Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста. как правильно поступить. При слиянии детских садиков новая бухгалтерия сада почему-то решила, что мы многодетные (в семье трое детей, старшему 20 лет). Те квитанции, которые приходили — все с разными суммами, включая и большие, с октября 2015 г по март 2016 г мы все добросовестно оплачивали — те суммы, которые нам присылали. Мы документов о многодетности не предоставляли, заявление на льготную оплату не писали, следовательно не обманывали никого, нашего злого умысла не было. Перед большой проверкой в апреле -месяце 2016 г бухгалтер обнаружила свою ошибку и теперь ежемесячно нам выдают квитанцию с огромной суммой — с учетом ее ошибки за предыдущие месяцы, требуют оплаты. Правомерно ли действия бухгалтера ? Если нет, то к к ому обращаться за поддержкой и защитой своих прав?
Ответ: отношения по оплате предоставленных ДОО услуг регламентированы как гражданско-правовые публичные отношения по предоставлению образовательных услуг в первую очередь договором с ДОО и нормами федерального законодательства: Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ГК РФ и Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». Льготы для многодетных семей определяются согласно Указу Президента РФ от 05.05.1992 N431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» и соответствующим документам субъекта РФ (муниципалитета).
Не зная условий Вашего договора с ДОО, трудно учесть все особенности порядка Вашей оплаты образовательных услуг ДОО.
Однако, из действующих норм федерального законодательства следует, что согласно п. 3 и 4 ст. 1 ГК РФ:
«3. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
4. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения».
То есть, в Вашем случае недобросовестное поведение (бездействие в отношении уведомления ДОО о неверном расчете оплаты за предоставленные услуги) стало причиной использования Вами льгот, положенных многодетной семье согласно Указу Президента РФ от 05.05.1992 N431, которые, насколько я понял, для Вашей семью не актуальны после наступления установленного возраста третьего ребенка. Значит, Вы извлекли неправомерное преимущество из своего недобросовестного поведения, что нарушает закон в соответствии с вышеуказанным общим правилом п. 4 ст. 1 ГК РФ.
Таким образом, по закону Вы обязаны возместить неправомерно полученную льготу в полном объеме.
Для более конкретного разъяснения в части создавшейся ситуации Вы можете обратиться в территориальное подразделение Роспотребсоюза или свой муниципалитет, поскольку согласно Закону «О защите прав потребителей»они обязаны рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей.
Практический совет: для снижения уровня расходов с учетом своего финансового положения в письменной форме Вам целесообразно:
— обратиться в ДОО о безвозмездном списании или снижении размера образованной недоимки в части оплаты Вами услуг ДОО из-за недостатка финансовых средств в семье (с этой просьбой также стоит обратиться в администрацию муниципалитета и региона); здесь можно также указать, что Вы не знали об отсутствии льгот и лишении статуса многодетной семьи после наступления взрослого возраста 3-го ребенка;
— обратиться в ДОО о согласовании графика постепенного погашения Вашей задолженности в размере указанной недоимки (например, на год или на три года).