Вопрос: Здравствуйте! Помогите, пожалуйста! У меня ребенок проходил два года в одну группу и к одному воспитателю. В этом году мы перешли в среднюю группу и воспитатели там совсем другие. Но очень много детей стали отказываться ходить именно к новым воспитателям. Очень переживают психологически. Можно ли нам родителям потребовать, что бы нам вернули наших воспитателей?
Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:
Безусловно, право такое у вас есть. Можно и потребовать, и попросить, и добиться возвращения прежних воспитателей. Вопрос, однако, в другом: почему вы хотите вернуться к этим воспитателям детского сада и что вас не устраивает в новых?
Согласитесь, вашим детям предстоит целый ряд новых руководителей: воспитатели, первая учительница, новые учителя и так далее. И все они, скорее всего, будут разные, и новые будут отличаться от старых, и не всегда будут сразу нравиться вашему ребенку, а может быть, и вам.
Как ни странно, принятие нового – прежде всего задача для родителей.
Как вы относитесь к тому, что ваш малыш растет, меняется? Возникает ли у вас иногда желание, чтобы он подольше оставался таким милым, маленьким, трогательно-забавным малышом? Кстати, желание абсолютно нормальное. Ведь в маленького человечка обычно просто влюблены окружающие его взрослые – и эта любовь, в которой он купается, есть его жизненная необходимость, условие нормального роста и развития. Тем не менее, ребенок взрослеет, начинает проявлять свою индивидуальность, у него появляется стремление к самостоятельности, настойчивость в достижении желаемого, он хочет учиться делать все самостоятельно, он исследует, пробует, творит. Для него пока что нет никаких жестких границ – весь мир для него – одна большая игра, где можно играть во что угодно, быть кем угодно, выбор соврешенно неограничен. А у взрослых такие границы обычно очень даже есть. И у некоторых довольно жесткие и узкие.
Возникает конфликт: взрослый старается как-то разместить маленького волшебника в своих жестких рамках, а маленький человек там никак не помещается, да что там – ему просто воздуха не хватает в таком тесном помещении, да и чего ради нужно отказываться от всего того, что составляет основу его психологической, эмоциональной, духовной жизни?
Разумный компромисс в такой ситуации является всего лишь меньшим из зол. «Пока ты еще маленький, я буду тебе разрешать некоторые шалости, а когда подрастешь – буду строже.» Если идти дальше по этому пути, получится, что мир ребенка – это не живая сказка, а временное состояние его ума, вызванное его «несмышленостью», ребенок из живого творца превращается в несовершенного взрослого с временными, возрастными недостатками, вызванными недостаточной зрелостью. «Вот подрастешь – поймешь». На самом деле ребенок и сейчас все прекрасно понимает, его восприятие и мышление работают гораздо интенсивнее и продуктивнее, чем у взрослого – извините, уважаемые взрослые – но работают несколько иначе именно за счет того, что ограничения ребенка, если они уже есть, гораздо слабее, чем у взрослого человека. Если говорить проще – дети летают, а взрослым нельзя.
Есть отличное решение вопроса. Не компромисс, не взаимные уступки, не диктат и не покорность. Вот оно: идти навстречу друг другу.
Каждый ребенок, приходящий в этот мир, делает его чуточку добрее и сказочнее. Каждый малыш ведет неслышные беседы и играет в невидимые игры с тем ребенком, который есть внутри каждого взрослого. Взрослый учит ребенка, как делать, ребенок помогает взрослому вспомнить, как чувствовать. Когда малыш немного подрос, он обменивается со взрослым своими мыслями. Взрослый и ребенок учат друг друга думать. Поэтому слушать и слышать детей, учиться у них – дело вполне нормальное, позитивное и очень полезное. Если этот процесс обмена и взаимного обучения идет, имеется и взаимопонимание, и радость, и позитив.
Вернемся, однако, к вашему вопросу. Какую позицию занимает родитель в отношениях ребенок – воспитатель? Скорее всего, родитель выступает в роли посредника.
- Он может быть адвокатом ребенка, его защитником – и защищать его от внешнего мира, если предполагается, что внешний мир изначально склонен к враждебным выпадам.
- Родитель может занять другую позицию: ребенок меня не слушается, воспитатель строже, он поможет сделать ребенка более послушным, доделает ту работу, на которую у меня не хватает выдержки/твердости/настойчивости. Здесь исходно предполагается, что ребенок хочет чего-то «не того», и родитель не может «справиться» с ребенком.
Имеется еще вариант активной, созидательной, гармонизирующей позиции, когда родитель помогает установлению взаимопонимания между ребенком и воспитателем, как взрослый человек, лучше и тоньше других знающий особенности своего малыша, кровно заинтересованный в том, чтобы мир оставался для ребенка дружелюбным, светлым, радостным, всегда дарящим что-то новое, увлекательным, захватывающе интересным, полным приятных неожиданностей. Как на день рождения или Новый год – сплошные радостные сюрпризы. Исходную позицию родителя можно описать так: мир дружелюбен, новые люди и новые обстоятельства интересны и дарят новые знания и умения.
Возьмем того же нового воспитателя. У него, надо думать, как у всякого живого человека, свои достоинства и свои недостатки. Что вам в нем нравится, что – нет? А вашему ребенку?
Поговорите еще раз с ребенком, постарайтесь понять, что в его отношении к воспитателю самое важное. Ведь вполне может быть, что у нового воспитателя куча достоинств, и многие вещи он делает гораздо лучше, чем прежние воспитатели, но, скажем, есть одна какая-то проблема, например, чего-то он категорически детям не разрешает, или чего-то непривычно жестко требует.
Начните с главного, найдите это самое напряженное место и попробуйте найти решение именно для него. Пробуйте, экспериментируйте, творите, ищите нестандартные решения. Делайте эту работу вместе с вашим ребенком, ведь вы сейчас – его помощник, в садик ходите не вы, а ваш ребенок. У вас есть бесконечное количество попыток, ваш выбор вообще ничем не ограничен.
А если в результате вы обнаружите, что проблему разрешить не удалось, у вас всегда есть возможность действительно поменять воспитателя, группу, да и детский сад.