ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

9 мая в детском саду

«Детям о Великой Отечественной Войне» методическое пособие для детского сада

Авторы – составители: Батяева Татьяна Юрьевна, воспитатель.

Рецензенты:
Туник Ирина Александровна
Пиянзина Алеся Васильевна

Редактор – оформитель:
Пономарева Светлана Владимировна

В данное методическое пособие для детского сада вошли конспекты совместной деятельности педагога с детьми старшего возраста с использованием интерактивной доски SMART, по области социально-коммуникативное развитие, раздел – патриотическое воспитание; конспекты разбиты на блоки: «Великая Отечественная Война.», «Победа будет за нами!» «Героические подвиги фронтовиков.»

Методическое пособие предназначено для воспитателей, владеющих программой SMART NOTEBOOK.

Приоритетная область: «Познавательное развитие»
(Патриотическое воспитание)

Возраст: старшая, подготовительная группа.

Блок: «Великая Отечественная Война»

Цель: формировать представления у детей о Великой Отечественной войне по средствам литературного произведения.

Задачи:

Образовательная: закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину советские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них.

Развивающая: расширить и активизировать словарь по данной теме, речевой слух, зрительное внимание и восприятие.

Воспитательная: воспитывать у детей любовь и уважение к героям, павшим за нашу Родину, труженикам тыла. Формировать навыки сотрудничества и взаимодействия.

Предварительная работа:
Беседы о Родине. Беседы о городе. Заучивание стихов «Солдат.», «Салют Победы.» Рассматривание альбомов, книг, иллюстраций. Оформление альбомов о музеях боевой славы.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска SMART.

Ход занятия:

(на протяжении всего мероприятия фоном звучит музыка военных лет)

Дети сидят на ковре перед интерактивной доской.

Слайд №1

Воспитатель: была самая короткая ночь в году.
Люди мирно спали. И вдруг: — Война! Война!

(звучит фонограмма голоса Юрия Борисовича Левитана «Сегодня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу Родину…» с показом видео ролика с хроникой военных лет.)

Слайд №2

Воспитатель: 22 июня 1941 года на нашу Родину напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

Слайд №3

(фоном прослушивание звуков воздушного боя)

Воспитатель: нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них
было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море. Прогремели великие битвы.

Слайд №4

(просмотр видео хроники «Битва за Москву»)
Воспитатель: Московская. Немецкие захватчики рвались к сердцу нашей Родины, городу Москва. Захватив Москву, фашисты считали, что победят весь Советский народ. Главнокомандующий Советской армией маршал Георгий Жуков, отдал приказ создать прочную оборону Москвы.
6 декабря 1941 года войска нашей армии нанесли контрудар по войскам противника. А в январе этого же года, бойцы советской армии начали полномасштабное наступление и далеко отбросили противника от рубежей столицы.

Слайд №5

(просмотр серии фотографий «Сталинградская битва»)

Воспитатель: Одним из важных сражений в Великой Отечественной Войне была битва за город Сталинград, ныне – Волгоград. Оборона Сталинграда длилась 7 долгих месяцев. Фашистская артиллерия уничтожила весь город, в нем не осталось ни одного целого дома.

Слайд №6

Воспитатель: битва на Курской дуге

Слайд №7

Воспитатель: 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь, где сражались силы военно – морского флота.
(просмотр видео хроники «Подвиг Севастополя», прослушивание песни «Севастопольский вальс»)

