ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

Рубрика — Детская психология

Добрый день. У моего супруга есть ребенок от первого брака, ребенку через 2 мес. будет 9 лет. На 1,5 мес. мы взяли ребенка на каникулы. Проблем, на мой взгляд, много. Ребенок на многие вопросы отвечает «не знаю». (Например, ты хочешь чай, ответ: «Ну…. не знаю, мне все равно»). Что касается еды, то это вообще морока. Ребенок не любит кушать вообще. Он кушает 3 часа, если не будешь с ним сидеть за столом, то он начнет играться, ходить по кухне, но не кушать. На любое повышение голоса в этой ситуации, чтобы он кушал, у ребенка слезы на глазах, уходит в себя. Когда пытаемся ограничить время на еду, он говорит я не смогу, это у меня никогда не получится. Один раз мы покушали за 30 мин (я стояла над ним и говорила кушай, кушай, жуй быстрее), и это не стало для него стимулом, он говорит, что свой рекорд в 30 мин никогда не смогу достигнуть.

Ребенок любит играть в компьютерные игры. И даже они не являются для него стимулом. Говорим, если ты быстро скушаешь и сделаешь уроки (на лето школьное задание), будешь играть в компьютер. И он говорит, что я не смогу, у меня не получится, уходит в себя и начинает почти плакать. Уроки мы тоже делаем долго, 2-3 часа стабильно. Поэтому и получается, что за весь день он успевает только покушать и решить несколько заданий по математике. Он, практически на всё говорит, я не смогу, меня это беспокоит. Мальчик в 9 лет не может принимать решения, даже самые элементарные, не уверен в себе, всегда слезы на глазах (даже из-за маленькой царапины), и не ест. Я просто не знаю как быть! Скажу еще, что ребенок живет с 3 лет примерно с бабушкой и дедушкой. С мамой видится в вых, т.к. она работает в другом городе. А папа приезжает еще реже, т.к. тоже работает в др.городе, но на много дальше. Планируется, что с этого учебного года ребенок будет жить с мамой в Москве.

Подскажите пожалуйста, как быть? Ведь еще чуть позже, ребенка начнут просто бить в школе, у всех парней бывают драки, а он ничего не может сам.

Марина.

Отвечает детский психолог Любовь Голощапова:

Вы попали в очень специфическую ситуацию. Мальчик с Вами будет недолго. Поэтому я предлагаю действовать быстро и максимально эффективно, отставить пока вопросы дальнего планирования и обратиться к ежедневности. Получается, что за день с таким вот компаньоном немного можно успеть – поесть и сделать задания. А когда же, собственно, жить – гулять, путешествовать, общаться, что-то творить, узнавать новое и просто отдыхать? Получается, в расписании ребенка до того, как он оказался у Вас, таких пунктов не было. Парадоксальная картина: приходится тратить время на то, что не нравится, не хочется и неинтересно, и от нежелания заниматься неинтересными делами именно на них все время и уходит. А для интересного и приятного времени не остается.

1. Хирургический (радикальный) путь лечения.
Вырезаем (на время, скажем, на неделю – всегда можно пришить обратно) все неинтересные и неприятные занятия. Устраиваем жизнь-праздник. А на что ж нам тогда лето и каникулы, если не на это??? Резко выходим из повседневной жвачкожевательной программы. Меняем все: время утреннего подъема, суть завтрака – никакого насилия – бежим бегать, гулять, плавать, не знаю, что еще, придумайте сами, и с собой берем какой-нибудь «старт», или другое что-то, что можно по дороге кушать, хоть бублики с водой, хоть огурцы с абрикосами. (Я бы вообще попробовала какое-то время не есть на кухне или в столовой – по-моему, малого просто тошнит уже от одного названия). Ваша задача при таком методе – максимум приятных, радостных, неожиданных изменений в жизни мальчика. И оставьте домашние задания, я очень Вас прошу! Неужели при таком состоянии дел они еще играют какую-то роль?

