ребенок в детском саду

Любой из завораживающих народных обрядов или праздников строился во многом именно на способности импровизировать. Разумеется, в рамках заданной многовековыми традициями «канвы», но непременно через раскрытие собственного понимания происходящего. Масленица в детском саду отличается от всех других привычных нам праздников (8 марта, новогодняя елка) именно теми возможностями, которые она предоставляет в плане непосредственности, «свободы» организации мероприятия.

Именно этот дошедший до нас из глубины веков праздник – Масленица – в детском саду дает возможность нестандартно взглянуть на само понятие сценария. Потому что при правильном, «естественном» подходе к сущности Масленичной недели, праздник этот с детьми и родителями можно справить вообще без сценария как такового. И при этом он запомнится ничуть не меньше «отрепетированных» мероприятий, вызовет восторг, станет стимулом для сплочения коллектива детей, родителей, воспитателей.

Почему? Да потому что масленица в детском саду ли, в школе, в парке она будет организована, состоит целиком и полностью из того, что любят дети, что знают дети, из того, к чему их тянет, даже если они никогда не слышали о фольклоре и народных традициях. В процессе подготовки (которую хотя бы в минимальном виде подразумевает любая импровизация), осознания самого смысла праздника, пропевания песенок и закличек, игр на свежем воздухе дети видят: вот снег и зима, но вот – скоро весна, и это чувствуется. Они на себе ощущают, как зима встречается с весной, они понимают смысл проводов зимы еще глубже и тоньше, чем взрослые. И радуются искренне.

Чтобы масленица в детском саду прошла на «ура», достаточно предусмотреть наличие самых основных ее составляющих и не бояться довериться магии начала весны.

1. Гости. Масленица – это гуляния и катание, щедрые угощения и гостевание. Можно пригласить «в гости» группа группу, но лучше если в гости придут родители. Тогда масленица в детском саду станет настоящим семейным праздником. Часто ли дети играют с родителями в шуточные игры, пьют чай и катаются с гор? А все вместе? Посмотрите, что получится, — не пожалеете.

2. Блины. Блин на Масленицу – основной атрибут, он – символ солнца, и детям следует узнать об этом. Пусть перед ними откроется красота народных сравнений. Блины могут испечь повара, но еще лучше попросить родителей принести свои, домашние. Блины жарят в каждой семье, и задание не покажется сложным. Зато блины эти на масленицу в детском саду окажутся стократ вкуснее, поскольку будут все разными, а угощаться ими предстоит в необычной атмосфере.

3. Оформление. Создать атмосферу поистине народного гуляния помогут немногочисленные и несложные аксессуары. Группу или зал можно украсить предметами народного быта, застелив окна вышитыми полотенцами, напиток «к блинам» можно налить в глиняные кувшинчики, а вместо народных костюмов на улицу повязать детям расписные русские платки, от чего малыши придут в неописуемый восторг.

Символические элементы украшения можно подготовить на занятиях детского творчества накануне. Например, солнце – из «веера» из желтой бумаги, сложенного кругом, на которые наклеено картонное «лицо» Солныщка. А корону Весны – из такого же картонного полукруга, разрисованного яркими пятнами.

4. Игры. Конечно же, народные, зимние, веселые. Масленица в детском саду – это возможность показать детям, как интересно жили наши предки.

Например, игра «стенка»: сначала все вместе возводят стенку из снега, потом, разделившись на две команды и перебросив через «стенку» веревку, тянут ее каждая команда в свою сторону до тех пор, пока одна из команд на свалится на стенку!

«Метелка»: каждый игрок запасается пучком веточек и куском льда или заледеневшего снега. На снегу чертят круг, в его центре ставят метку. На линии круга на одинаковом расстоянии каждый копает лунку. Один из игроков кладет лёд на метку и проговаривает:

«Всем вместе на этом месте полвека мести, одному – замести!» — и ударяет метелкой по льду. Игроки стараются замести кусок люда каждый в свою лунку «метелками». Когда это удается, команду уже подаёт следующий по кругу. Победитель – тот, в чьей лунке окажется больше кусочков льда. Сам процесс «заметания» выглядит очень забавно.

Дополнит «программу» катание с гор, а, если такая возможность у садика есть – то и в санях.

5. Песенки и заклички – их совсем необязательно заучивать наперед, так как многие строчки в масленичных песенках повторяются, и повторять их могут дети:

«Дети, дети, выбегайте,
Весну красную встречайте,
Весну красную встречайте,
Всех блинами угощайте,
Всех блинами угощайте,

Вместе с Масленицей
На конях прокатимся,
Ой люли, люли, на конях прокатимся…»

Можно предложить малышам придумать и прокричать свои заклички.

6. Смысл. Разумеется, масленица в детском саду будет воспринята воспитанниками более трепетно, если в начале масленичной недели рассказать малышам в доступной форме об истоках праздника и его символике, о том, как любили на Руси круглое Красное Солнышко и почему; почему на столы подавались молоко, масло и сыр, а не отбивные и котлеты, и отчего масленичная неделя заканчивалась Прощёным воскресеньем…

Автор — Ольга Погудо.