Слайд №8
(просмотр серии фотографий «блокада Ленинграда»)
Воспитатель: 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград. Это второй по величине город в СССР. Фашисты планировали его захватить еще в начале войны и полностью его разрушить. Мирное население города: женщины, дети, старики строили своими руками оборонительные сооружения днем и ночью. Часть жителей Ленинграда успели эвакуировать в другие города Советского Союза. 8 сентября 1941 года, немецкие войска окружили и взяли в блокадное кольцо город Ленинград. Блокада – это невозможность оказания помощи мирным людям, находившимся в этом кольце. Вражеские бомбы и снаряды каждый день обрушивались на улицы города. Один из снарядов попал в склад, где хранились все продуктовые запасы горожан. Ленинградцы оказались в голодном плену. В домах не было электричества и тепла. Людям приходилось устанавливать в своих полуразрушенных квартирах маленькие железные печурки и топить их мебелью и книгами. Каждому жителю выдавали по маленькому кусочку хлеба в день, а воду приходилось брать из реки или топить снег.
Единственной ниточкой, по которой Ленинградцы получали помощь, была зимняя дорога по Ладожскому озеру. Много людей погибло от вражеских рук, голода и холода. Но не смотря на голод, холод и постоянную бомбежку, измученные Ленинградцы продолжали работать на предприятиях, которые выпускали военную технику и снаряды для фронта.
Слайд №9

Воспитатель: отважно сражался Кавказ

Слайд №10

Воспитатель: на Украине, в Белоруссии, в других местах громили захватчиков грозные партизаны.

Блок: «Победа будет за нами!»

Цель: создать условия для формирования у детей представлений о тружениках тыла и Великой Победе.

Задачи:

Образовательная: закрепить знания детей о том, как советские люди трудились в тылу, в годы Великой Отечественной войны, представление о том, какой дорогой ценой досталась нашему народу победа над фашизмом.

Развивающая: способствовать накоплению знаний об исторических фактах и явлениях.

Воспитательная: воспитывать у детей любовь и уважение к героям, павшим за нашу Родину, труженикам тыла. Формировать навыки сотрудничества и взаимодействия.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска SMART.

Ход занятия:

(на протяжении всего мероприятия фоном звучит музыка военных лет)

Дети сидят на ковре перед интерактивной доской.

Слайд №1

(просмотр видео хроники «Подвиг тружеников тыла»)
Воспитатель: Великая Отечественная война оставила огненный след не только на полях сражений. Немалые трудности и лишения выпали на долю тех, кто находился в тылу, где ковалось оружие Победы. Это был тоже фронт, только трудовой, тяжелый, изнурительный. Его бойцы ковали победу у станков, на полях.
Труженикам тыла посвящается
Когда земля от крови стыла,
Когда горел наш общий дом,
Победу труженики тыла
Ковали праведным трудом.
Когда фашизму рвали тело
Отцы, мужья и сыновья,
В тылу бурлило и кипело –
Трудилась Родина моя.
Сильнее стали женщин плечи,
Взрослели дети на глазах.
Горели доменные печи,
Рожь колосилась на полях.
Все для Победы! Все для фронта!
А сами – в поле и к станку,
Чтобы отправить хлеб и танки
На фронт солдату-мужику.
Все отдавали: силы, средства…
Война тащила за собой
Детей, не ведающих детства,
И женщин с горькою судьбой.
Кто был в окопах, те – герои,
Остановившие фашизм,
Но тыл решительным настроем
Не меньший выдал героизм.
Жива еще в потомках память
Тех героических времен –
Советским труженикам тыла
Низкий наш земной поклон!
Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане нашей страны-школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим.
Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики колхозы, все учреждения. «Все для фронта! Все для победы»
В напряженной борьбе за хлеб первого военного года активное участие приняли свыше 200 тысяч школьников. В те трудные дни колхозы и совхозы были во многом обязаны юным патриотам-школьникам.
Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. Трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.
Дети в тылу не воевали… Одни стояли, у станка по десять часов и, если не позволял рост, чтобы достать до станка, подставляли стул. Другие работали на ткацких фабриках, чтобы было как можно больше тёплой одежды для фронтовиков. Они внесли свой вклад в Великую Победу.
Слайд №2

Воспитатель: советские люди (Советский Союз — так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили:

«Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

Слайд №3, 4, 5

(просмотр видео хроники «взятие Берлина»)

Воспитатель: в апреле 1945 года наши солдаты дошли до границ Германии и штурмом взяли столицу фашистов — город Берлин. Немцы ожесточенно отстаивали каждый дом, каждую улицу своего города. Но наши солдаты были уверенны в своих силах, своей победе и настойчиво продвигались вперед. И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено, от куда враг начал свое наступление, там был и повержен. 5 мая 1945 года солдаты Советской армии Егоров и Контария водрузили знамя Победы на здание Рейхстага, здание где заседало Германское правительство.

