ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

Автор — С.В. Никитина.

детский сад

Долгое время основной формой организации  обучения  в  детском  саду  считалось  занятие. Оно организовывалось и  проводилось педагогом,  который  определял  в  соответствии  с  программой  содержание, методику и  технологию  занятий  с детьми  различных  возрастных  групп. Сейчас в соответствии с Федеральными государственными требования к структуре  основной  общеобразовательной программы  дошкольного  образования образовательную деятельность следует осуществлять  в  совместной  взрослого с  детьми  деятельности  и  самостоятельной  деятельности  детей. 

Именно эта перемена сложнее всего поддается пониманию  педагогов-практиков:  как отказаться от  того, что, по их мнению, получается лучше всего? Поэтому непосредственно образовательная деятельность  воспринимается  педагогами  зачастую как сумма занятий, по-прежнему организуемая педагогом в определенное им же  время.  Даже  такой  подход  был бы приемлем в детском саду, если бы изначально  не  искажалось  понимание сути  занятий  с  детьми.  Следует  еще раз разобраться с понятием «занятие».

Само  слово  «занятие» можно  рассмотреть через призму однокоренных к нему слов: занятой, занятный, занимательный, заняться, занять, «дух заняло», «заря занималась» и так далее. По сути,

  • «занятой» — имеющий много работы,  которую нужно выполнить в определенное время;
  • «занятный» — забавный, мысль заняла, захватила;
  • «занимательный» — интригующий, интересный;
  • «заняться» — действовать самому;
  • «занять» вакансию, роль,  позицию,  воспользоваться;
  • «дух  заняло» — от восторга, волнения;
  • «заря занималась» — начало чего-то нового.

Изначально занятия с детьми не подразумевали школьно-урочной организации, которую искусственно внедряли в российские детские сады, несмотря на явные  протесты  самих  дошкольников. Именно  протесты,  ибо  как  понимать их возгласы  «У-у-у,  опять  занятие!»  на предложение  воспитателя  «Собирайте игрушки, сейчас будет занятие».

В ходе проведенного опроса старших дошкольников на вопрос «Где ты узнал столько нового?»  большинство  из  них  ответили:  «Папа  рассказал»,  «Мы  с  другом видели»,  «Мы  с  родителями  ездили», «Я  сам  пробовал»  и  так далее.  И  лишь  2% опрошенных  детей  ответили:  «Нам  на занятии  об  этом  говорили». И  это  итог  наших  основных  педагогических  усилий?

Разобраться  с  этим  стоит,  потому что  дошкольной  практике  грозит  механическая  замена  термина  «занятие» на  термин  «непосредственно  образовательная деятельность». Может, стоит перенести  сами  смыслы,  которые  заложены  в  словах  с  корнем  «занят»?

Начнем с создания атмосферы заинтересованности и положительного эмоционального настроя на деятельность.

Порой  мотивация  к  занятию  настолько очевидно выглядит абсурдной, что  подтверждается  реакцией  детей, особенно  дошкольников  старших  и подготовительных  групп.  Призыв  педагога «Посмотрите, Петрушка пришел разобраться»  вызывает  такие  детские гримасы, которые можно перевести на взрослый  язык  так:  «Ну  и  проблема!» или даже: «Сейчас быстро сделаем, что воспитатель  просит,  и играть!»

Попытка сделать детей максимально активными может оказаться успешной в том случае, если вопросы, на  которые предполагается найти ответы, связаны с реальной жизнью ребенка, его игрой, трудом. 

Например: «Что это за предмет у нас в группе  появился?»,  «Для  кого этот предмет?», «Зачем он человеку?», «Почему он такой формы?», «Из какого материала?», «Почему именно из этого материала?» и так далее. 

Новые вопросы могут возникнуть по мере нахождения ответов, и совсем не обязательно  у взрослого, который  торопится  их  задать  детям.

У  детей  вопросов  возникает  гораздо больше,  потому  что  познавательная активность дошкольников очень высока. Определение темы вместе с детьми, а не сообщение ее детям дает шанс на то,  что  изучение  определенной  проблемы  или  вопроса  будет  глубоким, интенсивным  и  довольно  длительным, потому  что  поставленная  цель  детьми осознана!

Чему  научаются  дети? Осознанию  поставленной  цели.

Однако самостоятельно дошкольник еще не  всегда может найти ответы на все интересующие его вопросы — ему в  этом  помогают  взрослые (родители, педагоги, специалисты, руководители и персонал  учреждения и другие). В основу Федеральных государственных требований  заложены  личностный,  культурно-исторический и развивающий подходы. Психическое  развитие  и  личностное становление ребенка есть прежде всего присвоение им культуры общества. А как ее осваивать, как не самому действовать, выполнять много работы  в обогащенных взрослыми детских видах деятельности — двигательной, игровой, трудовой, коммуникативной, исследовательской, продуктивной? Приоритетными на этом этапе являются помощь детям в овладении  различными  способами решения поставленных задач без боязни ошибиться  и  предоставление  возможности  проявить  индивидуальную  избирательность  в  работе  с  материалами, оборудованием.

