Когда вокруг тебя все спешат, и ты в эту спешку втянешься, тогда считай – дело пропало, тебе уже не понять, что вокруг тебя делается. Когда несешься в седле, ничего, кроме ушей своей лошади, ты не видишь. Но стоит спешиться – и перед тобой вся лошадь, как она есть.
Чабуа Амирэджиби. Дата Туташхиа
Подготовка к школе — одна из самых волнующих и острых тем, особенно для тех родителей, чьим детям предстоит идти в ближайшее время в первый класс. Их волнения понятны, ведь школа — это новый этап в жизни ребенка. Когда дети поступают в школу, они проходят собеседование в форме тестирования или, так сказать, маленького экзамена, где педагоги проверяют их умения и навыки счета, письма и чтения, а также общий уровень подготовки к школе.
Несмотря на то, что закон запрещает школам «осуществлять прием детей на конкурсной основе» (п. 10 Приказа Департамента образования г. Москвы от 16 марта 2010 г. № 681 «О правилах приема детей в первый класс государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы, реализующих основные общеобразовательные программы»), при подаче документов для зачисления в первый класс проведение испытаний (экзаменов, тестов, конкурсов, собеседований и т.п. не допускается), тем не менее, требования к знаниям и умениям будущих первоклассников повышаются из года в год. Объясняется это тем, что школьные программы рассчитаны на быстрое усвоение объёмного материала.
И ещё один фактор — формирование классов с более или менее подготовленными учениками. Родители перед школой чаще задаются вопросом, как научить ребенка читать, писать и считать, стремятся быстрее пройти программу первого класса. Конечно, не хочется со своим ребенком «ударить в грязь лицом» перед учителями на тестировании.
От года к году требования к первоклассникам ужесточаются, и многие родители убеждены в том, что самая главная подготовка к школе и до школы — это как можно быстрее научить ребенка считать, читать и писать.
Однако, как доказал многолетний опыт педагогов и психологов, это не главное.
Приведем пример.
Учитель начальных классов из города Владимира Наталья Николаевна Салихова, проработавшая с детьми начальной школы 29 лет, отмечает, что » если у ребенка будет развиваться внимание, различные виды памяти, воображение, он будет уметь высказывать свои мысли — ему, соответственно, будет легче вступать в контакт и учиться рассуждать. У меня за 29 лет были в 1 классе и читающие, и не читающие дети. Но вторые очень быстро догоняли первых. А читающие порой даже отставали в обучении в итоге. Ведь запомнить букву легко, если у ребенка нет никаких отклонений в развитии. А вот запомнить характеристику звука, уметь рассуждать, строить свое высказывание — это трудно. Многие родители напрасно думают, что если ребенок до школы научился читать, то ему будет легко в школе…»
Галина Ивановна Черданцева из Москвы рассказала, что для старших дошкольников очень важно, чтобы родители и воспитатели больше говорили с детьми, задавали им вопросы, не просто читали, но и беседовали о прочитанном. Занимались развитием мелкой моторики рук. Это эффективный способ подготовки руки к письму. Пальчиковая гимнастика, штриховка, занятия изобразительным искусством, работа с пластилином и бумагой, и т.д. — обязательные занятия для будущего первоклашки. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»,- так говорил В. Сухомлинский. Развитие руки — это очень важно, так как плохая моторика — это неполноценное выполнение задания, усталость, стрессы, что приводит к негативному отношению к школе, появляются неврозы, срывы и нежелание идти в школу.
Давайте попробуем выйти из «тени предубеждений», отодвинем предрассудки и поймем, что, в первую очередь, необходимо обратить внимание на здоровье ребенка и его развитие. Я предлагаю вам посмотреть на вашего малыша не с общественной точки зрения (потому что так делает семья Ивановых, значит, надо и нам), а с индивидуальной. Насколько именно ваш ребенок подготовлен к школе.
«Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться,» — считал детский психолог Л. А. Венгер. И как же он был прав! Представим, что «подготовка к школе», это некий прямоугольник, где самая большая его сторона называется «Умение читать, считать, писать». Эти навыки называют педагогической готовностью ребенка. К сожалению, многие родители «зациклены» на этой стороне прямоугольника и не хотят посмотреть на все стороны и аспекты «подготовки к школе». Однако если мы с вами «завернем за каждый угол», то увидим, что ещё одна сторона подготовки к школе называется «психологическая готовность», также есть «речевая готовность» и «физическая готовность». Важно понимать, что все эти аспекты взаимосвязаны, и необходимо развивать каждый из них.
