Евгений Васильевич Чаплыгин — отец троих детей, педагог, автор методики быстрого и простого обучения детей чтению. Кубики Е.Чаплыгина были удостоены Золотой медали на 18-ой международной выставке ИГРУШКИ И ИГРЫ за уникальность и пользу для развития детей. Предлагаемый способ обучения детей чтению на сегодняшний день является единственным в стране запатентованным методом, который реально используется уже тысячами родителей.
Кубики — лишь часть методики обучения. Кроме этого, у Евгения Васильевича есть еще разработки:
— Как легко научить ребенка читать текст (прочтение просто отдельных слов и чтение текста — это разные навыки и развиваются они по-разному),
— Грамотное письмо,
— Красивое письмо.
В скором времени родители смогут познакомиться с авторскими играми, обучающими математике и логическому мышлению. Кроме этого, создатель быстрой и простой методики обучения чтению работает над вариантом кубиков для иностранного языка.
Кубики Евгения Чаплыгина уже стали появляться и в детских садах. По отзывам воспитателей, дети буквально за одно-два занятия начинали делать то, чего не могли освоить в течение года. Кажется невероятным? Но это подтверждают и многочисленные отзывы родителей, которые отмечают у детей прогресс в чтении уже после одного знакомства с кубиками. Сама методика звучит: «Как научить ребенка читать за три дня!».
Описание методики Е.В.Чаплыгина
Цена кубиков в магазинах колеблется от 1800 до 2300 рублей.
В комплект входит:
- 10 кубиков с изображением буквы на четырех сторонах,
- 10 блоков, представляющих собой два кубика, закрепленных на специальных деревянных платформах. Кубики могут вращаться вокруг своей оси. На этих «двойных» кубиках ребёнок составляет нужные склады. Функциональность кубиков настолько высока, что освоив всего один «двойной» кубик, ребёнок составит 20 слов, а освоив всего три кубика — около 500!
Кубики сделаны из дерева. Гласные буквы обозначены красным цветом, согласные — черным. Буквы на сторонах кубиков подбирались очень тщательно. Использовалась как частотность их в русском языке, так учитывалось и то, что из тех букв, с которыми ребёнок впервые столкнётся на кубиках, он должен суметь составить самые простые и понятные ему слова — МАМА, МАША, КАША, ПАША, ПАПА и другие слова.
Методика обучения чтению очень проста. Настолько проста и понятна, что тому, кто станет заниматься с малышом, не понадобятся никакие специальные знания педагогики или психологии, и даже опыта в этом деле иметь не обязательно.
Интервью с Евгением Чаплыгином, автором методики
— Евгений Васильевич, с какого возраста лучше всего начинать учить читать по Вашим кубикам?
Евгений Чаплыгин: — Поскольку это не совсем кубики, вроде тех, которые ребёнок привык воспринимать — обычные кубики с буквами и картинками, — эти же ещё и крутятся!, то он их воспринимает как игрушку. И это хорошо, что так воспринимает. Маленькие дети на игрушках обучаются лучше, чем на различного рода учебных пособиях. Просто потому, что игрушка ребёнка не напрягает ни в каких отношениях. Поэтому, если вы не будете как-то приставать к своему ребёнку с обучением чтению, то эти кубики можно дать и в 2-3 года — пусть играет с ними.
В таком случае идеальный вариант, когда Вы будете просто отвечать на вопросы ребёнка. А задавать он их будет много. Ещё лучше, если как бы между делом сами спросите или предложите что-то составить. Давай составим слово КИ-СА, или что угодно — пусть сам предложит. И даже не проверяйте специально — запомнил он или нет. Вот так повторится несколько раз и в разных вариантах, и Вы вдруг обнаружите, что он запомнил!
А в возрасте 4-5 лет дети вообще элементарно обучаются на этих кубиках. Потому что к этому возрасту уже достаточно хорошо развиваются основные мыслительные процессы, отвечающие за обучение. И всё равно — делать всё надо через игру.
— Почему детям, которые уже знают буквы, так сложно их складывать по слогам?
Евгений Чаплыгин: — Освоение навыка чтения — это не знание отдельных букв, а умение ими пользоваться. Ведь мы, взрослые и уже умеющие читать, и знаем, и понимаем, и даже уже не обращаем на это своё внимание во время чтения, что каждая согласная буква имеет несколько десятков вариантов звучания, когда стоит в слове. А ребёнок, просто знающий алфавит, запомнил только один вариант — тот, который в Азбуке.
