ребенок в детском саду

подготовка к школе, школа

Обучение чтению ребёнка-дошкольника – это первый этап, с которого начинается образование. Чаще всего вопросом «как научить ребёнка читать» задаются сами родители, потому что эта обучающая деятельность возникает и развивается в стенах дома, и родители практически всегда сами выступают в качестве педагогов. И это вызвано не сколько необходимостью, сколько желанием родителей внести личный вклад в дошкольное образование и обучение ребёнка. Каждый родитель должен иметь понятие о современных методах обучения чтению, чтобы заниматься с ребёнком дома.

Рассмотрим самые распространённые современные методики, которые подскажут, как научить читать будущего первоклашку.

Как научить ребёнка читать по фонемному методу

Фонемный метод предполагает, что за единицу чтения берётся одна буква. Это самый популярный метод, который использовался и до сих пор используется чаще всего, если перед родителями и педагогами встаёт вопрос, как научить ребёнка читать. Сначала ребёнок изучает буквы, а потом уже из них складываются слоги и слова.

Минусы фонемного метода:

  • Ребёнку сложно произносить отдельные буквы, это не соответствует его физиологии и особенностям детской речи. Обратите внимание на то, что даже названия букв гораздо легче произносить как слоги («ЭМ», а не «М» и т. д.).
  • Если ребёнок заучивает отдельные буквы, ему сложнее осилить понятие о слогах, понять, как одна буква соединяется с другой, и чем «М» отличается от двух букв «ЭМ». Для того чтобы процесс чтения стал полноценным и не был просто зазубриванием отдельно взятых букв и слогов, требуется, чтобы у ребёнка полностью сформировалась аналитико-синтетическая мыслительная деятельность. Обыкновенно она не сформирована на тот момент, когда ребёнка начинают учить читать, отсюда и все трудности. Аналитико-синтетическая деятельность формируется лишь в 6,5-7 летнем возрасте, и тогда фонемный метод успешно применяется для обучения ребёнка чтению.
  • Фонемный метод, использующийся для того, чтобы научить ребёнка читать, можно назвать слишком традиционным – он требует, чтобы малыш сидел за столом перед букварём. Однако современным учителям и родителям доступны куда более подвижные, активные, интересные способы обучения чтению, которые оставляют гораздо больше простора для творчества, самовыражения и стимуляции целостного развития ребёнка.

Плюсы фонемного метода:

  • Метод лёгкий для обучающих, для него можно использовать хоть обычный советский букварь. Он прекрасно подходит для домашнего обучения.
  • Метод повсеместно применяется уже не один десяток лет. Вы сами, скорее всего, учились по этому методу, а значит, вам легко будет обучить ребёнка чтению с помощью него.
  • Метод применяется в большинстве ДОУ и практически во всех школах – ребёнка не надо будет переучивать в случае перехода из одного образовательного учреждения в другое.

Как научить ребёнка читать по складовому методу

В этом методе единица чтения представлена не буквой, а цельным слогом (гласная + согласная). Среди методик, позволяющих научить ребёнка читать по слогам, самая известная методика – кубики Зайцева. Этот метод также был распространён в досоветское время и, к тому же, его использовал и рекомендовал Лев Толстой.

Популярную методику кубиков Зайцева отличает обязательное отсутствие алфавита (в качестве наглядных пособий, разрезных и магнитных букв и т. д.) на начальных этапах обучения чтению.

Кроме кубиков Зайцева, к складовому методу относятся

  1. методика ребусов Льва Штенберга,
  2. методика супругов Битно,
  3. букварь Бахтиной.