Школьные психологи считают ребенка неготовым к школьному обучению, если он:
- не самостоятелен или недостаточно самостоятелен;
- не умеет сосредотачиваться на задании;
- не умеет слушать инструкцию педагога;
- больше настроен на игру, чем на учение;
- не умеет дружить со сверстниками;
- не умеет вежливо разговаривать со взрослыми и слушать их;
- слишком зажат или стеснителен, или, наоборот, слишком возбуждён и активен;
- у него недостаточно знаний об окружающем мире, он не умеет сравнивать, обобщать, анализировать и др.
При любом уровне знаний и готовности ребенок будет принят в первый класс. А вот неуспеваемость, нежелание учиться — это результат того, что дошкольник психологически не был готов к обучению в школе.
Что же такое психологическая готовность к обучению школе?
Когда говорят о психологической готовности, то подразумевают три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный, которые включают в себя аналитическое мышление, умение концентрировать внимание, умение регулировать свое поведение, возможность выполнять задания, которое выполнять порой не хочется, достаточно длительное время, а также, потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться.
Из схемы, представленной выше, мы видим, что психологическая готовность к обучению в школе включает в себя
- интеллектуальную,
- мотивационную,
- коммуникативную
- и волевую готовность.
Давайте подробнее рассмотрим каждый аспект готовности к школе.
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ: Интеллектуальная готовность — это развитие внимания, памяти, мышления, умение анализировать и обобщать. Иными словами, ребенок должен уметь не только ориентироваться во времени и пространстве, но и иметь запас бытовых знаний об окружающем мире.
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ: Мотивационная готовность — это готовность к учебной деятельности и наличие мотивации. Этот вид готовности подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. Очень важно, чтобы школа была привлекательна для ребенка своей главной деятельностью — учебой. В формировании у дошкольников мотивации к учебе важную роль играет семья, так как основные человеческие потребности, в том числе социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в период раннего детства.
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ: Волевая готовность — это умение ребенка следовать правилам, вопреки своим желаниям. Волевая готовность — это умение ставить перед собой цель и принимать решения, выполнять определенные команды, следовать алгоритму выполнения действий, уметь оценить свои действия и действия других. Значима и высокая работоспособность. Развитию волевой готовности помогут занятия творческого цикла — рисование, конструирование, лепка.
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ: Коммуникативная готовность — это умение ребёнка общаться с коллективом, дружить и жить в коллективе, умение общаться с учителем и взрослыми людьми, соблюдать определенные нормы поведения. Готовность ребёнка остаться без родителей с учителем и классом. Развитию коммуникативной готовности способствуют регулярные занятия (как занятия по раннему развитию, так и по подготовке к школе), посещения праздничных мероприятий, конкурсов, выступления на концертах, посещение театральной студии, занятие музыкой и танцами.
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ: Физическая готовность — это не только умение «удержания статических поз в положении сидя», но и развитие мелкой моторики рук (умение завязать шнурки, застегнуть пуговицы, уверенно и правильно держать столовые приборы), а также общая физическая выносливость. Помогут в развитии физической готовности занятия ритмикой, танцами, занятия в спортивных секциях, занятия по бисероплетению и вязанию.
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ: Речевая готовность. Известно, что чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему овладеть чтением и письмом. Ребёнок должен уметь вести диалог, уметь задавать вопросы, отвечать на них, уметь пересказать прочитанное или услышанное, уметь владеть связной речью. При подготовке к школе необходимо уделить внимание качеству звукопроизношения, умению строить предложения, правильному употреблению предлогов, умению составлять рассказ по картинке. Фонетические дефекты речи — это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения). В ходе исследований по преодолению трудностей в обучении детей, проводимых авторитетными психологами А.Ф.Ануфриевым и С.Н.Костроминой, были выявлены наиболее типичные нарушения в сфере учебной деятельности. Это исследование является достаточно важным, так как позволяет нам понять природу возникающим проблем при подготовке к школе и обучении в начальных классах.
Исследования показали, что в письменных работах пропускают буквы те дети, которые имеют низкий уровень развития фонематического слуха, у которых слабая концентрация внимания, имеется несформированность приемов самоконтроля. Неразвитость орфографической зоркости у детей с низким уровнем развития произвольности, с несформированностью приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), с низким уровнем объема и распределения внимания и низким уровнем развития кратковременной памяти. При исследовании отмечалось, что 17% детей невнимательны и рассеяны. Это говорит о том, что у этих детей низкий уровень концентрации и устойчивости внимания, а преобладающая мотивация учения — игровая. Учащиеся, испытывающие трудности при решении математических задач, имеют низкий уровень развития образного мышления, низкий уровень развития общего интеллекта, слабое понимание грамматических конструкций. 13,5 % детей испытывают затруднения при пересказывании текста. Это дети с низким уровнем речевого развития, с низким уровнем развития образного мышления, заниженной самооценкой, низким уровнем развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации).
