Внимание! В статье содержится образец заявления!
Рубрика — Очередь в детский сад
В бесконечном потоке информации, который гуляет по Интернету, разобраться довольно сложно. В частности это касается вопроса, волнующего многих родителей: «Зависит ли очередь в детский сад от прописки или не зависит?»
Несмотря на призыв властей обеспечить местами в дошкольных учреждениях всех детей, часть из малышей даже не может встать на очередь в детский сад. Камнем преткновения является прописка: прописка ребенка, прописка родителей, — это условие может меняться в зависимости от региона. Если вы или ваш ребенок не имеют заветную запись в официальном документе (паспорте, свидетельстве о рождении), то о детском саде можно даже и не мечтать.
Вместе с тем, требования наличия регистрация являются незаконными, так как противоречат Конституции РФ, где сказано: все дети имеют право на дошкольное образование.
Причин же отсутствия регистрации может быть масса: начиная от аренды квартиры и заканчивая проживанием ребенка временно в другом регионе.
Часты и случаи, когда ребенка отказываются поставить в очередь в детский сад, расположенный в непосредственный близости от дома, но уже относящийся к другому округу или району.
Чиновники при отказе могут ссылаться на приказ Министерства образования и науки РФ от 15.02.2012 г. №107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения», однако в приказе говорится об обучении по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Как видите, к дошкольному образованию этот документ никоим образом не относится.
Кроме этого, в регионах правила постановки на очередь в детские сады закреплены в местных постановлениях. Например, в Московской области с 1 января 2013 года действует постановление Правительства МО от 29.12.2012 N 1612/48 «О мерах по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений в Московской области» (mosobl.elcode.ru/page.aspx?126167). В документе сказано о «приоритетном порядке рассмотрения заявлений о предоставлении мест детям, родители которых постоянно проживают на территории соответствующего муниципального образования». Граждане, не имеющие никакой регистрации, попросту не упоминаются, соответственно на получение места в ДОУ для своего ребенка они все же могут расчитывать.
Те родители, которые получили отказ в постановке на очередь в детский сад на основании отсутвия регистрации, могут обратиться в прокуратуру.
Обосновать нарушение Ваших с ребенком прав можно, приведя следующие аргументы:
1) Регистрация по месту жительства, пребывания или отсутствие таковой не могут являться основанием ограничения или реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ, согласно положению статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 30.12.2012) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
2) Положения местных постановлений, в частности постановления Правительства Московской области от 29.12.2012 N 1612/48 «О мерах по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений в Московской области», носят рекомендательный характер и должны соблюдаться с учетом установленных федеральными законами норм.
Дайте ссылку на приказ о комплектовании детских садов, действующий в Вашем регионе. Такой приказ может быть выложен в свободном доступе на сайте местного управления образования или местных дошкольных учреждений. Как правило, ограничения в постановке на очередь в детский сад, касающиеся регистрации, в приказе не оговорены.
Заявление следует завершить словами о неправомерности отказа в постановке на очередь в детский сад и об ущемлении прав Ваших и Вашего ребенка. «В связи с вышеизложенным заявляю, что отказ в рассмотрении заявлений на предоставление ребенку места в муниципальном дошкольном учреждении от граждан, не имеющих постоянной или временной регистрации на территории соответствующего муниципального образования Московской области, противоречит нормам федерального и законодательства Московской области. Считаю, что мои права и права моего ребенка нарушены, прошу содействовать в их восстановлении».
К заявлению в прокуратуру следует приложить письменный отказ, если он у Вас имеется на руках.
Приводим пример заявления в прокуратуру, которое можно взять за основу.
В Измайловский районный суд города Москвы
ул.Ф.Энгельса, д.32, г. Москва, 105005
Заявитель:
Заинтересованное лицо:
Департамент образования г. Москвы
105318, Москва, Семеновская пл, д. 4
От уплаты государственной пошлины освобождён
В соотв. с п. 1 пп. 15 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ
ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании незаконным положений нормативного акта, нарушающих право гражданина
Мой сын, ФИО, рождённый ДД.ММ.ГГГГ г., проживает вместе со мной по адресу: _________. Ни я, ни мой сын не имеем ни постоянной регистрации по месту жительства на территории города Москвы, ни временной регистрации по месту пребывания на территории города Москвы, т.к. не проживаем на территории г. Москвы, проживая на территории Московской области.
На основании части 2 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 52 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» мной была выбрана очная форма получения моим сыном дошкольного образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении.
По месту жительства в д. Брёхово Солнечногорского района муниципальные дошкольные образовательные учреждения отсутствуют. С точки зрения транспортной доступности, ближайшими образовательными учреждениями, реализующими основную общеобразовательную программу дошкольного образования, являются государственные дошкольные образовательные учреждения города Москвы.
ДД.ММ.ГГГГ я обратился в ОМРЦ Зеленоградского окружного управление образования Департамента образования города Москвы, осуществляющий регистрацию заявлений о постановке на учет для дальнейшего приема детей в дошкольные образовательные учреждения г. Москвы в информационной системе «Комплектование ДОУ». В приёме и регистрации моего заявления мне было устно отказано в связи с отсутствием регистрации на территории города Москвы.