Первое, что может позволить решить эти задачи, — это наличие материалов, а  если  точнее  —  наличие  большого количества разнообразных материалов для широкого спектра  видов  деятельности. И снова необходимо разобраться со  смыслами.  При  входе  во  многие группы  детских  садов  бывает  трудно понять,  кто  в  них  живет  и  обучается: ровненько расставленные, по-взрослому развешенные,  высоко  припрятанные, глубоко  уложенные  предметы,  оборудование,  картинки,  бумага…  Представьте ситуацию: педагогу необходимы материалы  для  проведения  занятия,  а методист  спрятала  их  на  антресоль под  потолком  и  унесла  стремянку.  За стремянкой  не  уйти,  потому  что детей без  присмотра  не  оставишь,  значит, придется  отказаться  от  замысла  или выполнить его примитивно. Не так ли мы поступаем с детьми и их деятельностью?

Рассуждая о стимулировании детей к  использованию  разнообразных  способов  решения  определенных  задач или проблем в деятельности, возникает вопрос:

Где  взять  идеи?

Их  необходимо  актуализировать:  организовать обмен мыслями и мнениями, заведомо уважительно  относиться  к  любому  высказыванию  ребенка  по  содержанию обсуждаемой  темы,  поощрять  стремления детей предлагать свои способы работы, анализировать способы, предлагаемые  другими  детьми,  и  поддерживать наиболее рациональные из них.

Следует  обсуждать  детские  «версии» в  равноправном  диалоге  (полилоге), а  не  в  жестко-оценочной  ситуации «правильно  —  неправильно».  Если «правильно»,  то  по  какому  правилу? 

Например, к правилам изображения утки можно  отнести  рисование  овального туловища, круглой головы, коротенькой шеи,  маленького  хвостика  и  невысоких  лапок  с  перепонками,  то есть того, что  передает  характерные  признаки этой  птицы.  Но  утка  может  смотреть вперед, оборачиваться  назад,  нырнуть в воду, посмотреть вверх или взлететь наконец. А еще она может быть нарисована красками, карандашами, фломастерами, обклеена пухом, перышками, нарезанными  шерстяными  ниточками, скомканными  кусочками  бумаги  или вовсе  размазана  пластилином.  Масса идей, а главное — есть право выбрать, потому  что  воспитатель  сказала:  «Подумайте,  а  какая  у  вас  будет  уточка? Что она  будет  делать?»  А  у  кого-то будет  две  утки-подружки  —  для  этого нужен большой лист бумаги. И не надо спрашивать:  «Можно?», потому что на полке лежат разные  форматы  бумаги. А  еще,  чтобы  было  удобно,  можно составить  два  столика, потому  что воспитатель сказала: «Подумайте,  что вам  для  этого  нужно,  и  решите: сами вы хотели бы  работать или с кем-то вместе?» 

Нужна такая организация деятельности, при которой ребенок мог бы реально осуществлять свои устремления, чтобы они срослись с его поступками, действиями и стали личностными ценностями, то есть осознанными смысловыми образованиями. Смысл есть прошедшее через систему деятельностей человека знание (Б.  С. Братусь).

Чему  научаются  дети?

С  одной стороны,  осознают  право  выбора  и учатся  делать  выбор,  а  это  уже  личность! С другой овладевают способами осуществления детских деятельностей, а это — элементарное обучение. Воспитание личности и элементарное обучение  и  есть  сущность  образования.

Важным этапом в образовательной деятельности является подведение итогов. 

Как  правило,  это  берет  на  себя воспитатель  и  зачастую  все  сводит  к перечислению того, что делали дети на занятии, заканчивая коронной фразой: «Молодцы!»  На  что  стимулирует  подобный  подход? На  восстановление  в памяти действий, которые выполняли, и  в большинстве случаев на восприятие слова «молодцы» как своего  рода  сигнала  «Наконец все  закончилось».

Однако дети имеют  право  понять  то,  чему они научились. Даже в реальной жизни  взрослые  искажают  суть образовательных  результатов, задавая вопрос своим детям, возвращающимся из школы:  «Что  сегодня  получил?», ожидая  услышать, соответствуют ли знания ребенка оценочной шкале учителя.  Ежедневный  вопрос  к  ребенку  «Что  ты сегодня получил?» приучает его ориентироваться в большей степени на  то,  чтобы  соответствовать  оценочной  шкале  взрослых,  а  не  удивляться собственным  новым  знаниям,  осознавать  свои  потребности в учении и возможности их удовлетворить. Уже с дошкольного  возраста  необходимо создавать  условия,  в которыхребенок учится понимать  то, чему он учится в детских видах деятельности, стимулируя детские размышления вопросами: «Что получилось?»,  «Что не  получилось?», «Получилось  ли  так,  как  задумывал?», «Что  бы  хотелось  повторить?»,  «Что хотел бы выполнить по-другому, другим способом, другими материалами?» и так далее.

Формирование у детей осознанного поведения  в  детских  видах  деятельности,  на  которых  и базируется образовательный  процесс  в  детском  саду, закладывает  основы  рефлексивного отношения к учению пока по собственной  спонтанной  программе,  но  затем и  к  дальнейшему  учению  в  школе  по программе  взрослых. Такого  уровня  образовательную деятельность  призван  осуществлять грамотный  воспитатель.

Компетентные педагоги — гордость системы дошкольного образования и статус, достойный уважения  родителей!

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, март 2013.