Автор — Нина Николаевна Ларионова, социальный педагог Государственного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 1312 САО г. Москвы
Дошкольное детство является периодом интенсивной социализации ребенка. Этот процесс происходит во многом благодаря овладению представлениями об окружающем мире. В случае возникновения отклонений от нормального хода психофизического развития, происходит недоразвитие или искажение процесса социализации. Преодолеть самостоятельно возникшие проблемы ребенок не может, необходимо создание особых условий, обеспечивающих гармоничность его взаимодействия с окружающим его миром.
Наш детский сад посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе и дети с детским церебральным параличом (ДЦП). Я как социальный педагог взаимодействую с представителями социальных институтов (воспитателями, педагогом-психологом, логопедом, педагогом-дефектологом, врачами, родителями).
Наше учреждение тесно сотрудничает с центром диагностики и консультирования «Участие» и центром психолого-медико-социального сопровождения «Радинец», что обеспечивает более успешную социализацию и адаптацию особого ребенка в социуме.
Социально-педагогическая работа в детском саду выражается в оказании помощи в становлении успешного взаимодействия между личностью с ДЦП и социумом, повышении уровня социальной адаптации дошкольников, что впоследствии позволит обеспечить максимально независимую жизнь в обществе, несмотря на имеющиеся значительные ограничения в жизнедеятельности и трудоспособности.
Чаще всего приходится сталкиваться с тем, что «особый» ребенок имеет ограниченные возможности участвовать в деятельности, соответствующей его возрасту (игровой, трудовой, учебной, коммуникативной), что лишает его базы социальной адаптации. Как следствие, родители и общество стремятся уберечь такого малыша от участия в адаптивных ситуациях, что отнюдь не способствует формированию и укреплению механизма социализации, а напротив, тормозит развитие личности. В результате у него отсутствуют возможности овладения теми видами деятельности, которые необходимы для включения в ту или иную социальную среду, комплексом социальных ролей, норм и правил поведения, соответствующих его возрасту и социокультурным традициям общества.
Эти обстоятельства порождают ряд социально-педагогических проблем при посещении ребенком детского сада:
- ограничение способности к самообслуживанию, физической независимости, мобильности;
- неумение адекватно вести себя в обществе;
- невозможность заниматься деятельностью, соответствующей возрасту.
Следствием становится снижение уровня социализации и интеграции в общество. В частности, адаптивные возможности ребенка с церебральным параличом могут ослабляться из-за недостатка физического здоровья, психологических проблем общения, материальных средств (для удовлетворения специфических потребностей детей-инвалидов).
Сущность своей работы как специалиста – социального педагога в дошкольном образовательном учреждении я вижу в обеспечении полной и полноценной социальной адаптации и интеграции «особых» детей и создании адекватных условий для их будущей независимой жизни в обществе.
Содержание социально-педагогической деятельности предполагает:
- сбор и анализ информации о наличии лечебных, учебно-воспитательных, реабилитационных, досуговых, и других социальных институтов и служб, оказывающих комплексную поддержку детям и членам их семей;
- координацию усилий и средств учреждений, социальных служб, различных ведомств (здравоохранения, образования, социальной защиты населения) в оказании комплексной помощи;
- прогнозирование, позволяющее на основе анализа имеющейся информации и личных контактов с представителями структур, оказывающих социально-педагогическую помощь, определять перспективы развития личности дошкольника с учетом индивидуальных возможностей индивидуума;
- социальную профилактику, которая заключается в формировании здоровых, воспитывающих, гуманных отношений в детском саду, оказании семьям, имеющим ребенка-инвалида, первой информационной помощи;
- организационную деятельность, направленную на содействие личностному развитию дошкольника, решение личных и социальных проблем детей и их семей, создание воспитывающей, педагогически организованной среды, позволяющей восстановить социальный статус ребенка и его семьи;
- социальную реабилитацию, которая включает в себя создание условий для получения полного спектра услуг по реабилитации и социальной адаптации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом;
- укрепление семейных отношений, направленное на оздоровление и нормализацию отношений в семье, налаживание семейного микроклимата;
- социально-правовую поддержку, заключающуюся в оказании помощи в реализации законных прав и интересов детей-инвалидов и их семей;
- социально-педагогическое сопровождение, предусматривающее сотрудничество с администрацией, психологом и другими сотрудниками специальных образовательных учреждений по дальнейшему обучению «особого» ребенка в школе.
Таким образом, в детском саду чрезвычайно актуально и необходимо проведение специальной коррекционно-педагогической работы, направленной на создание социально-педагогических и психологических условий, обеспечивающих полноценное социально-личностное развитие дошкольников с детским церебральным параличом.
Литература
- Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. – М., 2003.
- Аксёнова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М., 2001.
- Кроткова А.В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Материал предоставлен журналом СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ САД, № 1 за 2011 год.