Вопрос: Моему сыну 4 года, ходим в детский сад с двух лет. У нас было много разных воспитателей, но только на одну он стал жаловаться: то она его по попке хлопнула, то ущипнула, то за руку сильно схватила.
Последней моей каплей было, когда сын рассказал, что она его по голове ударила. Я пошла разбираться с воспитательницей. Она поклялась Богом, что никогда детей и пальцем не трогала. А заведующая сказала, что дети часто врут, чтобы не ходить в детский сад.
В этот же день после разбирательства, забрав вечером ребёнка, он рассказал мне, что теперь с ним никто не дружит, и дети все по очереди пинали его трактор, потому что так им сказала Марина Петровна (это психолог в их детском саду). И теперь когда я спрашиваю его, правда ли его обижала воспитательница, ребенок отвечает, что нет, она его не обижала.
Помогите, пожалуйста, советом, как разобраться в это ситуации и помочь ребенку не замкнуться.
Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:
Помочь ребенку «не замкнуться» Вам вряд ли удастся, да и нужно ли это? Может, в саду у сына и так все хорошо. Тогда почему же он Вам рассказывает всякие страшилки?
У заведующей свой взгляд на мир – дети не хотят ходить в сад, но мы их заставим — и смотрит на ситуацию через такую призму. И видит соответствующую картину.
Предположим, страшные истории про садик малыш рассказывает только Вам. Почему? Скорее всего потому. что у Вас они находят горячий отклик. Представьте себе такую картину: серьезная, озабоченная мама постоянно решает самые разные проблемы – успешно решает! – но в потоке повседневных дел уходит главное: какая-то искринка, живость восприятия, легкость жизни, игра. Малыш пытается вернуть маму к живому состоянию и для этого придумывает разные способы. Вероятно, он уже много чего перепробовал, но сработал именно этот подход. Потому Вы и внимание обратили, и в садик сходили на разборки, и письмо написали. Сработало!
Он рассказывает Вам что-то, и внимательно смотрит на Вас: как мама к этому относится? Он пробует, экспериментирует, анализирует. Он учится — общаться, жить, потому что работа у него такая: он — Ребенок. И если после придуманной истории о том, как его обижают, у мамы в глазах проскакивает искорка интереса – значит, эта линия, можете быть уверены, получит дальнейшее развитие. Ведь маме это интересно!
Средство «лечения» (оно же и средство профилактики) в данном случае только одно: переключить свое внимание на положительные моменты в жизни мальчика. Вернее, даже не так: все время напоминать себе, что хотите видеть и ищете позитивные, приятные стороны.
Старые привычки держатся крепко, только если ничего не делать. А если Вы целенапаравленно станете искать приятное, хорошее, радующее Вас – во всем, что Вас окружает, и прежде всего в Вашем сыне – сами посмотрите, как быстро и уверенно Ваша жизнь, все эти абсолютно объективные обстоятельства и условия начнут светлеть и приобретать неожиданно приятное звучание и наполняться радостным смыслом. Не фигурально, а буквально и реально.
В отношении детей могу сказать одно:
ДЕТИ ПОХОЖИ НА ЦВЕТЫ В САДУ, А МЫ — НА САДОВНИКА С ЛЕЙКОЙ. ЧТО ПОЛИВАЕМ, ТО И ЦВЕТЕТ.
Лейка – это наше внимание, неподдельное, настоящее, искреннее, наши чувства – это вода, вернее, ее состав. Помните, как в сказках – живая и мертвая? Ладно, не буду дальше разжевывать, вы ведь и сами все поняли, верно?
Наши цветы очень нуждаются в поливе, им по определению жизненно необходимо наше внимание и наши чувства. И они найдут способ получить живой воды, а если это не получается, будут добиваться хоть какой-нибудь.
Вы хотите помочь сыну быть более общительным? Отлично! Ненавязчивая помощь никогда не помешает. Тогда ищите и обдумывайте, обсуждайте с ребенком все случаи, в которых он проявил себя как общительный мальчик. И радуйтесь, что у Вас растет такой славный, коммуникабельный мальчуган.