ребенок в детском саду

фото детей

Рубрика — детская психология

Добрый день! Внучке 3.5 года, она разлила молоко нужно добиваться, чтобы она вытерла все с пола, как этого добивается отец? И надо ли вообще добиваться, чтобы в этом возрасте ребенок собрал игрушки? Как правило все заканчивается обидой и нежеланием ребенка исполнять требования.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Добиваться… Вслушайтесь в это слово. Хорошее слово. Что мы в нем слышим? Бить, добивать, да еще и себя, и битва в нем имеется, и сигнал к бою.

Вам проще ответить себе: хотите ли Вы всего этого?

Позвольте сделать лирическое отступление. Я хочу поговорить о сигнале к битве, о том спусковом крючке, который включает внутри человека программу борьбы – любыми средствами, во что бы то ни стало получить определенный результат. В данном случае результатом являются разложенные по местам игрушки, вытертая лужа, в общем, порядок в танковых частях и убранная территория.

Для того, чтобы человек реагировал одинаково в похожих ситуациях, его нужно долго тренировать, до тех пор, пока реакция не станет привычкой – второй натурой. Именно так часто и происходит. Логическую цепочку «вижу беспорядок – определяю автора беспорядка – заставляю его убрать» можно без преувеличения отнести к условным рефлексам. Эта цепочка запускается автоматически, машинально, по привычке. Это бывает очень удобно – внимание может быть направлено на другие задачи, требующие осознания, а уборка производится автоматически. Экономятся время и силы. Уборка выполняется как бы в полусне, без осознавания. И так может продолжаться очень долго, до тех пор, пока на пути выполнения программы не встанет какое-нибудь трудно одолимое препятствие – например, нежелание другого человека убирать или чей-то протест.

Тут мозг получает сообщение «Выполнение программы уборки территории остановлено. Мешающее обстоятельство.» Какова будет реакция? Если человек продолжает «дремать», автоматически подключатся программы удаления препятствия, например, надавить, наорать, запугать или другие из того же репертуара. Но можно и проснуться! Да-да, посмотреть на ситуацию с другой точки зрения – любой, ребенка, постороннего человека, зашедшего в гости, собаки или инопланетянина. Выбирайте сами, что Вам больше нравится. И что же мы увидим? По полу ровным слоем разложены кубики, посудка и куклы, а два разумных человека заняты очень серьезным и эмоциональным разговором до такой степени, что им и убирать-то некогда.

Ребенок: Ого, сколько кукол! И посудка есть! И кубики! Можно даже домик построить или мебель, и давай это будет день рождения у Маши. А к ней пришли гости с подарками, и мишка тоже гость, он принес большущий торт. А я была Машина мама, я на стол накрыла и пошла заниматься своими взрослыми мамскими делами. Тут пришел главный начальник и сказал, что день рождения закончился и нужно убирать. Я сказала Маше: прощайся с гостями и убирай, а она не хочет…

Собака: какой чудесный день! Маленькая хозяйка будет со мной играть. Сколько кубиков! С ними можно играть, как с мячом. Хозяйка меня не видит… Подойду поближе, сяду рядом с ней, и когда она мне бросит кубик, я помчусь за ним стрелой. Игра начинается, и хозяин пришел! Ой, кажется, не помчусь. Ну сколько можно разговаривать! Давайте скорее играть!

Инопланетянин: Двое землян подготовились к обмену информацией с помощью слов. Для этого они разложили на полу макеты землян, геометрические тела и другие мелкие объекты. Коммуникация сопровождается активными движениями глазных яблок, век, рта, рук, ног и всего тела. Видимо, земляне недостаточно хорошо понимают звуки, и для большей ясности им приходится передавать данные с помощью движений. Назначение объектов на полу неясно, вероятно, они являются обязательным условием ритуала.

Заметили, когда началась наша с Вами игра? Как только прозвучало слово «проснуться». Не давайте привычным стереотипам держать себя на крючке, старайтесь осознавать каждое действие, а если чувствуете, что опять поехали по наезженной дорожке «вижу…определяю…заставляю», откройте глаза – и Вы снова станете осознавать, что происходит, и будете действовать не автоматически, а творчески, как живой, разумный, добрый и любящий человек.

Еще пару слов об уборке. Ребенку интересно делать почти все, что делают взрослые рядом с ним. Он так учится взрослеть. Ему обязательно надо попробовать делать так же, как папа, мама, бабушка, другие близкие – мыть посуду, заметать, стирать, накрывать на стол, и убирать, конечно же, тоже. От того, как Вы реагируете на его попытки, зависят дальнейшие действия ребенка. Похвалите, расскажите, как Вам приятно и весело делать что-то вместе с малышкой – этого будет достаточно. Можете даже привычку в себе такую выработать. Если уж применять автоматические привычки, пусть они будут добрыми и позитивными.

А еще хорошо помнить, что жизнь – это игра, большая, веселая, интересная и удивительная. Играйте на здоровье!