Автор — Учитель начальных классов Добрыднева Наталья, МОУ СОШ № 7, г. Щёкино Тульской обл.
Все российские школы в 2011-2012 году перешли на новые Стандарты начального общего образования. Поэтому в начальной школе уже на первых этапах предлагается вести портфолио первоклассника.
В толковом словаре портфолио объясняется как итал. portfolio — ‘портфель, папка для документов’.
В эту папку включаются фотографии ребенка, его грамоты, сертификаты за участие в различных конкурсах, творческие работы, поделки, а также проекты, которых достаточно много по каждому предмету в начальной школе.
Поступая в первый класс ребенок мало что умеет делать самостоятельно, поэтому на первых этапах работы с портфолио ему необходима помощь взрослых: учителей и родителей.
Нужно помнить, что на первых этапах оформления портфолио первоклассника помощь взрослых максимальна, а затем нужно приучать ребенка к самостоятельной работе. Надо заинтересовать ребенка, объяснить значимость портфолио.
Раз школы переходят на новую ступень обучения, то меняются и основные задачи обучения и воспитания.
Основные задачи обучения и воспитания:
- оптимальное развитие каждого ребенка;
- помочь ребенку раскрыть свои таланты, помочь поверить в собственные силы;
- создать такие условия, чтобы ребенок хотел учиться, понимал бы необходимость получения новых знаний для дальнейшей взрослой жизни;
- осуществлять тесную взаимосвязь семьи и школы.
Портфолио первоклассника как нельзя лучше способствует раскрытию всех перечисленных задач.
Портфолио первоклассника можно сделать самим, но можно и купить.
Я хочу остановиться на портфолио Мишакиной Татьяны Леонидовны, которое рассчитано на четыре года обучения.
На первой странице даются правила оформления портфолио. Ребенку предлагается наклеить свою фотографию в первом классе. Рядом расположено окошко для фото в четвертом классе. Это уже сразу вызывает интерес у ребенка и включает его в поисковую деятельность.
На первых этапах ребенку нельзя обойтись без помощи родителей, а это лишь будет скреплять взаимосвязь детей и родителей.
В портфолио первоклассника есть задание, где нужно отметить в квадратах то, что умел ребенок делать до поступления в школу. Этот раздел портфолио дает возможность первокласснику научиться анализировать, объективно оценивать свои знания и умения.
Лист моих взаимодействий в школе в портфолио первоклассника является показателем самочувствия ребенка. Оценивая свои взаимоотношения с учителями, одноклассниками, родителями, близкими, ребенок, не осознавая сам, показывает, комфортно ли ему в школьном коллектив и дома или нет. Анализируя данную страничку, учитель сможет понять душевное состояние ребенка и, при необходимости, придет на помощь первокласснику.
Работая над портфолио первоклассника, можно включить следующие разделы:
- «Мой мир»,
- «Моя учеба»,
- «Мне интересно» ,
- «Мое творчество».
В разделе «Мой мир» ребенок может рассказать о своем имени, о своей фамилии, с помощь взрослых составить родословное древо. Можно рассказать о своих родителях: как зовут, где работают, чем увлекаются. Можно сделать фотовыставку на тему «Моя семья» и защитить свою работу. Очень интересно проходит защита, когда приходят родители, бабушки, дедушки.
Можно поместить в портфолио первоклассника рассказ о любимых местах родного города, сделать фотографии любимого уголка, места, где чаще всего бывает с родителями. Можно включить карту города с пометками, где расположен дом, школа, достопримечательности города. Впоследствии можно организовать совместную поездку детей и родителей по достопримечательным местам родного города.
В разделе «Мне интересно» можно поместить рисунки, фотографии, мини-сочинения о своих увлечениях, о впечатлениях, о поездках, об экскурсиях. Изучая этот раздел, можно понять, чем интересуется ребенок, что ему интересно. Это поможет как учителю, так и родителям, лучше увидеть внутренний мир ребенка, раскрыть его таланты.
В разделе «Мое творчество» в портфолио ребенок включает свои творческие работы, проекты по разным предметам, поделки, рисунки.
Родителям нужно понять , что ведение портфолио первоклассника необходимо в первую очередь для ребенка.
Заполняя портфолио, первоклассник учится анализировать свою работу, выражать свои мысли, раскрывает свои индивидуальные способности. Защищая свои работы, ребенок повышает самооценку и уверенность в собственные возможности.