ребенок в детском саду

Особые дети в детском доме: рядом нет мамы и папы, которые обычно становятся лучшими друзьями, которые бы помогли адаптироваться к жизни. Кто же берет на себя эту роль? Мы взяли интервью у бывшего замдиректора по учебно-воспитательной работе детского дома №9 для детей с отклонениями в развитии — Татьяны Бабаевой. Преподаватель рисования, практический психолог, Татьяна Федоровна проработала в детском доме 5 лет и поделилась с нами методами воспитания. Работы ее воспитанников неоднократно занимали первые места на выставках. Оказывается, рисунки особых детей отличаются цветом…

— В детский дом, где вы работали, брали детишек с 3-х лет. И вам выпала непростая задача: воспитать особенных детей. Как вы считаете, как могут родители помочь адаптироваться таким детишкам?

— Чем раньше начать адаптировать ребенка к жизни, тем лучше. Самое главное — внимание, уделять как можно больше внимания. Если ты внимательно наблюдаешь, то видишь, что ему не хватает. Развивать ребенка нужно еще в утробе матери. Дети все запоминают будучи уже там. Я, можно сказать, за «английский с пеленок».

В детском доме мы старались «чувствовать» наших детишек, занимались арттерапией. Ведь по рисунку ребенка можно определить состояние души. Если его кто-то обидел, то в рисунке это сразу отразится. Темные тона и острые углы — сигнал того, что с ребенком что-то произошло, что-то его беспокоит. После этого можно с ним поговорить и незаметно он расскажет все, что у него на душе, что его тяготит.

Что интересно, рисунки особых детей отличаются цветовой гаммой, им не хватает общения с близкими людьми, поэтому в их рисунках проявляется одиночество и желание, чтобы рядом с ними были самые близкие люди. Они очень быстро, если им нравится воспитатель, привязываются и доверяют этому человеку, как матери, отцу. Когда дети занимаются рисованием, они отвлекаются от всего негативного, им становится лучше. Они забывают о плохом. Все зависит от того, как настроит педагог их. Когда вы видите, что у ребенка есть какие-то проблемы, нужно его посадить рисовать. Ведь рисуя, человек ни о чем не думает, расслабляется, существует только он и его рисунок.

— Вам запомнились какие-либо рисунки?

— Да, помню весенний пейзаж, где была показана талая вода, струящаяся, на первом плане – сосна, ранняя весна, чуть поотдаль – растаявший снег, набухший от воды. В этой картине была особая цветовая гамма, особое настроение, настроение возрождения, обновления. Ее нарисовал Вова Евдокишин накануне праздника, и Вова нарисовал этот пейзаж и передал в нем свое ощущение весны.

— Как можно воздействовать на ребенка, когда он не хочет что-то делать?

— Нужно дать ему понять, что он поступает неправильно, и чтобы он это осознал, нужно подвести его к этому. Существуют разные методы. Лучший метод – это мнение коллектива, в котором он живет. Помню такую историю, когда к нам перевели одного мальчика, Максима, и он не захотел участвовать в общей уборке. Категорично сказал: «Не буду». Тогда мы его объявили принцем венесуэльским и объявили во всеуслышаение, что он действительно принц и не должен ничего делать. Вот так, и чтобы никто к нему не подходил и не просил помочь. И его действительно не заставляли дежурить ни по столовой, ни по группе. В результате, буквально через день, он подошел и слезно умолял дать хоть какую-то общественную работу, хотя это была работа для них самих. Ведь это их дом, где они живут. Ему стало обидно, что все делают, а он — ничего.

— Сейчас в детских садах практикуется воспитание и развитие детей в смешаннх группах: обычные детишки учатся вместе с особенными. Как вы считаете, это идет на пользу?

— Я не очень согласна с этим, считаю, что это идет на пользу ребенку с отклоненияи в развитии и мало пользы для детей, которые имеют высокий интеллект, т.к. у них замедляется развитие. Один решает задачу, другой — только приступает к ее решение и учитель ждет всех. Для обучения смешанные группы — не есть хорошо, хотя для воспитания — это положительный момент, поскольку дети учатся помощи и состраданию.

— Вы также психолог по образованию. Вам это помогало в вашей работе?

— Конечно, в работе с детьми воспитатель обязательно должен быть хорошим психологом, он должен уметь разговаривать с детьми, должен вовремя видеть прогресс и отклонения.