В тот же день я обратился с заявлением в вышестоящую организацию — Зеленоградское окружное управление образования Департамаента образования г. Москвы (далее – ЗелОУО), с требованием выполнить предусмотренные действия в отношении моего заявления на регистрацию ребёнка в едином электронном реестре.
Ответом ЗелОУО ДД.ММ.ГГГГ за № ХХХХХ я получил отказ, со ссылкой на п. 6.4 действующего Порядка комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, системы Департамента образования города Москвы, утвержденного приказом Департамента образования города Москвы от 11 февраля 2011 г. № 126 (далее – Порядок комплектования). Однако данный пункт не может применяться в отношении меня по кругу лиц, т.к. я не отношусь к гражданам, имеющим временную регистрацию на территории г. Москвы, в отношении которых должен применяться данный пункт Порядка.
ДД.ММ.ГГГГ я обратился с тем же требованием – выполнить предписанные действия в отношении моего заявления о регистрации ребёнка в реестре будущих воспитанников, – в вышестоящую организацию – Департамент образования города Москвы (далее – Департамент образования), дополнив обращение доводами о невозможности применения п. 6 в отношении моего заявления.
Полученный от Департамента образования ответ от ДД.ММ.ГГГГ за подписью ___________ не содержал ответов по существу поставленных вопросов и почти дословно повторял ответ, полученный от ЗелОУО.
ДД.ММ.ГГГГ я повторно обратился в Департамент образования с требованием дать ответ на моё письмо от ДД.ММ.ГГГГ по существу поставленных вопросов.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент образования дал более подробный ответ за подписью _________, где в абзаце 3 указано, что «Во исполнение п. 12 приказа Министерства образования и науки РФ от 15.02.2012 г №107 «Об утверждении Порядка приёма граждан в общеобразовательные учреждения» приём граждан в <государственное дошкольное> учреждение осуществляется при наличии регистрации по месту жительства (месту пребывания) на закреплённой за образовательным учреждением территории». Однако абз. 5 пункта 12 нормы, на которую ссылается Департамент образования, прямо регламентирует порядок приёма в ОУ граждан РФ, не зарегистрированных на закреплённой территории.
Из пункта 1 Порядка приема в ОУ следует, что этот Порядок регламентирует прием детей в федеральные государственные общеобразовательные учреждения, государственные общеобразовательные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, муниципальные общеобразовательные учреждения, негосударственные общеобразовательные учреждения для обучения по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, и никак не распространяется на государственные учреждения дошкольного образования.
Между тем, оспариваемый приказ Департамента образования города Москвы от 11 февраля 2011 г. № 126 утверждает Положение о комплектовании государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Согласно части 1 статьи 16 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании», общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
Порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, регламентируется главой III «Комплектование дошкольного образовательного учреждения» Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 27 октября 2011 года № 2562 (далее – Типовое положение о ДОУ).
Согласно пункту 26 Типового положения о ДОУ, в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей). Обязанность родителя (законного представителя) предоставлять при регистрации ребенка на учет в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации – городов Москвы и Санкт-Петербурга документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или пребывания, данным Типовым положением о ДОУ не предусмотрена.
В нарушение вышеизложенных норм федерального законодательства, наличие регистрации в г. Москве, согласно тексту Порядка комплектования, является обязательным условием приема моего сына в государственное дошкольное образовательное учреждение.
Применение оспариваемого Порядка комплектования в отношении моего заявления привело к нарушению положения статьи 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 06.12.2011) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которому регистрация или отсутствие таковой не могут служить <…> условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Кроме того, Порядок комплектования не соответствует норме ст.3 п. 3 абз. 2 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»: «Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством РФ в области образования».
Кроме того, оспариваемый Порядок комплектования противоречит нормам федерального законодательства в части, ограничивающей реализацию права на образование гражданина РФ, не имеющего регистрации в г. Москве.
Так, пунктом 1.4.6. Порядка комплектования в определении электронного реестра заложено ограничение прав граждан РФ, не имеющих регистрации в г. Москве, на дошкольное образование: «Электронный реестр заявлений на получение постоянных мест в учреждениях (далее – электронный реестр) – единый реестр детей, зарегистрированных по месту жительства на территории города Москвы, включенных в АИС «Комплектование ДОУ»».
Разделом 6 Порядка определены принципы временности и отчуждаемости мест в дошкольных учреждениях г. Москвы для граждан, имеющих временную регистрацию. Из смысла данной нормы следует лишение гражданина РФ права на дошкольное образование при отсутствии или прекращении действия временной регистрации на территории города Москвы, что противоречит ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и ст.3 п. 3 абз. 2 Закона РФ «Об образовании».
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями главы 25 ГПК РФ и Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»,
ПРОШУ:
Признать незаконными пункт 1.4.6, раздел 6 Порядка комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, системы Департамента образования города Москвы, утвержденного приказом Департамента города Москвы от 11 февраля 2011 г. № 126 (в ред. приказов Департамента образования города Москвы от 03.05.2011 №326, от 31.05.2011 №376, от 11.07.2011 №447, от 22.07.2011 №485), в части ограничения права на общедоступное бесплатное дошкольное образование граждан РФ, не имеющих регистрации на территории города Москвы.
Число, подпись, приложения: копии упомянутых документов, св-во о рождении, документ о прописке по месту жительства, копия паспорта
Источник — Движение «Российским детям — доступное дошкольное образование» (www.rdddo.ru)