ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

Когда вокруг тебя все спешат, и ты в эту спешку втянешься, тогда считай – дело пропало, тебе уже не понять, что вокруг тебя делается. Когда несешься в седле, ничего, кроме ушей своей лошади, ты не видишь. Но стоит спешиться – и перед тобой вся лошадь, как она есть.
Чабуа Амирэджиби. Дата Туташхиа

Подготовка к школе — одна из самых волнующих и острых тем, особенно для тех родителей, чьим детям предстоит идти в ближайшее время в первый класс. Их волнения понятны, ведь школа — это новый этап в жизни ребенка. Когда дети поступают в школу, они проходят собеседование в форме тестирования или, так сказать, маленького экзамена, где педагоги проверяют их умения и навыки счета, письма и чтения, а также общий уровень подготовки к школе.

Несмотря на то, что закон запрещает школам «осуществлять прием детей на конкурсной основе» (п. 10 Приказа Департамента образования г. Москвы от 16 марта 2010 г. № 681 «О правилах приема детей в первый класс государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы, реализующих основные общеобразовательные программы»), при подаче документов для зачисления в первый класс проведение испытаний (экзаменов, тестов, конкурсов, собеседований и т.п. не допускается), тем не менее, требования к знаниям и умениям будущих первоклассников повышаются из года в год. Объясняется это тем, что школьные программы рассчитаны на быстрое усвоение объёмного материала.

И ещё один фактор — формирование классов с более или менее подготовленными учениками. Родители перед школой чаще задаются вопросом, как научить ребенка читать, писать и считать, стремятся быстрее пройти программу первого класса. Конечно, не хочется со своим ребенком «ударить в грязь лицом» перед учителями на тестировании.

От года к году требования к первоклассникам ужесточаются, и многие родители убеждены в том, что самая главная подготовка к школе и до школы — это как можно быстрее научить ребенка считать, читать и писать.

Однако, как доказал многолетний опыт педагогов и психологов, это не главное.

Приведем пример.

Учитель начальных классов из города Владимира Наталья Николаевна Салихова, проработавшая с детьми начальной школы 29 лет, отмечает, что » если у ребенка будет развиваться внимание, различные виды памяти, воображение, он будет уметь высказывать свои мысли — ему, соответственно, будет легче вступать в контакт и учиться рассуждать. У меня за 29 лет были в 1 классе и читающие, и не читающие дети. Но вторые очень быстро догоняли первых. А читающие порой даже отставали в обучении в итоге. Ведь запомнить букву легко, если у ребенка нет никаких отклонений в развитии. А вот запомнить характеристику звука, уметь рассуждать, строить свое высказывание — это трудно. Многие родители напрасно думают, что если ребенок до школы научился читать, то ему будет легко в школе…»

Галина Ивановна Черданцева из Москвы рассказала, что для старших дошкольников очень важно, чтобы родители и воспитатели больше говорили с детьми, задавали им вопросы, не просто читали, но и беседовали о прочитанном. Занимались развитием мелкой моторики рук. Это эффективный способ подготовки руки к письму. Пальчиковая гимнастика, штриховка, занятия изобразительным искусством, работа с пластилином и бумагой, и т.д. — обязательные занятия для будущего первоклашки. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»,- так говорил В. Сухомлинский. Развитие руки — это очень важно, так как плохая моторика — это неполноценное выполнение задания, усталость, стрессы, что приводит к негативному отношению к школе, появляются неврозы, срывы и нежелание идти в школу.

Давайте попробуем выйти из «тени предубеждений», отодвинем предрассудки и поймем, что, в первую очередь, необходимо обратить внимание на здоровье ребенка и его развитие. Я предлагаю вам посмотреть на вашего малыша не с общественной точки зрения (потому что так делает семья Ивановых, значит, надо и нам), а с индивидуальной. Насколько именно ваш ребенок подготовлен к школе.

«Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться,» — считал детский психолог Л. А. Венгер. И как же он был прав! Представим, что «подготовка к школе», это некий прямоугольник, где самая большая его сторона называется «Умение читать, считать, писать». Эти навыки называют педагогической готовностью ребенка. К сожалению, многие родители «зациклены» на этой стороне прямоугольника и не хотят посмотреть на все стороны и аспекты «подготовки к школе». Однако если мы с вами «завернем за каждый угол», то увидим, что ещё одна сторона подготовки к школе называется «психологическая готовность», также есть «речевая готовность» и «физическая готовность». Важно понимать, что все эти аспекты взаимосвязаны, и необходимо развивать каждый из них.

