ребенок в детском саду

Здравствуйте! Вопрос к юристу: какие действия считаются исчерпывающими в решении проблемы руководителем детского сада при отсутствии финансирования (ситуация — денег нет, но вы держитесь, и с прокуратурой не спорьте)? В какие инстанции надо написать, чтобы суд признал, что руководитель сделал ВСЁ возможное для решения проблемы? Только учредителю, или ещё депутатам, мэру, губернатору, президенту? Оксана.

Ответ: Ваш вопрос касается судебного решения, которое формируется с учетом действующих норм закона, множества объективных, субъективных факторов, представленных в материалах дела, на основе личной оценки судьей рассматриваемой правовой проблемы. Поэтому, на мой взгляд, нельзя указать признанный судом исчерпывающий перечень действий руководителя ДОО по обеспечению финансирования ДОО.

Но перечень необходимых действий в такой ситуации (недостаточного финансирования образовательной программы ДОО) следует брать из закона.

По данному поводу в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) установлены:

1) в статье 6 Закона указано, что к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся: разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования; утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований; и т.д.;

2) в статье 7 Закона обозначено:

— к переданным полномочиям относятся: федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования; государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования; при этом финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий… осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований…;

— федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования: осуществляет контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий…; осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий;

— контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий осуществляется в пределах установленной компетенции федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, Счетной палатой Российской Федерации;

3) в статье 8 Закона установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относятся:

— разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов РФ;

— обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях… посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), согласно нормативам, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ;

— финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных ДОО, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат…;

4) в статье 9 Закона определено, что к полномочиям органов местного самоуправления … в сфере образования относятся:

— организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного… общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях …;

— организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях …;

— создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

— создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций …, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;

— обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

5) в частях 7 и 8 статьи 51 Закона установлено, что права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации. При этом руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации, а также за реализацию программы развития образовательной организации.

То есть, в ситуации недостаточного финансирования образовательной программы ДОО Вы можете согласно указанным нормам Закона и личной ответственности за реализацию программы развития ДОО направить соответствующие обращения:

— всем компетентным лицам, которые неэффективно исполняют указанные выше нормы, включая Министерство образования РФ, ведомственный орган сферы образования субъекта РФ, муниципальный орган сферы образования, учредителя по поводу недостаточного финансирования образовательных программ ДОО;

— всем контрольно-надзорным органам, контролирующим исполнение указанных выше норм (Рособрнадзор, Счетная палата РФ, компетентные органы представительной, исполнительной и судебной власти, прокуратуру) по поводу недостаточного контроля за финансированием образовательных программ ДОО.

Владимир Коржов, юрист.

Фото автора EKATERINA BOLOVTSOVA: Pexels