13,1% неусидчивых детей с низким уровнем развития волевой сферы.
12,7% трудно понимает объяснение с первого раза. Это учащиеся с несформированностью приемов учебной деятельности и слабой концентрацией внимания, с низким уровнем развития общего интеллекта и низким уровнем развития восприятия.
Особо хочется сказать о выявлениях такого нарушения, как грязь в тетради. Это говорит о слабо развитой тонкой моторики пальцев рук, несформированности приемов учебной деятельности, о низком уровне развития кратковременной памяти у ребенка.
Плохо списывают с доски (8,7%). У таких учеников не сформированы предпосылки учебной деятельности, у них низкий уровень переключения внимания и низкий уровень развития кратковременной памяти.
Было замечено, что если во время урока ребенок выходит и отсутствует продолжительное время, то это означает, что у него отсутствует учебная мотивация, не сформировано отношение к себе как к школьнику, возникают трудности в усвоении материала».
Чтобы преодолеть будущие трудности в обучении ребенка, нужно обойти весь прямоугольник и понять, что же вы ещё не успели до школы.
Может быть, записаться на ритмику или шахматы, посетить театральную студию, логопеда, психолога или занятия творческого цикла. А может быть, вам стоит записать ребенка на вязание или бисероплетение? Каратэ или йогу? Танцы, вокал, музыку или конструирование? Сейчас в рамках детских садов, развивающих центров, домов культуры и других детских учреждений открыто множество студий, позволяющих полноценно подготовиться к школе, скорректировать более слабые стороны и решить проблемы переходного периода от дошкольного учреждения к школе.
Чтобы проверить готовность дошкольника к школе, существует много разных методик и тестов. Подготовка к школе — это длительная комплексная подготовка ребенка вместе с педагогами и родителями, которая даст свои плоды только при регулярных и систематических занятиях не только за 3 месяца до школы и даже не за 1 год, а намного раньше. — Родители должны понять, что подготовка к школе — это не только умение читать и писать, но и умение оказывать помощь своим детям в формировании психологической готовности, в развитии самостоятельности, мышления, внимания и памяти. Если подготовка к школе будет проходить комплексно, охватывая все стороны «прямоугольника», и будет направлена на быстрый адаптационный период первоклассника в школе, то возникновение трудностей в обучении будет гораздо меньше. Все это достигается путем регулярных занятий в играх, труде, в познании окружающего мира.
Родители могут сами пройти тест «Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу» из сборника справочно-информационных материалов «Первый раз в первый класс». Занесите свои ответы в табличку: если вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
- Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
- Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
- На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.
- Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
- Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.
- Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
- Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
- Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
- Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
- Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
- Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
- Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
- Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
- Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
- Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!».
А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма.
- Если общий показатель принимает значение до 4 баллов, это означает, что у вас есть все основания оптимистично ждать 1 сентября — по крайней мере, сами вы вполне готовы к школьной жизни ребенка;
- 5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
- 10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться детским психологом.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.
1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли ваш ребенок общаться с другими детьми.
3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями
4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
Ещё один тест для родителей. «Готов ли ребенок к школе?»
- Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
- Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?
- Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
- Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
- Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче, чем из 5 предложений?
- Умеет ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
- Умеет ли он изменять существительные по числам?
- Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
- Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
- Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
- Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
- Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
- Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
- Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?
- Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
- Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
- Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т.д.
- Может ли ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста.
- Если оно составляет 15-18 баллов, можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы много занимались с вашим ребенком, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;
- 10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
- меньше 9 баллов — ребенку нужна ваша помощь, почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!
Если после проведения тестов вы поняли, что ваш ребенок недостаточно подготовлен, не огорчайтесь, ведь главное — вовремя выявить и предупредить возможные трудности.
Теперь вы знаете, что программа подготовки детей к школе должна включать в себя не только педагогическую, но и психологическую, физическую и речевую подготовку к школе.
Сейчас, помимо бесплатной подготовки к школе в детском саду, вы можете записать ребенка на специальные курсы подготовки к школе, пригласить репетитора или заниматься с ребенком самостоятельно на дому. Комплексная подготовка детей к школе — задача непростая, но вполне решаемая, и одним из важнейших факторов на пути ее реализации является настрой и решимость родителей. Старайтесь больше разговаривать с ребенком, давайте ему решать логические игры, общаться со сверстниками, читайте, занимайтесь творчеством, физической подготовкой, и у вас все получится. Зная основные аспекты подготовки вашего малыша, вам обоим будет проще пройти этот непростой путь подготовки к новой увлекательной жизни под названием «ШКОЛА».
Автор — методист Наталья Александровна Логинова.