Школьные психологи считают ребенка неготовым к школьному обучению, если он:

  • не самостоятелен или недостаточно самостоятелен;
  • не умеет сосредотачиваться на задании;
  • не умеет слушать инструкцию педагога;
  • больше настроен на игру, чем на учение;
  • не умеет дружить со сверстниками;
  • не умеет вежливо разговаривать со взрослыми и слушать их;
  • слишком зажат или стеснителен, или, наоборот, слишком возбуждён и активен;
  • у него недостаточно знаний об окружающем мире, он не умеет сравнивать, обобщать, анализировать и др.

При любом уровне знаний и готовности ребенок будет принят в первый класс. А вот неуспеваемость, нежелание учиться — это результат того, что дошкольник психологически не был готов к обучению в школе.

Что же такое психологическая готовность к обучению школе?

Когда говорят о психологической готовности, то подразумевают три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный, которые включают в себя аналитическое мышление, умение концентрировать внимание, умение регулировать свое поведение, возможность выполнять задания, которое выполнять порой не хочется, достаточно длительное время, а также, потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться.

Из схемы, представленной выше, мы видим, что психологическая готовность к обучению в школе включает в себя

  • интеллектуальную,
  • мотивационную,
  • коммуникативную
  • и волевую готовность.

Давайте подробнее рассмотрим каждый аспект готовности к школе.

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ: Интеллектуальная готовность — это развитие внимания, памяти, мышления, умение анализировать и обобщать. Иными словами, ребенок должен уметь не только ориентироваться во времени и пространстве, но и иметь запас бытовых знаний об окружающем мире.

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ: Мотивационная готовность — это готовность к учебной деятельности и наличие мотивации. Этот вид готовности подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. Очень важно, чтобы школа была привлекательна для ребенка своей главной деятельностью — учебой. В формировании у дошкольников мотивации к учебе важную роль играет семья, так как основные человеческие потребности, в том числе социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в период раннего детства.

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ: Волевая готовность — это умение ребенка следовать правилам, вопреки своим желаниям. Волевая готовность — это умение ставить перед собой цель и принимать решения, выполнять определенные команды, следовать алгоритму выполнения действий, уметь оценить свои действия и действия других. Значима и высокая работоспособность. Развитию волевой готовности помогут занятия творческого цикла — рисование, конструирование, лепка.

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ: Коммуникативная готовность — это умение ребёнка общаться с коллективом, дружить и жить в коллективе, умение общаться с учителем и взрослыми людьми, соблюдать определенные нормы поведения. Готовность ребёнка остаться без родителей с учителем и классом. Развитию коммуникативной готовности способствуют регулярные занятия (как занятия по раннему развитию, так и по подготовке к школе), посещения праздничных мероприятий, конкурсов, выступления на концертах, посещение театральной студии, занятие музыкой и танцами.

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ: Физическая готовность — это не только умение «удержания статических поз в положении сидя», но и развитие мелкой моторики рук (умение завязать шнурки, застегнуть пуговицы, уверенно и правильно держать столовые приборы), а также общая физическая выносливость. Помогут в развитии физической готовности занятия ритмикой, танцами, занятия в спортивных секциях, занятия по бисероплетению и вязанию.

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ: Речевая готовность. Известно, что чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему овладеть чтением и письмом. Ребёнок должен уметь вести диалог, уметь задавать вопросы, отвечать на них, уметь пересказать прочитанное или услышанное, уметь владеть связной речью. При подготовке к школе необходимо уделить внимание качеству звукопроизношения, умению строить предложения, правильному употреблению предлогов, умению составлять рассказ по картинке. Фонетические дефекты речи — это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения). В ходе исследований по преодолению трудностей в обучении детей, проводимых авторитетными психологами А.Ф.Ануфриевым и С.Н.Костроминой, были выявлены наиболее типичные нарушения в сфере учебной деятельности. Это исследование является достаточно важным, так как позволяет нам понять природу возникающим проблем при подготовке к школе и обучении в начальных классах.

Исследования показали, что в письменных работах пропускают буквы те дети, которые имеют низкий уровень развития фонематического слуха, у которых слабая концентрация внимания, имеется несформированность приемов самоконтроля. Неразвитость орфографической зоркости у детей с низким уровнем развития произвольности, с несформированностью приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), с низким уровнем объема и распределения внимания и низким уровнем развития кратковременной памяти. При исследовании отмечалось, что 17% детей невнимательны и рассеяны. Это говорит о том, что у этих детей низкий уровень концентрации и устойчивости внимания, а преобладающая мотивация учения — игровая. Учащиеся, испытывающие трудности при решении математических задач, имеют низкий уровень развития образного мышления, низкий уровень развития общего интеллекта, слабое понимание грамматических конструкций. 13,5 % детей испытывают затруднения при пересказывании текста. Это дети с низким уровнем речевого развития, с низким уровнем развития образного мышления, заниженной самооценкой, низким уровнем развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации).
13,1% неусидчивых детей с низким уровнем развития волевой сферы.
12,7% трудно понимает объяснение с первого раза. Это учащиеся с несформированностью приемов учебной деятельности и слабой концентрацией внимания, с низким уровнем развития общего интеллекта и низким уровнем развития восприятия.

