ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

подготовка к школе, школа

В статье представлены рекомендации по сенсомоторному развитию детей с нарушением интеллекта, формированию у них графических навыков посредством использования различных нетрадиционных техник в процессе изобразительной деятельности.

Основной задачей обучения изобразительному искусству является воспитание у детей чувства прекрасного, понимания красоты в окружающей жизни, потребности в изображении предметов и явлений окружающей действительности, развитии умений и навыков, основанных на использовании различных способов выразительности – цвета, линии, формы, композиции, разнообразных материалов. Изобразительную деятельность можно рассматривать и как средство коррекции нарушенной познавательной деятельности, интеллектуального развития, а также в качестве метода обучения и подготовки к обучению в школе.

В период подготовки к школе выявляются различные трудности в овладении графическими навыками и недостаточная сформированность изобразительных умений у детей. Эти проблемы могут возникать как у нормально развивающихся
ребят, так и дошкольников с отклонениями в развитии. Трудности формирования графических навыков у детей с отклонениями в развитии могут быть обусловлены нарушением моторики, зрительно-моторной координации, сенсорной сферы. Перечисленные проблемы мешают детям реализовать их замыслы в процессе изобразительной деятельности, что отрицательно сказывается на их отношении к рисованию или лепке, необходимых для общего развитии ребенка-дошкольника.

Сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в условиях коррекционного детского сада ориентировано на развитие мелкой моторики детей в процессе рисования, лепки, аппликации с использованием нетрадиционных техник.

Основой художественного развития служит предшествующая работа по сенсомоторному развитию. Живое эмоциональное восприятие в совокупности с полученными переживаниями формирует базу в виде сенсомоторной памяти. Глаза, руки должны совершить не один десяток движений, анализируя объект, выделяя его части, чтобы ребенок полноценно воспринял его и был способен воспроизвести его изображение. В процессе овладения приемами изображения линейного контура круга ребенку необходимо тысячу раз проделать рукой и глазами это движение. Такая работа в детском саду предшествует знакомству малыша с искусством на качественно ином уровне.

Мы учим детей не только быть восторженными зрителями, но и маленькими художниками, способными понять средства выразительности и перенести их в собственную работу.

Художественные техники по-разному развивают руку ребенка.

  • Так, например, тонкая графическая работа способствует лучшей координации движений, лепка развивает пальцы, а живописные техники формируют свободу и раскованность движений всей руки.
  • Сенсомоторное развитие в основе направлено на формирование у детей ориентировочной деятельности, которая реализуется в виде перцептивных действий – рассматривания, слушания, ощупывания, а также в выполнении действий с предметами, что обеспечивает освоение систем сенсорных эталонов.

В работе нашего детского сада мы используем авторскую программу «Солнечные зайчики», которая включает курс изобразительной деятельности, направленный на подготовку детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в интеллектуальном развитии к обучению в школе. Она разработана на основе обязательного минимума обучения изобразительной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.

Основная задача программы «Солнечные зайчики» – создать благоприятные условия для сенсомоторного развития и качественной подготовки руки ребенка к письму.

Реализация комплексного сенсомоторного развития обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных художественных техник, например бумагопластика, пластилиновые картины, рисование без кисточек.

На занятиях в соответствии с темой используются различные виды двигательных упражнений и игровых заданий, психогимнастика, релаксация, пальчиковые игры. Выбор методов и приемов педагогического руководства определяется целями и задачами конкретного занятия и содержанием обучения. В формировании творческой активности большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки, изобразительного искусства, поэтому основная часть занятий носит комплексный и интегрированный характер. Использование на занятиях музыкальных и поэтических образов помогает повысить художественно-творческую активность детей, которая начинает про являться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.

Дети рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображение из пуговиц или бусинок, взятых из бабушкиной шкатулки. Они не только пытаются передать то, что видят и чувствуют, но и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.

Со временем ребята уже осмысленно стараются найти новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В этот момент педагог может сделать работу целенаправленной и ознакомить детей с нетрадиционными техниками, включить в учебный процесс самые необычные инструменты и материалы:

  • трубочки для коктейля,
  • парафиновую свечку,
  • расческу,
  • зубную щетку,
  • ватную палочку,
  • нитки и многое другое.

Опыт практической работы с детьми свидетельствует о том, что использование необычных материалов в процессе изобразительной деятельности позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможности хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет непредсказуемостью.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.

Бумагопластика – одно из самых увлекательных и доступных способов развития моторики рук у детей с отклонениями в развитии.

