Автор — Наталья Анатольевна Аралина, методист Окружного методического центра СЗАО Департамента образования г. Москвы.
Многие педагоги, особенно молодые специалисты, работающие в современных детских садах, не имеют личного опыта соприкосновения с этими событиями, как предыдущие поколения – очевидцы, их дети и внуки, слушавшие рассказы отцов и матерей, дедушек и бабушек. Детям дошкольного возраста, живущим сегодня, события ВОВ осознать чрезвычайно сложно, поэтому следует вдумчиво и бережно подходить к проблемам ознакомления дошкольников с этим периодом в истории при подготовке к 9 мая в детском саду.
Статья содержит методические рекомендации при подготовке к 9 мая в детском саду, хотя она адресована в большей степени педагогам, но ее материалы могут быть использованы и в работе с детьми.
Страшные годы Великой Отечественной войны отходят все дальше и дальше. Остается все меньше и меньше участников и очевидцев этого события. Современные дети знают о звездных войнах, суперменах и космических рейнджерах из мультфильмов, кинобоевиков и компьютерных игр. Война для них забавное шоу, приключение, игра. Однако о войне нужно говорить серьезно, с позиций гуманистических ценностей. Ребенок по своей природе обладает чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. Мы, взрослые, должны использовать эту особенность при ознакомлении дошкольников с фактами истории нашей Родины, в частности, с подвигом народа в ВОВ, перед подготовкой к 9 мая в детском саду.
Главным средством отражения исторических событий является музей.
Его социокультурная среда становится мощным средством, помогающим детям ощутить принадлежность к своей земле, своему народу. Это ощущение не приходит само по себе, необходимо чуткое руководство взрослого. Многие исторические и краеведческие музеи имеют экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне.
В Москве самым крупным памятником, посвященным подвигу народа – защитника Отечества от гитлеровского нашествия, является Мемориальный комплекс на Поклонной горе. Многие ходят сюда в канун Великого праздника, чтобы почтить память погибших и отдать дань уважения всем, кто выстоял в жестокой битве.
Что можно рассказать ребенку о войне? Как это сделать доходчиво, вызвать интерес и не утомить его?
Прежде всего, необходимо помнить о том, что восприятие детьми нового не безгранично, оно требует постоянного переключения и смены деятельности. Всю информацию, с которой хотелось бы познакомить детей перед 9 мая в детском саду, нужно разделить на несколько частей, так как установлено, что старший дошкольник наиболее полно воспринимает информацию первые 15–20 минут.
Поэтому мы предлагаем разделить ознакомление с памятником на этапы:
- Прогулки по парку Победы и открытым выставочным площадкам.
- Посещение Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Подготовка к 9 мая в детском саду: Первый этап
Один или два дня следует посвятить только прогулкам по экспозициям, находящимся на открытых площадках и аллеях парка Победы.
Дома, в детском саду или по дороге к Мемориалу можно рассказать детям историю его создания. Еще в годы Великой
Отечественной войны родилась идея создания памятника воинам. В 1955 году маршал Советского Союза Г.К. Жуков предложил в ознаменование разгрома фашистских агрессоров под Москвой и всемирно-исторической победы народа и его армии соорудить величественный памятник-монумент в г. Москве или в Подмосковье на месте исторического сражения. 23 февраля 1958 г. на высшей точке Поклонной горы был поставлен гранитный закладной камень с надписью: «Здесь будет сооружен Памятник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», состоялся митинг и парад войск Московского гарнизона.
В 1961 г. на Поклонной горе был разбит парк Победы, а 9 мая 1995 г., в день 50-летия Победы, состоялось торжественное открытие всего комплекса Мемориала. Это уникальное архитектурно-художественное сооружение построено по проектам архитекторов Н. Томского и А. Полянского, художника З. Церетели.
Мемориальный комплекс начинается от площади Победы. Прежде чем подойти к главному Монументу Победы (стеле), нужно преодолеть пять вымощенных брусчаткой ступеней-террас, символизирующих пять лет войны. Это центральная аллея парка, она носит название «Годы войны» и отражает труднейшую дорогу к Победе.
Проходя «дорогой войны», целесообразно сосчитать количество ступенек, обратить внимание на их длину, предложить детям вспомнить, сколько месяцев в году, какова их последовательность, сосчитать, сколько месяцев шла война.