Мне кажется, очень неслучайно ребенок попал именно к Вам именно в это время. Может, сам Бог постарался. Очень похоже, что Вы – его последняя надежда выкарабкаться из серого тупика, вязкой ловушки, в которую он попал. Как будто его заставляют носить костюм, который ему и не нравится, и жмет, и вообще неудобен. Мальчик это отлично знает и чувствует, а окружающие в один голос говорят: носи-носи, все же носят. А представляете, какой он на свободе – при том образе жизни, который подходит ему? Яркий, цветной, стремительный, энергичный, полный фантазии и полета? Наша задача – найти его личную дверь в это пространство свободной, легкой, яркой жизни. Тогда и кушать придется быстро, чтобы чего-то интересного не пропустить. (Кстати, что с одеждой, что он носит и какой стиль ему нравится?)

Если Вы сами привыкли жить в другом ритме, и такой стиль жизни Вам не нравится – ни в коем случае себя не насилуйте, просто найдите человека, которому это интересно – пусть мальчик больше времени проводит с этим человеком. Вы не обязаны заставлять себя получать удовольствие от того, что Вам не по вкусу!

Очень может быть, что мальчишке такая яркость тоже не очень нужна, я этого не знаю. А Вы можете узнать. Для этого достаточно пройти отрезок пути вместе с пасынком, и по дороге смотреть на то, что Вам встречается, и выбирать – долгие прогулки с интересными рассказами и разговорами, рисование, катание на лодке, интересная книга, классный мульт, верховая езда, моделирование, футбол, бадминтон… Сколько всего интересного! А с папой сколько всего можно обсудить! Папа ведь тоже был 9-летним мальчишкой, и историй всяких было с ним… Ваша задача – найти вместе, вдвоем, втроем, то, что интересно, или просто дать мальчику выбор – чтоб он просто увидел, что бывает, что предлагает этот магазин под названием «жизнь», и выбрал. И все. А потом – уважать его выбор и поддерживать его, потому что в данной ситуации взращивание свободного выбора – путь к исцелению.

2. Терапия
Вы благополучно попали в ту же ловушку, что и Ваш пасынок. Как? Да очень просто, клюнули на крючок «надо». Надо кушать, надо делать уроки, надо еще что-то успеть с ним за день. А надо ли? Остановитесь на пару минут и задумайтесь: действительно ли надо? А если надо, то кому и для чего?

Вот тоже метод: на один день исключить слова «надо», «нужно», «должен», «обязательно» и им подобных словесных крокодилов, поедающих нашу жизнь день за днем. А вместо них использовать слова «хочу», «хочется», «нравится», «интересно» и т.п. Это уже птички, они создают интересную и полнокровную жизнь. Некоторые привычные фразы будут звучать настолько неуклюже, что их придется отбросить вообще, некоторые можно будет перекроить, а некоторые высказывания обретут наконец своий истинный смыл (и звучание). Врать запрещается! Если чего-то не хочется, говорить про это «хочу» нельзя. А в конце дня подведите итог: кто выжил? Крокодилы или птички? И кого из них сегодня в Вашей жизни было больше? Если делать это упражнение всей семьей, будет гораздо веселей! Кстати, о принятии решений. Говоря «я хочу», трудно не принимать никакого решения – оно принимается автоматически!
«Не смогу» — это слово, пишете Вы, вызывает беспокойство. А почему, собственно говоря? Слово как слово. Вполне возможно, что он действительно не сможет. И что? Разве Вы ему не поможете? Поможете. И подскажете, и научите, и сделаете первый раз вместе с ним, а если никак не получится, будете пробовать еще и еще до получения результата. И пасынок Ваш такой же – ведь ходить и говорить он научился, а это тоже не получалось поначалу, действительно сначала не мог. Так что беспокойство в данном случае – тоже ловушка. Обходите ее стороной. Все, что нужно для Вас, Вашего мужа и пасынка, у Вас очень даже получится, Вы все сможете.

Трудное лето? Наверное, очень важное лето. Успехов Вам и любви!