И наступил самый долгожданный, самый великий день. Радости Советских солдат не было предела! А 8 мая 1945 года в городе Карлсхост в Германии, был подписан акт между главнокомандующим Советского Союза и Германией, «О капитуляции» немецких войск, то есть Гитлеровская армия признала свое полное поражение! С той поры этот день стал нашим великим праздником — Днём Победы.

Блок: «Героические подвиги фронтовиков»

Цель: дать детям представление о том, как защищали свою Родину советские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них.

Задачи:

Образовательная: закрепить знания детей о том, как советские люди защищали Родину в годы Великой Отечественной войны, представление о том, какой дорогой ценой досталась нашему народу победа над фашизмом.

Развивающая: способствовать накоплению знаний об исторических фактах и явлениях.

Воспитательная: воспитывать у детей любовь и уважение к героям, павшим за нашу Родину. Формировать навыки сотрудничества и взаимодействия.

Предварительная работа: беседы о Великой отечественной войне, о Дне Победы, о ветеранах. Рассматривание иллюстраций и фотографий о войне. Разучивание пословиц и поговорок, чтение рассказов и стихотворений. Прослушивание военных песен.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска SMART.

Ход занятия:

(на протяжении всего мероприятия фоном звучит музыка военных лет)

Дети сидят на ковре перед интерактивной доской.

Слайд №1
Воспитатель: чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю.
Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день — и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось, и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь».

Слайд№2
Воспитатель: была Великая Московская битва. Фашистские танки рвались вперёд. На одном из участков фронта дорогу врагу преградили 28 героев-солдат из дивизии генерала Панфилова. Десятки танков подбили бойцы. А те всё шли и шли. Изнемогали в бою солдаты. А танки всё шли и шли. И всё же не отступили в этом страшном бою панфиловцы. Не пропустили к Москве фашистов.

Cлайд №3
Воспитатель: Генерал Дмитрий Карбышев был ранен в бою и оказался в плену. Он был профессором, очень известным военным строителем. Фашисты хотели, чтобы генерал перешёл на их сторону. Обещали жизнь и высокие посты. Не предал Родину Дмитрий Карбышев. Казнили фашисты генерала. Вывели в сильный мороз на улицу. Облили холодной водой из шлангов.

Cлайд №4
Воспитатель: Василий Зайцев — знаменитый герой Сталинградской битвы. Из своей снайперской винтовки он уничтожил триста фашистов. Неуловим для врагов был Зайцев. Пришлось фашистским командирам вызвать из Берлина знаменитого стрелка. Вот кто уничтожит советского снайпера. Вышло всё наоборот. Зайцев убил берлинскую знаменитость. «Триста первый», — сказал Василий Зайцев.

Cлайд №5
Воспитатель: во время боёв под Сталинградом в одном из артиллерийских полков прервалась полевая телефонная связь. Рядовой солдат связист Титаев под огнём врага пополз выяснять, в каком месте оборван провод. Нашёл. Только попытался скрутить концы проводов, как осколок неприятельского снаряда попал в бойца. Не успел Титаев соединить провода, тогда, погибая, он их крепко зажал губами. Заработала связь. «Огонь! Огонь!» — снова зазвучали в артиллерийском полку команды.

