ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

dedmoroz.parusinka.ru

Близится время Нового Года и многие уже задумываются о том, как одеть ребенка на Новый год в детском саду. Традиция подбирать маскарадный костюм перед встречей Нового года пришла к нам еще со времен ряженья.

Если сейчас мы одеваем маскарадный костюм в ночь на Новый год, то издавна на Руси это начинали делать в ночь с 24 на 25 декабря и заканчивали 6 января (Крещение) – время cвяток.

В первый же святочный день на улицах деревнь и городов появлялись красиво разодетые девушки в кафтанах, длинных расшитых юбках с кружевами. Шествие возглавляли празднично одетые юноши, несшие символ праздника, опоясанный гирляндами и бусами.

Другое дело – ряженые, подбирающие костюм так, чтобы не быть узнанными, полностью принять чужой облик. Рядились все от мала до велика. Дело не ограничивалось только костюмом: подбирались повадки, жесты, соответствующая речь. Лицо вымазывали сажей, заплетали космы, вставляли вырезанные из репы зубы, щеки натирали свеклой, делали маски. На куске берестяной коры вырезались отверстия для глаз, носа и рта, пришивался нос, приделывалась борода изо льна и т.д.

Вместо маски могли использовать марлю или прозрачную тряпку. Марлей прикрывали все лицо, закрепив ее сверху шапкой. Могли использовать и не разукрашенные маски безо всякой конкретики.

Образы могли быть любыми:

  • мужчины переодевались в женщин, а женщины в мужчин. Комичность достигалась несоответствием костюма и поведения;
  • на улицах встречались ряженые с «кулаками», набитыми мешками из тряпок на руках, которые всех били;
  • многие переодевались в животных: медведь, коза, лошадь (например, четыре человека накидывали на себя полотно с приделанным хвостом);
  • некоторые выступали в костюме одной из природных стихий: ветер, солнце, мороз, вода.

В первый же вечер святок ряженые обходили дома, пугая детей. Хозяева начинали обороняться и выгонять нечистую силу. Игра носила и символический смысл (выгнав из дома нечистую силу, хозяева «расчищали» дорогу для Нового года). Действие сопровождалось песнями и плясками. Задачей зрителей было разоблачить ряженого, узнать, кто спрятался под маской. Разоблаченный ряженый выходил из игры.

Очиститься от принятого образа можно было в последний день святок, на Крещение, окунувшись в освященную прорубь.