ребенок в детском саду

Здравствуйте! Моему сыну Егору 2 года. Уже месяц ходим в детский сад. Ребёнок с рождения очень беспокойный. Дома везде лезет, не боится высоты, да и вообще не боится ничего, и ничем не могу напугать. Слушать меня он совсем не хочет, слово «нельзя» мы игнорируем. Пыталась по хорошему объяснять ему и по плохому, и шлёпаю по попе, а ему всё равно, будет делать то, что ему хочется. Думала в детском саде будет всё по другому, всё таки чужие люди кругом, мамы рядом нет, поспокойней станет. Прихожу за ним в детский сад, воспитатели все в «мыле»…

Спрашивают, если он так безобразно ведёт себя в детском саду, то как же он ведёт себя дома. Детишки собираются на музыку, а он сидит играет в машинку, воспитатель говорит, что докричаться до него бесполезно, и если всё таки удаётся затащить его туда, он через минуту встаёт и уходит гулять по садику, на обеде дети все кушают, а мой ребёнок выплёвываюет всю еду, и стоит воспитателю отвлечся на минуту, Егор уже танцует на столе. Проблема ещё в том, что другие дети начинают повторять за ним, воспитатель просто теряется от всего этого. В общем, ни я, ни воспитатели не можем найти к такому ребёнку подход. Подскажите, может быть вы сталкивались с такими детьми? Что мне делать?

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Радоваться и гордиться, что родили такого чистокровного индиго. С ним, конечно, непросто будет еще какое-то время. НО! Дети индиго – это подарок для родителей и всех окружающих. Они приходят в мир, чтобы сделать его светлее, добрее и радостнее, а своих близких – раскрепощенными и счастливыми, свободными от привычных стереотипов, творцами и созидателями. Хотя на первый взгляд могут показаться просто норовистыми детишками, то ли избалованными, то ли невоспитанными. А на самом деле они просто очень независимые, знают, чего хотят, уважают себя и добиваются своих целей. Согласитесь, если все эти характеристики отнести к взрослому человеку, получится очень притягательный образ. Почему же эти черты так пугают в детях?
Во-первых, они не соответствуют ожиданиям родителей-воспитателй. А ожидания эти зиждятся на стереотипах. Ребенок маленький, беспомощный, ничего сам не умеет, не знает, ему все нужно объяснять, всему учить. Ребенок должен быть послушным. Ребенок должен быть воспитанным. Ребенок должен быть, как все. Вот вырастет – тогда будет сам решать, что ему делать.

Не будет! Если малыш будет соответствовать таким представлениям, получится обычный взрослый – такой, как все. Безынициативный. Прячущийся за авторитеты. Нерешительный. Не знающий, для чего он живет на белом свете. Терпеливо занимающийся работой, которая ему не нравится. Откладывающий исполнение мечты на потом. Не раскрывший свой потенциал. Способный поддержать беседу на любую тему. Учтивый, с хорошими манерами. Заурядная личность из массовки.

Во-вторых, такие дети не дают взрослым спать по жизни. Просто невозможно в их присутствии спокойно плыть по привычному житейскому течению – детки устраивают то шторм, то водоворот, а иногда и вовсе поворачивают реку вспять, тут уж не подремлешь в привычных, рутинных делах. Все время приходится что-то изобретать, невольно участвовать в экстремальных приключениях. А так хочется иногда просто побыть в покое!

Зачем вся эта канитель нужна взрослому человеку, для какой такой радости затевается? Ответ одновременно простой и сложный. В каждом взрослом есть ребенок (это я не про беременных ?), маленький ребенок, который у разных людей находится в разных состояниях. У одних он активно участвует во всех делах, участвует в творческом процессе, подсказывает правильные решения, играет, заражает задором и весельем, энергией и бодростью. Это он находит то любимое занятие, которое становится делом жизни У других – сидит тихонько в уголке души и боится высунуться лишний раз, потому что взрослый его не слушает, считает несмышленышем, ругает и критикует. Такой ребенок дает о себе знать грустью, депрессией, постоянной усталостью и болезнями. Он и хотел бы помочь человеку быть счастливым, но не имеет такого права и таких возможностей.

Наши реальные дети, и в особенности дети индиго, тормошат этого внутреннего ребенка во взрослых людях. Им во что бы то ни стало нужно разбудить его, если он спит, освободить из темницы, если он заблокирован, вывести на свет божий и продолжить игру вдвоем, втроем и т.д. со взрослыми. Для достижения этой цели дети проявляют недюжинную смекалку, находчивость и изобретательность. Из арсенала средств можно назвать:

  • пробуждение чувств – устроить что-нибудь этакое неожиданное, неривычное, волнующее (положительные чувства или отрицательные, не столь важно);
  • расширение восприятия – создать настоящую, труднопреодолимую проблему, чтобы заставить взрослого посмотреть на мир с другой точки зрения, а лучше с других, разных точек;
  • возрождение умения играть – у Вас постоянно есть партнер для игр и постоянно перед глазами пример того, как вся жизнь превращается в игру;
  • возрождение творчества – добровольное или вынужденное, если взрослый сопротивляется;
  • усиление способности сопереживать, сочувствовать, понимать других людей и себя.
  • Вернемся к Егору.

Что заставляет нас есть то, что не хочется? Что заставляет нас заниматься неинтересным делом? Воспитание? Или страх быть не как все?

И вообще, зачем нам нужен страх? Очень полезная вещь, если речь идет о реальных опасностях, например, для жизни или для здоровья. Однако у обычного человека страхов на несколько порядков больше, чем нужно для выживания. Это все те же стереотипы, которые навязываются, начиная с детства и до последних дней. Постепенно страх из нашего друга и помощника может превратиться в тюремщика, в прочные веревки, которыми опутывается все тело человека (так появляются зажимы в теле и болезни) и его душа (отсюда происходит скука, проблемы, подавленность).

И слава Богу, что Егору запугивания по барабану. Попробуем перевернуть ситуацию. Вы пишете – он ничего не боится. А Вы? Пересмотрите свои страхи, как вещи в шкафу – от чего-то, наверное, Вам захочется избавиться, что-то переделать. Он не слушается Вас? А слушаете ли Вы его? Попробуйте пойти навстречу – у ребенка можно многому научиться, если подойти к вопросу творчески. Превратите свою жизнь в одну большую игру. Выбирайте разные роли, какие Вам по душе, ведь игра – это несерьезно, в игре все разрешается. Прислушивайтесь к себе, к своим желаниям, к внутреннему своему ребенку и будьте немножко смелее. Разрешите себе быть.

Согласитесь, у Вас необычный, особенный ребенок. Вот и не ждите от него, что он будет вести себя, как все. Отсюда вытекает еще один вывод. Раз Вы его мама, значит, Вы тоже особенная. И имеете полное и законное право тоже быть не как все. То есть творить, искать, пробовать и проявлять недюжинную интуицию. А еще у Вас есть право кушать только то, что Вы любите, и заниматься тем, что Вам нравится и к чему лежит душа.
Я согласна с тем, что каждому человеку выпадают только те трудности, которые ему по силе. Тогда получается, Вы очень сильная. И это здорово.

Кстати, Вы задумывались, почему дети в детском саде радостно присоединяются к Егору?

Может потому, что у них стереотипов поменьше, чем у взрослых? А Ваш сын делает то, что действительно им интересно. (И лидером он не станет, он уже лидер.) Вы тоже можете попробовать присоединиться, конечно, соблюдая безопасность. Есть возможность полностью расслабиться и побаловаться от души. Заряд бодрости и хорошего настроения Вам гарантирован.

Позвольте пожелать Вам успехов.