Это поможет старшим дошкольникам осознать продолжительность войны. С детьми более младшего возраста можно сосчитать времена года.
Важно обратить внимание ребят на величественные ели и мощные струи фонтанов. Они, как солдаты, несут почетную вахту вдоль трудного пути воина.
Оглянувшись назад, следует отметить торжественное и строгое убранство аллеи, можно прочитать стихи А. Плотникова «Ода солдату»:
Солдату я слагаю оду.
Был ратный путь его тяжел.
Он все прошел: огонь, и воду,
И трубы медные прошел.
Аллея «Годы войны» вливается в круглую центральную площадь Победителей, которую венчает Монумент Победы.
Он представляет собой стелу высотой 141,8 метра, символизируя 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.
Подойдя к Монументу, необходимо отметить высоту стелы, сияющий венок Славы в руках богини победы Ники, который она возносит над площадью Победителей, и олицетворением русского воинства Святым Георгием Победоносцем, поражающего дракона, символизирующего гитлеровское нашествие. Подиум Монумента установлен
на насыпном кургане, являющимся как бы местом погребения всех погибших воинов.
Можно прочитать стихотворение о войне или процитировать слова из песни «День Победы»:
Слава нашим генералам
И солдатам рядовым!
Слава павшим и живым,
От души спасибо им!
Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь, отдав на поле боя
За народ, за нас с тобой.
С. Михалков
«Слава нашим генералам…»
Свернув влево от Монумента Победы, посетитель попадает на художественно оформленные аллеи парка, которые носят символические названия: «Танкистов», «Моряков», «Летчиков», «Юных героев» и другие. Всего в парке насчитывается 15 аллей. Гуляя по ним, можно увидеть памятники «Пропавшим без вести» и «Защитникам Земли Российской», скульптурную композицию «Трагедия народов», памятный знак «Дух Эльбы», а также культовые сооружения.
Особое место занимают экспозиции боевой и военно-морской техники, инженерных сооружений.
Важно назвать каждую аллею, по которой проходят дети, рассказать о тех, чья память увековечена в названиях. На защиту Отечества встали люди разных национальностей и вероисповеданий, поэтому в парке можно увидеть православный храм, мемориальную мечеть и синагогу, поставленные в память о погибших.
Только объединив усилия, можно победить врага. Возложив цветы к памятникам, следует постоять молча, вспоминая погибших и пропавших без вести, почтив тем самым их память.
Аллея «Артиллеристов» (слева от стелы) ведет к экспозиции инженерных сооружений и боевой техники. Проходя по траншеям, ребята смогут увидеть стрелковые ячейки, деревоземляную огневую точку (ДЗОТ), понять, почему им даны такие названия. Ходы сообщений приведут к блиндажу и землянке.
Важно обратить внимание детей на быт солдат, на суровые условия жизни, отметить, что окопы рылись вручную, и летом, и зимой во времена длительных боев они становились и домом, и крепостью, но не всегда они спасали от снарядов и пуль.
На площадках представлено много разнообразной техники: танки, пушки, зенитные установки, самолеты, катера и многое другое. Ребенку необходимо почувствовать всю мощь и силу боевой техники, поэтому нужно обратить внимание на величину объектов. Детям интересно дотронуться до холодной стали, представить, какой звук могут издавать те или иные машины. Если ребят заинтересовали экспонаты, можно подняться на танк или на палубу эсминца. Это позволит понять силу духа человека, способного противостоять и повелевать таким мощным оружием.
Подготовка к 9 мая в детском саду: Второй этап
Посещение Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Главное назначение музея – объективное и наиболее полное отражение истории Великой Отечественной войны. В комплекс музея входят четыре самостоятельные экспозиции:
- военно-историческая;
- шесть диорам;
- художественная галерея;
- выставка боевой техники, о которой уже шла речь при описании первого этапа знакомства с Мемориалом.
Естественно, что обойти все экспозиции трудно для детей дошкольного возраста. Мы предлагаем объединить все залы
музея двумя взаимосвязанными экскурсиями.
Первая экскурсия «И помнит мир спасенный…» включает посещение зала Памяти и диорам. Вторая экскурсия «Путь
к Победе» предполагает посещение зала Полководцев, военно-исторической композиции, зала Славы.