Минусы складового метода:

  • Вряд ли среднестатистический родитель без специальных знаний и материалов сможет использовать этот метод для того, чтобы научить ребёнка читать в домашних условиях. Для этого, скорее всего, нужно будет отдавать ребёнка в специальный центр или в то ДОУ, где практикуют этот метод для решения вопроса, как научить ребёнка читать. Родителям, которые сами решат учить ребёнка читать по кубикам Зайцева, потребуется приобрести и прочитать массу методической литературы (не слишком понятной для неспециалиста), а также достаточно наглядные пособия, собственно кубики, таблицы. Если родитель хорошо ориентируется в этой методике, то он сможет реализовать её при помощи одного самого элементарного набора кубиков и таблиц, но неопытный человек рискует заблудиться и запутаться в массе всевозможных доступных для приобретения материалов.
  • Методика разрабатывалась для группового обучения, и при её использовании в индивидуальных занятиях резко снижает свою эффективность. Это, опять же, большой минус для домашнего обучения.
  • Реклама часто обещает неслыханные и ничем не подтверждённые результаты, которые вполне могут не оправдаться на практике.
  • На заключительном этапе процесса, цель которого — как научить ребёнка читать, требуется значительная корректировка и ориентация ребёнка на обычную фонетическую систему чтения, которая принята в школах. В противном случае могут возникнуть серьёзные затруднения в процессе школьного обучения. Эта задача довольно деликатная, и решить её с успехом могут только специалисты.

Плюсы складового метода:

  • Метод обучения чтению по слогам природосообразен, то есть учитывает естественные особенности детской речи и детского восприятия.
  • Способствует всестороннему развитию ребёнка, задействует все каналы ощущений и восприятия, работают все зоны головного мозга. Поэтому методика имеет ещё и очень полезный эффект, позволяющий корректировать и устранять задержки психического развития, сглаживать врождённые или приобретённые недостатки в функционировании центральной нервной системы.
  • Метод побуждает ребёнка к двигательной активности, кроме всего прочего позволяет развивать и мелкую, и крупную моторику, что, несомненно, очень важно для дошкольника.
  • Сравнивая эффективность всех доступных на данный момент методов обучения ребёнка чтению, можно с уверенностью утверждать, что складовой метод при правильном применении даёт самые быстрые результаты.

Как научить ребёнка читать по глобальному методу

В глобальном методе обучения чтению за единицу берётся целое слово. Иностранный метод глобального чтения Домана заимствован Маниченко и адаптирован под русский язык (программа «Читаем с пелёнок»). До этого метод глобального чтения с успехом применялся в советской сурдопедагогике при работе с детьми, имеющими нарушения слуха.

Суть метода достаточно проста: ребёнку просто показывают карточки со словами и картинками, и в его памяти откладывается слово целиком, его графический символ и значение.

Минусы глобального метода:

  • Методика предполагает пассивность ребёнка – он лишь сидит и смотрит на карточки со словами, которые показывают ему в течение секунды. По сравнению с другими методами, глобальное чтение похоже на техническую процедуру загрузки информации в компьютер.
  • Методика практически недоступна для непрофессионалов и с трудом реализуется в условиях домашнего обучения.
  • Чтобы метод работал идеально, у ребёнка должен быть абсолютно «чистый» мозг, без каких-либо нейропсихических отклонений и нарушений. По статистике, какие-либо отклонения имеются у 80% дошкольников. Кроме того, ребёнок должен иметь развитый интеллект, интуицию, чтобы самому осмыслить принцип чтения, и повышенный предел зрительного восприятия. Для большинства детей 2-3 лет этот метод совершенно бесполезен.
  • Методика Домана рекомендует использовать слова красного цвета, а последующие исследования это опровергают, доказывая, что лучше использовать синие или зелёные буквы в словах.
  • Метод глобального обучения чтению изначально создавался для английского языка, который, как известно, гораздо проще, чем русский, что порождает многочисленные трудности при адаптации для русского языка.

Плюсы глобального метода:

  • Если метод подходит для ребёнка, то он показывает действительно впечатляющие результаты и позволяет вырастить настоящего юного гения, обладающего энциклопедическими познаниями и опережающего сверстников в интеллектуальном развитии.
  • С точки зрение физиологии, этот метод более естественен, чем фонетический метод.
  • В Интернете можно найти массу карточек в формате презентаций Power Point – их даже можно не распечатывать, а показывать ребёнку на компьютере или при помощи проектора.

Автор — педагог-психолог Анна Макарова.