Особо хочется сказать о выявлениях такого нарушения, как грязь в тетради. Это говорит о слабо развитой тонкой моторики пальцев рук, несформированности приемов учебной деятельности, о низком уровне развития кратковременной памяти у ребенка.

Плохо списывают с доски (8,7%). У таких учеников не сформированы предпосылки учебной деятельности, у них низкий уровень переключения внимания и низкий уровень развития кратковременной памяти.

Было замечено, что если во время урока ребенок выходит и отсутствует продолжительное время, то это означает, что у него отсутствует учебная мотивация, не сформировано отношение к себе как к школьнику, возникают трудности в усвоении материала».

Чтобы преодолеть будущие трудности в обучении ребенка, нужно обойти весь прямоугольник и понять, что же вы ещё не успели до школы.

Может быть, записаться на ритмику или шахматы, посетить театральную студию, логопеда, психолога или занятия творческого цикла. А может быть, вам стоит записать ребенка на вязание или бисероплетение? Каратэ или йогу? Танцы, вокал, музыку или конструирование? Сейчас в рамках детских садов, развивающих центров, домов культуры и других детских учреждений открыто множество студий, позволяющих полноценно подготовиться к школе, скорректировать более слабые стороны и решить проблемы переходного периода от дошкольного учреждения к школе.

Чтобы проверить готовность дошкольника к школе, существует много разных методик и тестов. Подготовка к школе — это длительная комплексная подготовка ребенка вместе с педагогами и родителями, которая даст свои плоды только при регулярных и систематических занятиях не только за 3 месяца до школы и даже не за 1 год, а намного раньше. — Родители должны понять, что подготовка к школе — это не только умение читать и писать, но и умение оказывать помощь своим детям в формировании психологической готовности, в развитии самостоятельности, мышления, внимания и памяти. Если подготовка к школе будет проходить комплексно, охватывая все стороны «прямоугольника», и будет направлена на быстрый адаптационный период первоклассника в школе, то возникновение трудностей в обучении будет гораздо меньше. Все это достигается путем регулярных занятий в играх, труде, в познании окружающего мира.

Родители могут сами пройти тест «Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу» из сборника справочно-информационных материалов «Первый раз в первый класс». Занесите свои ответы в табличку: если вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

  1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
  2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
  3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.
  4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
  5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.
  6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
  7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
  8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
  9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
  10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
  11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
  12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
  13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
  14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
  15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!».

А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма.

  • Если общий показатель принимает значение до 4 баллов, это означает, что у вас есть все основания оптимистично ждать 1 сентября — по крайней мере, сами вы вполне готовы к школьной жизни ребенка;
  • 5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
  • 10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться детским психологом.

А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.

1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли ваш ребенок общаться с другими детьми.
3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями
4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.

Ещё один тест для родителей. «Готов ли ребенок к школе?»

  1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
  2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?
  3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
  4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
  5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче, чем из 5 предложений?
  6. Умеет ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
  8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
  9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
  10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
  11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
  12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
  13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
  14. Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?
  15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
  16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
  17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т.д.
  18. Может ли ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста.

  • Если оно составляет 15-18 баллов, можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы много занимались с вашим ребенком, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;
  • 10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
  • меньше 9 баллов — ребенку нужна ваша помощь, почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!

Если после проведения тестов вы поняли, что ваш ребенок недостаточно подготовлен, не огорчайтесь, ведь главное — вовремя выявить и предупредить возможные трудности.

Теперь вы знаете, что программа подготовки детей к школе должна включать в себя не только педагогическую, но и психологическую, физическую и речевую подготовку к школе.

Сейчас, помимо бесплатной подготовки к школе в детском саду, вы можете записать ребенка на специальные курсы подготовки к школе, пригласить репетитора или заниматься с ребенком самостоятельно на дому. Комплексная подготовка детей к школе — задача непростая, но вполне решаемая, и одним из важнейших факторов на пути ее реализации является настрой и решимость родителей. Старайтесь больше разговаривать с ребенком, давайте ему решать логические игры, общаться со сверстниками, читайте, занимайтесь творчеством, физической подготовкой, и у вас все получится. Зная основные аспекты подготовки вашего малыша, вам обоим будет проще пройти этот непростой путь подготовки к новой увлекательной жизни под названием «ШКОЛА».

Автор — методист Наталья Александровна Логинова.