Экскурсия «И помнит мир спасенный…»
Проходя по полутемному залу Памяти, обратите внимание детей на книги Памяти, расположенные по сторонам. Они издавались всеми республиками и регионами для увековечения памяти 26 миллионов 600 тысяч наших соотечественников, погибших или пропавших без вести. Если в вашей семье есть погибшие, вы можете найти
их имена в электронной Книге Памяти. Малыш получит редкую возможность почувствовать свою причастность к истории через судьбы родных. Расскажите детям, где воевали и где погибли их родственники. Рассмотрите потолок зала, обратите внимание на «хрусталики», висящие на латунных цепочках, спросите, какие ассоциации они вызывают у детей? Объясните, что «хрусталики» символизируют слезы, выплаканные по погибшим, а светильники на стенах зала напоминают поминальные свечи.
В центре зала – скульптурная группа «Скорбь», выполненная из белого мрамора. Постойте, послушайте звучание музыки «Реквиема» Моцарта, прочитайте отрывок из стихотворения Р. Рождественского:
Помните! Через века, через года – помните!
О тех, кто уже не придет никогда, – помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!..
Люди, покуда сердца стучатся, – помните!
Какою ценой завоевано счастье, –
Пожалуйста, помните!
Выясните, какие чувства вызвало у детей посещение зала?
Пройдя «дорогой скорби», вспомнив о погибших, познакомьте детей с отдельными эпизодами войны, представленными в диорамах музея. Диорамы посвящены крупнейшим военным операциям Великой Отечественной войны:
- контрнаступлению советских войск под Москвой,
- Сталинградской битве,
- блокаде Ленинграда,
- Курской битве,
- форсированию Днепра и штурму Берлина.
Рассматривая диорамы, обращайте внимание детей на чувства и состояния солдат, окружающей их природы, постарайтесь выяснить, какие чувства хотел передать художник, какими средствами он этого добивается. Что помогает понять тяжесть сражений и состояния человека? Обратите внимание на мужество солдата, идущего, может быть, в свой последний бой, на разрушения, на поведение мирных жителей в блокадном Ленинграде. Прочитайте детям отрывки из стихотворений О. Берггольц (они написаны на стенах зала).
Попросите найти на картине Знамя Победы («Штурм Берлина»), расскажите о тех, кто водрузил его на крыше рейхстага, объясните, что хранится оно в Центральном музее Вооруженных Сил.
Диорама «Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 г.».
Осенью 1941 г. фашисты рвались к Москве. Обойти столицу с севера, с юга, схватить оборонявшие город войска в
огромные клещи, сжать, раздавить, уничтожить. Таков был план фашистов. Германские войска остановились в 25 километрах от Москвы. Около разъезда Дубосеково произошло сражение, память о котором осталась в сердцах народа.
Ранним морозным утром 16 ноября к окопам советских солдат двинулись 20 фашистских танков с пехотой.
Вооруженные одним противотанковым ружьем, винтовками и автоматами, гранатами и бутылками с горючей смесью наши воины оказали ожесточенное сопротивление врагу. В жестокой неравной схватке было уничтожено 14 вражеских танков. Остальные вместе с автоматчиками отступили. Понесли потери и советские воины. На оставшихся в живых двинулись еще 30 вражеских танков. И опять никто не дрогнул. Это был тяжелый, кровавый бой.
После четырехчасового боя враг отступил, потеряв 18 танков и многих солдат. Встав насмерть, советские воины закрыли гитлеровцам путь на Москву. Это о них поется в песне «Моя Москва», ставшей гимном Москвы (музыка И. Дунаевского, слова М. Лисянского):
Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в веках будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов.
А слова политрука роты Василия Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва» стали девизом всех
защитников Москвы. До самых последних дней героической обороны столицы и контрнаступлением командовал войсками генерал армии Георгий Константинович Жуков. Первая победа нашей армии под Москвой вселила уверенность и надежду в солдат.
Диорама «Сталинградская битва. Соединение фронтов».
Разбитые под Москвой германские войска, собрав свежие силы, начали наступление на Сталинград. Бои в самом городе продолжались боле двух месяцев. Каждый дом превращался в крепость. Генерал А. Родимцев так описывал осажденный город: «Пламя пожаров поднималось на сотни метров. Немецкие самолеты пролетали над головой. Не только земля, но и небо дрожало от разрывов. Здания рушились, падали стены, коробило железо». Это была битва на истощение.