Применение бумагопластики способствует формированию упорядоченных и согласованных мелких движений пальцев рук. Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание скручивание. Такие способы помогают ребенку создавать объемные и фактурные поделки. Из одного и того же набора бумажных форм могут получиться разные образы и композиции. Бумажная пластика позволяет создавать огромное разнообразие поделок путем комбинирования различных форм, выполненных самими дети.

Кроме того, дошкольники наслаждаются и производимым шумом, и необычными превращениями бумажных форм. В результате такого экспериментирования дети придумывают интересные поделки. Смятые комочки бумаги превращаются в пушистых цыплят, одуванчики, животных. Именно эти технологии позволяют ребенку не только познать в процессе экспериментирования многообразие свойств бумаги, но и самостоятельно задумывать образы на основе ассоциаций и воплощать их с помощью взрослого.

Использование такой простой техники с самого начала обучения способствует инициативному освоению детьми художественного конструирования как средства самовыражения и создает основу для дальнейшего становления детской творческой деятельности.

Бумажная пластика, как и все виды работ с бумагой, выполняется в определенной последовательности:

  • выбор сюжета,
  • составление эскиза,
  • подбор бумаги (салфеток) по цвету и фактуре,
  • наложение фона на основу (плотный ватман, картон),
  • изготовление объемных деталей (конструкций),
  • раскладывание и наклеивание деталей на фон,
  • оформление готовой работы в рамку.

На занятиях с использованием крупы и семян дети учатся:

  • удерживать семечки, крупу пальцами;
  • делать массаж ладоней с помощью горошин;
  • раскладывать крупу, бобовые в ячейки конфетных коробок, в различные баночки, мисочки;
  • выкладывать геометрические или растительные орнаменты по опорным точкам или схемам, рисовать их по памяти;
  • определять пропущенный элемент в цепочке, узоре, выложенном из крупы, семечек, бобовых, и устанавливать его на это место;
  • выкладывать из зерна, бобовых, крупы фигурки людей и животных, различные предметы, цифры, буквы, слова;
  • создавать композиции, панно в технике мозаики с помощью клея, пластилина, крупы и зернобобовых и раскрашивать их красками;
  • рисовать пальцем на подносах, заполненных крупой, прямые, кривые и ломаные линии, завитки, геометрические фигуры, буквы, слова, цифры, животных.

Художественное творчество, пронизанное душевным теплом, способно создавать прекрасные произведения. В прямом
смысле это касается рисования пластилином, потому что каждая частичка этого материала, прежде чем стать мазком картины, согревается теплом детских ладошек. Новое творческое начинание для человека не просто умение, навыки, опыт, это еще и способ развития мыслительной активности, построенной на взаимосвязи «рука – мозг», что особенно важно для коррекционной работы.

Пластилин имеет свои характерные свойства: мягкость, пластичность, клейкость, водонепроницаемость, способность сохранять форму, размягчаться под воздействием тепла, деформируясь. В зависимости от объемности деталей картины могут иметь плоскостное или рельефное изображение.

Плоскостные пластилиновые рисунки имеют ровную поверхность, напоминающую масляную живопись. При рельефном изображении фигуры слегка выступают над поверхностью. Ручной способ нанесения пластилина более эффективен, потому что согретый пальцами материал под давлением ровно и прочно соединяется с основой. Рельефность на поверхности деталей можно получить продавливанием тонких бороздок стеками различной формы, расческой, штампами.

В работе с пластилином используем следующие приемы:

  • пластилиновые мазки (круговые и наклонные),
  • пластилиновые валики или веревочки,
  • пластилиновые шарики и др.

Таким образом, целенаправленная коррекционно-воспитательная работа с детьми на занятиях по изобразительной деятельности и художественному конструированию положительно сказывается на всестороннем развитии личности ребенка, создает прочную базу для дальнейшего обучения в школе.

Под влиянием правильно осуществляемого обучения совершенствуются познавательные процессы:

  • восприятие,
  • воображение,
  • произвольное внимание,
  • мыслительная деятельность.

Занятия в детском саду рисованием и художественным конструированием содействуют развитию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сфер. Кроме того, развивается речь и как следствие способность ребенка к социальной адаптации. Строя коррекционную работу с детьми, важно учитывать особенности изобразительной деятельности дошкольников с отклонениями в развитии, применять специальные педагогические методы и средства, правильно определять содержание обучения в соответствии с зоной ближайшего развития.

Автор — Марина Юрьевна Безделева, заведующая муниципальным дошкольным образовательным учреждением детским садом № 63 компенсирующего вида Вахитовского района г. Казани.

Материал предоставлен журналом РЕБЕНОК В ДЕТСКОМ САДУ, № 3 за 2010 год.