Объединение детских садов и школ было затеяно правительством Москвы в прошлом, 2012 году. Тогда, согласно данным, размещенным на портале столичного Департамента образования, было подано более 2 тысяч заявок от образовательных учреждений на создание 639 комплексов. Свыше 500 заявок было отклонено.
В нынешнем, 2013 году, курс на интеграцию дошкольной и общеобразовательной программы продолжается.
Что из себя представляет образовательный комплекс? Каких-либо четких правил, регламентирующих количество учреждений, входящих в него, нет. Существует разве что деление по районам. Образовательные учреждения должны находиться в одном микрорайоне, неподалеку друг от друга. В результате количество воспитанников, обучающихся в комплексе, может доходить до 2 и более тысяч человек.
Отсутствие жестких требований, которые бы законодательно поддерживали объединение детских садов и школ, легко объяснимо – многие до сих пор не понимают суть великой затеи, начинавшейся с эксперимента и продолжившейся в качестве повального создания комплексов. Более того, о слиянии нет ни слова в программе «Столичное образование», выделяющей приоритетные направления развития в системе образования г. Москвы вплоть до 2016 года.
Какие проблемы решает объединение детских садов и школ?
Во-первых, это экономия бюджетных средств за счет сокращения кадров.
Во-вторых, это возможность слабые учреждения, расположенные, как правило, в спальных районах и в которые шел постоянный недобор, подтянуть по качеству образовательных услуг за счет более сильного «соседа» в комплексе.
В третьих, «создается единый педагогический коллектив, у родителей пропадает проблема, как им из детсада перебраться в школу». (из интервью главы департамента образования Москвы Исаака Калины газете «Мир новостей», август 2013 года)
В четвертых, это дополнительная экономия места в детском саду и школе. Для примера, «в одной школе есть кабинет физики и кабинет химии. А в большой школе можно сделать целый естественнонаучный профиль. Сейчас же школу в городе построить невозможно, земли свободной нет. У нас были школы, где училось 250-300 детей. И это при системе, когда деньги идут за ребенком. Кроме того, у большой школы больше возможностей привлекать лучших учителей» (из интервью замглавы департамента образования Москвы Вениамина Каганова газете «Мир новостей, ноябрь 2012 года).
Как все начиналось…
В апреле 2011 года Департаментом образования был запущен «Пилотный проект модернизации столичного образования», в котором приняли участие 125 школ. Главная цель, как мы писали ранее – сделать последних если не первыми, то хотя бы достойными. Осенью того же года к проекту подключились еще несколько сотен школ.
Школы-пионеры первыми испытали на себе премудрости новой системы финансирования, по которой благосостояние учреждения напрямую стало зависеть от количества учеников (120 тысяч рублей на одного воспитанника в год), а выплата зарплат начала осуществляться по НСОТ, где место «лужковских надбавок» заняли стимулирующие выплаты.
На момент 1 сентября 2011 года не смогли укомплектовать первыми классами не менее 10% образовательных учреждений, тогда же было решено их присоединить к более успешным «коллегам».
Все выглядит довольно логично на фоне желания родителей отдать детей в престижные детсады и школы и дать детям качественное образование. Напрашивается единственный вопрос: почему при реализации пилотного проекта и его завершения, объединение детских садов и школ стало обязательным во всем городе? И хотя в департаменте подчеркивают, что инициатива всегда исходит от самих образовательных учреждений, на деле получается не совсем так. Детские сады и школы вынуждены объединяться, чтобы не остаться слабыми игроками на рынке образовательных услуг. Правда, есть исключения, как химический лицей №1303 или школа-интернат «Интеллектуал», в которые дети едут учиться со всех концов Москвы.
При этом, возникают нередко конфликтные ситуации, когда единство образовательной программы не соблюдается. Так, английскую спецшколу могут объединить с китайской и еще парой обычных районных, или же к обычным школам и детским садам присоединяют коррекционные учреждения. При утрате статуса коррекционное учреждения соответственно увольняют профильных специалистов, таких как дефектологов, психологов, логопедов и родители вынуждены обращаться за услугами в поликлинику или медико-социальные центры.
При этом, как утверждают в департаменте образования, цель — «поднимать уровень всех школ в Москве». Результаты масштабного эксперимента мы увидим еще нескоро, когда дети отправятся в ВУЗ.
Автор – Даниленко Мария.