Особенно кровопролитные бои шли на Мамаевом кургане. Много раз он переходил из рук в руки. В конце сражения он весь был усеян осколками и залит кровью. В 1967 г. на этом месте был установлен памятник «Родина-мать». Ставка Верховного Главнокомандования разработала план разгрома фашистов. Ударами с двух сторон окружить вражеские войска, штурмующие Сталинград, зажать их в огромное кольцо, а затем разгромить или заставить сдаться в плен. 19 ноября 1942 г. оглушительный грохот потряс Приволжские степи. Это открыла огонь артиллерия. Заработали минометы. Ударили знаменитые «катюши». Затем в бой ринулись грозные танки. Неудержимо рванулась вперед пехота. Фашисты упорно сопротивлялись. Четыре дня с севера и с юга шли навстречу советские армии, и вот они встретились, 91 тысяча немецких солдат и офицеров сдались в плен (диорама). В целом в Сталинградской битве, с обеих сторон, участвовало 2 миллиона человек. Продолжалась она 200 дней и ночей, изменивших весь ход войны.
Диорама «Блокада Ленинграда».
В первые месяцы Великой Отечественной войны фашистские полчища подошли и окружили Ленинград. После нескольких неудачных попыток наступления Гитлер предпочел сменить тактику. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет, как переспелый плод».
Самой тяжелой оказалась первая блокадная зима. В домах не было света, отопления, перестал работать водопровод, и воду брали из прорубей, прорубленных во льду Невы. Город оказался почти без запасов продовольствия. Хлеб доставляли по воздуху, а зимой по ледяной дороге через Ладожское озеро. Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали «Дорогой смерти» (позднее появилось другое название «Дорога жизни»). Жительница города в своем дневнике записала: «Надвигается голод! Развилась своеобразная ленинградская кулинария: мы научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столового клея». Позднее появилась другая запись: «Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестят, другие высохли».
Блокада Ленинграда стала самой кровопролитной осадой в истории человечества. Около двух с половиной лет (900 дней) длилась героическая оборона города. Мужество ленинградцев в эти дни поражало весь мир.
Город-фронт. В тяжелых и кровопролитных боях части Красной Армии срывали попытки противника овладеть городом. Город жил и боролся: жестокие бомбежки и артиллерийские обстрелы, голод, холод уносили жизни горожан и защитников Ленинграда, но трудовая и интеллектуальная деятельность города не останавливалась.
Диорама «Курская битва».
Новое мощное наступление немецких войск готовилось под Курском, они хотели уничтожить вклинившиеся в линию их обороны советские войска. В тяжелых оборонительных боях, с хорошо укрепленных и защищенных позиций наши воины смогли уничтожить много вражеских танков, пушек, самолетов и перешли в наступление. Курская битва
стала – битвой военной техники. В самом крупном танковом сражении, под Прохоровкой, участвовало 1200 танков. От облаков пыли, копоти и дыма горящих машин день превратился в ночь. К вечеру все кругом было покрыто сгоревшими и изуродованными остатками танков.
В целом в Курской битве принимало участие 4 миллиона человек, 69 тысяч орудий, 12 тысяч самолетов и более 13 тысяч танков.
Случалось в тех сраженьях даже так,
Что, загораясь ненавистью страшной,
Покинув навсегда горящий танк,
Танкисты бились насмерть в рукопашной.
Пускались в ход ножи и кулаки,
И пламя боль в сердцах не заглушало.
Хваленые фашистские полки
Святая ярость наша сокрушала.
За горло цепко взяли мы врага.
Вовек ему такое и не снилось.
Тогда Орловско-Курская дуга,
В боях спружинив, к славе распрямилась.
М. Андронов «Под Прохоровкой»
Диорама «Форсирование Днепра».
Наступление наших войск шло успешно, стремясь остановить его, германское командование пыталось использовать как преграду Днепр. Днепр – могучая, широкая река. У солдат не было больших кораблей для переправы, не было надежных мостов и времени на их сооружение. На высоких берегах расположились вражеские орудия, которые обстреливали противоположный берег и водную гладь. Используя любые подручные средства, солдаты приступили
к форсированию реки. Трудно было переправиться на маленьких лодках, наскоро сколоченных плотах, вокруг падали мины и снаряды, поднимая огромные столбы воды, переворачивая плоты и топя солдат с их оружием. Но передовые части армии переправлялись через Днепр и захватывали плацдармы, вели тяжелые бои за их удержание, чтобы дать возможность всей армии форсировать реку и перейти к дальнейшему наступлению.