Cлайд №6
Воспитатель: много смертей принесла нам война. Двенадцать солдат Григорянов были членами большой армянской семьи. Служили в одном отделении. Вместе ушли на фронт. Вместе отстояли родной Кавказ. Вместе со всеми пошли вперёд. До Берлина дошёл один. Погибли одиннадцать Григорянов. После войны жители города, в котором жили Григоряны, в честь героев посадили двенадцать тополей. Выросли ныне тополя. Стоят они ровно в ряд, словно солдаты в строю, — высокие и красивые. Память вечная Григорянам.

Cлайд №7
Воспитатель: в борьбе с врагами принимали участие подростки и даже дети. Многие из них за отвагу и мужество были награждены боевыми медалями и орденами. Валя Котик в двенадцать лет ушёл разведчиком в партизанский отряд. В четырнадцать лет за свои подвиги стал самым юным Героем Советского Союза.

Cлайд №8
Воспитатель: в Севастополе сражался рядовой пулемётчик. Точно разил врагов. Оставшись один в окопе, принял неравный бой. Был ранен, контужен. Но удержал окоп. Уничтожил до ста фашистов. Ему присвоили звание Герой Советского Союза. Звали пулемётчика Иван Богатырь. Не сыщешь лучшей фамилии.

Cлайд №9
Воспитатель: лётчик-истребитель Александр Покрышкин сбил первый фашистский самолёт в самом начале войны. Удачлив Покрышкин. Увеличивается число сбитых им самолётов — 5, 10, 15, 59. Пятьдесят девять самолётов врага сбил лётчик-истребитель Александр Покрышкин.
Александр Покрышкин первый трижды герой в стране.

Cлайд №10
Воспитатель: а вот история ещё одного подвига. Лётчик Алексей Маресьев был сбит в воздушном бою. Он уцелел, но был тяжело ранен. Его самолёт упал на территории врага в глухом лесу. Стояла зима. 18 дней он шёл, а потом полз к своим. Его подобрали партизаны. Лётчик отморозил ноги. Их пришлось ампутировать. Как же летать без ног?! Маресьев научился не только ходить и даже танцевать на протезах, но главное — управлять истребителем. В первых же воздушных боях он сбил три фашистских самолёта. После войны, этот человек постоянно поддерживал себя в отличной физической форме (лыжи, коньки, велосипед, плаванье). Его не стало 18 мая 2001 года. Алексей Маресьев прожил 85 лет.

Cлайд №11
Воспитатель: шли последние дни войны. Тяжёлые бои велись на улицах Берлина. Солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку. Война кончилась. В самом центре Берлина в парке на высоком холме возвышается сейчас памятник советскому солдату. Стоит он со спасённой девочкой на руках.

Cлайд №12, 13, 14
(фоновое звучание Шостаковича Симфония №5)

Воспитатель: Герои. Герои… Подвиги. Подвиги… Их было тысячи, десятки и сотни тысяч.
Прошло почти семьдесят лет с той страшной поры, когда напали на нашу страну фашисты.

Cлайд №15

Воспитатель: вспомните добрым словом своих дедов и прадедов, всех тех, кто принёс нам победу. Поклонитесь героям Великой Отечественной войны. Героям великой войны с фашистами.

Cлайд №16

Воспитатель: ребята, послушайте эту песню и скажите, как бы вы ее назвали:

Дети: солнечный круг, мир,…..
(прослушивание песни «Солнечный круг, небо вокруг…»)

Cлайд №17

Воспитатель: ребята, какую картинку нарисовал мальчик?

Дети: солнце, небо, мир…

Воспитатель: давайте и мы с вами нарисуем, выбрав те изображения, которые будут на вашей картинке.

Дети: на интерактивной доске убирают те предметы, которые не нужны по замыслу сюжета на картинке.
Если дети выбирают военную технику:

Воспитатель: действительно, у любого государства, должна быть сильная армия, которая защитит от врагов. А давайте мы с вами проведем границу нашего солнечного городка, которую и будут охранять доблестные защитники.

Дети: проводят на интерактивной доске красную линию – границу.