Как-то объяснять ребёнку эти тонкости всё равно бесполезно — этого не понимают и 4-х -5-ти — летние дети, потому, что это целая наука под названием лингвистика.
Но, вот просто практически освоить это умение дети могут. Делают они это где-то на уровне интуиции и на основе уже развитой речи.
И это умение приходит безо всяких теоретических объяснений про буквы и звуки. Не надо ребёнку объяснять — КАК буквы превращаются в звуки при чтении, а звуки превращаются в буквы при письме. Эту теорию будут давать в школе, хотите Вы этого или нет — это по программе положено.
А Ваша задача, чтобы ребенок освоил это практически. И эти кубики для такой цели — идеальный вариант, так как ребёнок на них САМ практически обучается превращать буквы в звуки и в целые слова при чтении, и звуки превращать в буквы и в целые слова — при составлении слов.
Я придерживаюсь в этом плане того, что без развития у ребёнка внятной речи не стоит учить читать по кубикам. По карточкам с готовыми словами можно учить (методика Домана — Маниченко), а по кубикам нет.
Карточку с написанным словом ребёнок запоминает как картинку и эту картинку связывает в своей памяти (ассоциирует) с конкретным образом, понятием или ощущением, а обучение по кубикам предполагает, особенно вначале, запоминание складов, понимание того, КАК буквы превращаются в звуки и в целые слова. Это более высокий уровень и этот уровень требует более высокого развития у ребёнка таких качеств как внимание, восприятие, мышление и речи. Такой уровень достигается где-то после трех лет.
Самое лучшее, что Вы можете сделать для ребенка в возрасте 2-3 лет, это прочитать вместе с ним большое количество детских стихов и книжек с красивыми и понятными для ребёнка картинками. Хорошо бы, чтобы у ребёнка появилось несколько самых любимых книжек и стихов, которые бы он просил прочитать ещё и ещё раз. Читайте, спрашивайте, просите пересказать.
Это идеальный вариант для пополнения словарного запаса и развития речи. На этой основе ребёнок зачитает Вам по кубикам за несколько дней. А с кубиками можно пока просто играть, ничего не объясняя.
В этом возрасте у детей почти фотографическая память. Придёт время и Вы обнаружите, что ребенок все кубики уже помнит — названий букв только не знает. Вот на это и уйдёт несколько дней — узнать название букв. Для ребёнка запомнить три десятка букв — вообще не вопрос. А кубики помогут сходу понять — как из отдельных букв получаются целые слова.
— Скажите, пожалуйста, вот заявленное Вами «научите своего ребёнка читать за 3 дня» — это действительно так? Ребёнок действительно за 3 дня научится читать?
Евгений Чаплыгин: Читать, как Вы, естественно понимаете, ребенок не научится за 3 дня. Из моего опыта и опыта родителей выяснилось, что в большинстве случаев трех дней, как правило, хватает, чтобы в нужных отделах головного мозга ребёнка 5-6 лет установилась правильная программа действий с буквами во время сложения их в целое слово и его последующее прочтение.
Мозг наш ничего специально не придумывает во время чтения текста — это очень долго, не совсем просто, да и затратно для него по ресурсам. Мозг работает очень экономично и прагматично, поэтому по мере установления и закрепления навыка чтения, процесс чтения переводится на своеобразный «автопилот» и протекает по очень простой программе — почти как в компьютере.
Процесс обучения чтению и есть установка такой программы.
Можно это процесс искусственно растянуть на три года, как в школе и делается. При этом успевают устать и намучиться «с этим чтением» буквально все — и учителя, и родители, но меньше всех дети — потому что, если у них не получается, то они просто плюнут на это «Ваше чтение» и что Вы потом будете делать?
А можно в игре и без нервотрёпки, и действительно за три дня установить у ребёнка в голове такую программу. А дальше по мере совершенствования навыка она (программа) будет работать всё быстрее и быстрее, и без сбоев.
Конечно с ребёнком 2-3 лет так быстро не получится. А зачем ему быстро? Ему важнее, чтобы интересно было, и как можно дольше интересно было. Растяните и поддерживайте этот интерес, и он сам в игре научится. А обнаружив, что сам может складывать буквы в слова и что-то прочитать, уже не остановится и будет Вам читать всё подряд, где только увидит буквы.
— А что, если установка «программы» приведёт к механическому и бездумному чтению? Как потом переучивать?
Евгений Чаплыгин: — Переучивать на что? Другого чтения просто нет. Мы читаем по программе. Все элементарные навыки, в том числе и навык чтения, выполняются по программе. Конечно, чтение — это интеллектуальный процесс, но ….