Диорама «Штурм Берлина».
Последняя битва Великой Отечественной войны – битва за Берлин. Нашим войскам предстояло прорвать очень сильную оборону противника. Штурм города начался ночью с ураганного огня артиллерийских и минометных батарей. Длился он 30 минут. Огненный шквал оборвался неожиданно, все затихло. Вспыхнули мощные прожекторы и ночь превратили в день. Слепит неприятеля свет, помогает, освещает дорогу нашим войскам. Наступают танкисты, артиллеристы, пехотинцы и летчики.
Борьба за Берлин носила особо ожесточенный характер, каждую улицу и дом приходилось брать с боем. По словам маршала Г.К. Жукова, схватка шла не на жизнь, а на смерть. Две недели шли уличные бои, 2 мая сопротивление противника полностью прекратилось, а в ночь на 9 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции.
«Не забыть нам этой даты,
Что покончила с войной
Той великою весной.
Победителю-солдату
Сотни раз поклон земной!
Много лет, как миновало
С исторического дня.
А в Берлине, с пьедестала,
Он, отлитый из металла,
Так и смотрит на меня…»
С. Михалков, отрывок из стихотворения «День Родины»
Экскурсия «Путь к Победе»
После того как вы познакомили детей с диорамами крупнейших битв Великой Отечественной войны и рассказали о
героизме солдат во время первой экскурсии, задержитесь около бюстов военачальников в зале Полководцев. Расскажите детям о роли командного состава в боевых действиях. Они разрабатывают планы обороны и наступлений, анализируют и координируют действия фронтов, армий, дивизий, решающих общую задачу. Отметьте, что в зале мы не сможем увидеть всех военачальников, а только тех, кто награжден высшей наградой Родины – орденом «Победы». Им награждались лица высшего командного состава за успешное проведение боевых операций в масштабе одного или нескольких фронтов.
Обойдите зал по периметру, прочитайте имена маршалов и генералов, обратите внимание на рода войск, которыми они командовали. Над бюстами кавалеров ордена «Победа», на стилизованных геральдических
щитах изображены военные ордена России и Советской Армии, рассмотрите и назовите их.
Парадная лестница из зала Полководцев приводит к военно-исторической композиции «Путь к Победе», в витринах которой собрано более 4000 экспонатов. Наряду с фотографиями и документами – оружие, обмундирование, знамена, награды бойцов и командиров, тех, кто в тылу все силы отдавал на нужды фронта. Рассматривая экспонаты, обращайте внимание на личные вещи солдат и офицеров. В экспозиции найдите оплавленные камни Брестской крепости, расскажите о подвиге ее защитников.
В материалах, отражающих события Московской битвы, покажите:
- авиационную бомбу, попавшую в здание Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина;
- бутылки с зажигательной смесью;
- связки гранат, которыми уничтожались немецкие танки.
Обратите внимание детей на витрины, рассказывающие о деятельности военно-санитарной службы. Покажите хирургические инструменты, медикаменты, пули и осколки, извлеченные из тел раненых, санитарные сани-лодочки.
Объясните, что успехи на фронте были достигнуты также благодаря напряженной работе тружеников тыла, которые стремились дать фронту все больше боевой техники, снарядов и продуктов. На заводах к станкам вставали женщины и дети, так как мужчины воевали с врагом. Геологи открывали все новые месторождения стратегических материалов, из которых можно было изготавливать военную технику. Ученые разрабатывали новое оружие. Актеры выступали на фронтах, поддерживая солдат и офицеров. Все стремились оказать помощь защитникам Отечества. На территориях, захваченных фашистами, создавались партизанские отряды.
В выставочных экспозициях последнего периода войны покажите детям фотографии подписания акта о безоговорочной капитуляции сил Германии и Парада Победы на Красной площади. В залах размещены шесть полиэкранов, на которых беспрерывно идет показ подлинной кинохроники, отражающей разные периоды войны. Эти кадры помогут вам дополнить впечатления детей от увиденного в витринах музея.
Сделайте вывод, что в Победе есть частичка труда каждого: солдата и полководца, ополченца и санитара, рабочего и ученого, детей, которые разделили с взрослыми тяготы войны.
