ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 290 Дзержинского района Волгограда (МОУ детский сад №290)

План – программа работы кружка «Мир моих возможностей»

Составила: социальный педагог первой квалификационной категории Моисеенко Ольга Борисовна.

Пояснительная записка

Возрастные особенности дошкольников, обусловленные пока ещё ограниченными возможностями в осознании и вербализации межличностных отношений, ставят психологов и социальных педагогов перед необходимостью использования различных методов и коррекционно-развивающих задач.

Это позволяет обратить серьёзное внимание на окружающую ребёнка среду, то, как она преломляется в его сознании, как он сам оценивает своё место в этой среде.

Известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы социально — нравственных ценностей, норм общечеловеческой культуры.

Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки.

В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.

Гармоничное развитие личности ребёнка, успешность во взрослой жизни возможны при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Психическое здоровье — фундамент духовного развития. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков. Доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе, что приводит к невротизации. Все эти личностные особенности детей обусловлены склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребёнку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть — развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Мною в 2013-2014 учебном году был разработан план кружковой деятельности «Мир моих возможностей» для детей 5-7 лет (старшей и подготовительной группы)

Кружок «Мир моих возможностей»- это комплексные занятия, которые строятся в доступной и интересной для детей форме.

Цели работы кружка:

  • развитие социальных умений коммуникативной гибкости;
  • создание чувства принадлежности к социуму, положительного эмоционального фона, умения понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей,
  • формирование «позитивного отношения к своему «Я», к социальному окружению,
  • профилактика нарушений поведения, успешной социализации детей дошкольного возраста.
  • формирование основ правовых знаний дошкольников

Задачи кружковой работы: научить преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

Развить язык жестов, мимики и пантомимики, понять, что кроме речевых существуют и другие средства общения.

Познакомиться с эмоциями человека, осознать собственные эмоции и чувства, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.

Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.

Принципы реализации кружковой деятельности:

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип доступности от уровня социально – психологических особенностей ребёнка.

3. Принцип наглядности — демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.

6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

Сроки реализации и возраст детей — занятия проводятся с октября по апрель месяцы включительно с детьми старшей и подготовительной группы.

Ведущей формой работы являются игры и игровые упражнения, этюды.

Продолжительность занятий 25-30 минут.

Занятия проводятся 1 раз в неделю с подгруппой детей, состоящей из 8-10 детей.

Рекомендации по проведению занятий:

В нашем учреждении созданы условия для проведения игр и игровых упражнений, этюдов с детьми: занятия проводятся в групповых помещениях в котором все участники могут свободно располагаться и передвигаться. Во время занятий детям предлагается сидеть на мягких пуфах или на ковре в кругу, так как форма круга создаёт ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.

В начале и в конце проведения занятий мною используется ритуальная игра для настроя детей и прощания.

Стиль ведения занятий должен быть эмоциональным и непринуждённым. К каждому ребёнку необходимо находить индивидуальный подход, и учитывать его личностные особенности. Специалист должен обладать профессиональными качествами, и в случае необходимости, всегда суметь выправить психологически неблагоприятную ситуацию. На занятиях используется музыкальное сопровождение релаксационной направленности, которое эффективно помогает снять мышечное и психоэмоциональное напряжение у воспитанников.

Оборудование

Для занятий используются:

  • Стулья по количеству детей; столы;
  • мячи и мягкие игрушки;
  • ковровое покрытие пространства

Специальная атрибутика:

  • волшебный сундук;
  • шапка-невидимка;
  • ковёр-самолёт;
  • волшебная палочка;
  • камень-талисман;
  • добрый и злой стулья;
  • Дидактический материал:
  • альбомы для рисования; листы ватмана
  • фломастеры не менее 12 штук; цветные карандаши, акварельные краски;
  • фотографии-иллюстрации с изображением детей с различными эмоциональными состояниями;
  • схемы, таблицы, карточки;
  • дидактические игры

Техническое оснащение занятий:

музыкальный центр; магнитофон; диски и аудиокассеты с записями детских песен и сказок; цифровой фотоаппарат;

Перспективное планирование кружковой деятельности «Мир моих возможностей»
для подготовительной группы:

план кружка

Перспективное планирование кружковой деятельности «Мир моих возможностей»
для старшей группы:

план кружка

Список литературы:

1. Безруких М.М. Развитие социальной уверенности у дошкольников.- М., «Владос»,2003.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.-М.: Просвещение, 1995.
3. Галанов А.С. Развивающие игры для малышей. М, «АСТ – Пресс»., 2008.
4. Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, В., «Учитель», 2007.
5. Дмитриева В.А. 365 развивающих игр и упражнений для детей. С-Пб., «Сова»,2008.
6.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.-М.: Владос, 2001.
7.Мячина Л.К. Зотова Л.М. Данилова Маленьким детям – большие права. С-Пб., «Детство – Пресс»., 2010.