета г.Воронежа) и Вера Могилева (доцент Педагогического университета г.Воронежа) в своем выступлении красиво и четко презентовали историю развития Монтессори-педагогики в России, рассказали о тех сложностях и проблемах, с которыми столкнулась наша соотечественница Юлия Фаусек. А также подняли вопросы о состоянии Монтессори- педагогики у нас в стране, о желании иметь более тесные связи для общения с педагогами из других стран.

Ушарова Наталья (Директор детского сада и центра в Долгопрудном, член Межрегиональной Монтессори Ассоциации) рассказала об особенностях работы в России детских садов и яслей по методу Монтессори, о том, какие варианты работы на сегодняшний день приняты в России и по каким направлениям они развиваются.

Продолжила этот доклад Ирина Воронцова (психолог, совладелец детского сада и центра в г.Фрязино) в котором постаралась раскрыть особенности работы психолога в группах, куда дети приходят с мамой.

И на последних минутах этого мероприятия Лючио Ломбарди, директор Монтессори Ассоциации Чьяравалле (Lucio Lombardi, Director of Montessori Association, Chiaravalle), рассказывал об истории открытия первых nido в Италии, о принципах работы в них, об опыте и наработках и опять же тех сложностях, которые еще существуют в Италии при работе с маленькими детьми.

Несмотря на то, что этот день был очень насыщенным и время, которое нам предоставили в университете уже закончилось, многие коллеги из Италии и России продолжали общаться, потому что темы, которые мы столь быстро успели затронуть были очень важны как для итальянской, так и для российской сторон. Мы надеемся, что это общение будет продолжаться и помогать решать наши совместные задачи.

Благодарим за предоставленный материал Наталью Ушарову, директора Монтессори-центра СЕМИЦВЕТИК в Долгопрудном/