Прочитайте стихотворение Е. Трутнева «Победа»:
Солнце в трубу золотую трубит:
«Слава герою-бойцу!
Враг побежден, уничтожен, разбит,
Слава герою-бойцу!»
«С врагами я бьюсь, – сказал боец, –
На это и жизни не жаль,
Но штык для меня ковал кузнец,
Крепка закаленная сталь».
«Я выковал штык, – кузнец говорит, –
Как жар, он на солнце горит!
Но звонкую сталь – драгоценный дар –
Выплавил брат-сталевар».
«Конечно, – сказал сталевар, – металл
Я сам из руды достал,
Но в темные недра Уральских гор
Спускался не я, а шахтер».
«Да, это правда, – шахтер сказал, –
Забой у меня каменист.
Руду я достал, но к вам на вокзал
Ее привозил машинист».
«Ну да, – сказал машинист, – по стране
Я езжу во все концы,
Но хлеб добывают и вам, и мне
Родные наши жнецы».
«Что ж, это правда, я всех кормлю, –
Сказал машинисту жнец, –
Но землю, которую я люблю,
Сберег для меня боец».
Зал Славы – центральный зал музея. В центре его находится бронзовая скульптура «Солдат Победы», под куполом барельефы городов-героев, в центре купола – орден Победы. Отметьте величественность памятника, его мощь и устремленность вверх. Расскажите, что зал предназначен для увековечения имен Героев Советского Союза, получивших это звание за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны. Прочитайте несколько имен,
написанных золотыми буквами на белых мраморных пилонах (всего высечено 11 800 имен). Это место почитания и выражения глубокой благодарности участникам войны, труженикам тыла, всему народу. Отметьте, что купол обрамляет лавровый венок, символизирующий торжество Победы.
Сегодня в зале Славы принимают воинскую присягу на верность Родине, проходят посвящение в суворовцы. Завершив экскурсии, проходя по аллее «Годы войны», спросите у детей, что им представляется при слове война, а затем – при слове мир. Сравните ассоциации.
Узнайте, какими бы красками он изобразил эти два понятия. Прочитайте отрывок из стихотворения В. Баранова «Вспомним о них…»:
Осталось мало ветеранов,
Что победили в той войне.
У многих ночью ноют раны,
Им наш поклон земной вдвойне.
Еще поклон героям тыла,
Творцам оружия побед,
Таких людей земля взрастила,
Каких, наверное, уж нет.
Так каждый год и не однажды
Приходит эхо той войны.
Пусть пробудится память в каждом.
Мы нашей Родины сыны!
После экскурсий необходимо предоставить возможность поделиться своими мыслями и чувствами от увиденного,
например, нарисовать то, что запомнилось, рассказать о своих впечатлениях членам семьи. Ребят можно познакомить со следующими литературными прозаическими и поэтическими произведениями:
- Л. Кассиль «Главное войско»,
- А. Митяев «Землянка»,
- Н. Богданов «Бессмертный горнист»,
- С. Алексеев «Рассказы о Жукове», «Штурм Берлина»,
- А. Жариков «На земле, в небесах и на море»,
- Я. Лидин «Лисица»,
- Е. Воробьев «Тринадцатый лыжник»,
- Г. Юрмин «Секрет на колесах»,
- А. Беслик «Азбука кораблей»,
- А. Плотников «Ода солдату»,
С. Михалков «Быль для детей», - Р. Рождественский «Реквием» (отрывок),
- А. Сурков «В землянке»,
- Н. Тихонов «Утро Победы»,
- И. Василевский «Победа»,
- С. Чибисов «Вечный огонь»,
- В. Высоцкий «Братские могилы»,
- М. Андронов «Под Прохоровкой».
Литература
- Жариков А.Д. Растите детей патриотами. – М., 1980.
- Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М., 2000.
- С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М., 2004.
- Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 1988.
- Парфенов Л., Козлова С. Новый патриотизм // Обруч. – 2003. – № 6. – С. 4.
- Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. – № 6. – С. 8.
- Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 годов: Путеводитель. – М., 2004.
- Энциклопедия для детей. – Т. 5. История России и ее ближайших соседей. – Ч. 3. ХХ век / Гл. ред. С.Т. Исмаилова. – М., 1995.
Материал предоставлен журналом СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ САД, №5 за 2010 год.