Сколько интеллекта в предложении — «Уходя, гасите свет!»?
Включаем мышление и свой интеллект мы только тогда, когда читаем действительно сложные в осмыслении и понимании тексты. Но читать такие тексты ребёнок будет еще очень не скоро.
А пока ему из каких-то там букв надо сложить и прочитать сначала МА-МА, затем МА-ША, затем КА-ША и так далее.
Вот всё это и есть установка правильной программы по складыванию букв в целые слова и их прочтению.
— Из всего, что написано в интернете по Вашим кубикам, создаётся впечатление, что научить ребёнка читать совсем просто. Возникает ощущение, что ничего и делать не нужно — просто поигрались с кубиками и ребенок уже научился читать.
Евгений Чаплыгин: — В самом вопросе уже два ответа: научить читать — это действительно просто; действительно поигрались с кубиками — и он научился.
Навык чтения сам по себе очень простой, почти примитивный. В реальности у хорошо читающего человека во время чтения в мозге не происходит никаких заумных мыслительных процессов.
До 90% и более слов в тексте мы считываем очень быстро — как бы на автопилоте, то есть с ходу определяем их смысл и значение в контексте. А оставшиеся слова, как правило, являются ключевыми в тексте или относятся к специальной терминологии и вот их-то мы считываем, включая сознание. Сложные по смыслу статьи и очень длинные и «заумные» слова мы прочитываем, ВДУМЫВАЯСЬ в каждое слово. Получается медленнее, но зато ничего не пропускается и лучше понимается, и запоминается.
Моя методика исходит вот из такой реальности. И все задания и упражнения подобраны, чтобы в итоге получить такую реальность, такое чтение.
Исходя из реальности, что чтение само по себе очень простой мыслительный процесс, получается, что научиться читать действительно просто. Гораздо проще, чем научить ребёнка другим необходимым навыкам. Сложность для ВСЕХ в том, что очень трудно принять для себя такую мысль — ведь вокруг столько разговоров, столько понаписано об исключительных трудностях при обучении ребёнка чтению.
Если разобраться, то все эти разговоры — миф, а трудности создаются искусственно, чтобы придать какую-то значимость тем, кто сочиняет многочисленные «инновационные» и «научно обоснованные» методики обучения. Сколько народа на этом просто кормится. А бороться с трудностями, о которых Вам подробно рассказали, приходится Вам и Вашему малышу. А ему это надо?
Не надо создавать трудностей и проблем ни себе, ни ребёнку, чтобы затем с ними бороться. Научить читать действительно легко и действительно во время игры.
Отзывы о кубиках Чаплыгина
Бабушка Лилия Николаевна, г. Челябинск:
— Я купила внуку (3,2 года) кубики Чаплыгина только вчера. Думала долго, стоит ли отдавать за них деньги, хорошо, что продавщица убедила, что кубики эти сейчас модные, их многие покупают, и говорят, что результаты хорошие. Сегодня позвонила дочке, спросила. Говорит, что Славочка вчера уже сам прочитал «мама», «папа», «Миша» (папу его так зовут), и просит дать ему кубики ещё! Нравятся очень. Дочка рада, и мне приятно. А Славочка как радуется буквам! Спасибо, что есть такие кубики.
Лена, г. Пермь:
— Огромное спасибо создателям кубиков «Читаю легко»! Моя доча Ариша (ей 5,5 года) научилась читать не за три дня, а буквально с первого занятия! Мы уже знали буквы, но не умели складывать из них слова, доходило просто до слёз из-за непонимания. Уже не знала, что и делать. Купили кубики Чаплыгина — с первого занятия дочка САМА собрала слово, и не одно, как рекомендуется, а сразу много разных слов, я её полчаса оторвать от кубиков не могла! Ариша прыгала и радовалась, когда поняла, как читать из букв слова. Именно кубики Чаплыгина нам так помогли. Огромное спасибо! Я обязательно буду рекомендовать всем своим друзьям и знакомым!
Наталья, г. Москва:
— Могу отзыв свой внести по этим кубикам — отличная вещь. У меня старший буквы знал давным-давно, лет с 2-х, наверное. Позднее и слоги мог сложить… Но дальше этого никак не шло, я уж нервничать начала — на этих кубиках у нас , наконец-то, «прорвало» на нормальное чтение. И достаточно оказалось всего лишь дороги на юг в авто — мы с ним дорогой придумывали разные игры на кубиках — и к моменту приезда у него получалось слова прочитывать. Причем, даже достаточно сложные. Хотя это все легло на подготовленную почву.
Статью подготовила Даниленко Мария.