ребенок в детском саду

школа

Подготовка к школе — обязательный этап, который предстоит пройти любому ребенку дошкольного возраста. Практически в каждом образовательном учреждении, будь то частный развивающий центр или муниципальные детский сад и школа организуются курсы для будущих первоклашек. Курсы пользуются большим спросом у родителей, и они готовы ежемесячно выкладывать круглую сумму денег для того, чтобы ребенок пошел в школу читающим, пишущим, умножающим и складывающим.

Умы родителей занимает вопрос, как, а самое главное где ребенку дадут лучшую подготовку к школьной жизни. Вопрос о том, нужна ли эта подготовка и вообще стоит ли ей заниматься, даже не стоит. Итак,

  • 42% родителей водят детей на дополнительный кружок в детском саду,
  • 35% мам и пап предпочитают, чтобы ребенок познавал азы чтения и правописания непосредственно в школе,
  • 10% выбирают для подготовки к школе психологический центр,
  • 8% занимаются самостоятельно дома с детьми,
  • 6% обращаются к услугам репетитора для того, чтобы ребенок пошел в школу подготовленным.

Как мы видим, подготовка к школе в домашних условиях и с репетитором разместились на последних рядах.

Подготовка к школе в домашних условиях: плюсы и минусы

Однако тем не менее, подготовка к школе в домашних условиях имеет ряд преимуществ, которые не следует списывать со счетов.

Плюсы:

Во-первых, подготовка к школе в домашних условиях, пожалуй, самый экономный вариант. Те деньги, которые вы могли бы потратить на оплату курсов, вам еще пригодятся — для покупки школьных принадлежностей.

Во-вторых, вы сами решаете, как построить занятие, какие предметы проходить, когда делать перерыв — вы босс. Подготовка в этом случае индивидуальная, нацеленная на возможности ребенка.

В-третьих, время, проведенное с ребенком, это дополнительный плюс в вашу копилку доверительных отношений, дружбы. Однако не стоит забывать про положительную атмосферу, в которой должны проходить занятия.

Минусы:

Подготовка ребенка к школе в домашних условиях — это палка о двух концах.

Во-первых, не каждый родитель может похвастать педагогическим образованием. Конечно, вы по наитию можете заниматься по методичкам и пособиям, но этого недостаточно. Нужен профессиональный подход. Ошибки в данном случае недопустимы.

Во-вторых, ребенок проходит подготовку в уже знакомых четырех стенах и не приучается работать в коллективе, привыкает к тому, что все внимание уделяется только ему одному. Принципы обучения в школе основываются на коллективизме, где нет «я», а есть «мы».

Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?

Если вы решили готовить ребенка самостоятельно к школе дома, то необходимо следовать простым правилам.

Правило 1: Занятия не должны быть принудительными. Достаточно «заставить» ребенка что-то делать, и у него может появиться отвращение к этому на всю жизнь. Ребенка надо заинтересовывать.

Правило 2: Занятия должны быть систематическими и непродолжительными. Рекомендуемое время для проведения занятий — 15-20 минут, ежедневно.

Правило 3: Стройте занятия на смене деятельности. Если вы вначале выполняли логические упражнения, то после перерыва порисуйте, займитесь творчеством.

Правило 4: Делайте упор на игровой момент. Игра — основной вид деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Не надо копировать процесс обучения в школе «строгих правил», где вставание из-за парты равносильно срыву урока. Не лишайте ребенка детства. Просто сделайте это детство интересным и интеллектуально насыщенным.

В чем заключается подготовка к школе? 

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник.

В магазинах глаза разбегаются от обилия пособий и книг с названиями «Подготовка к школе в домашних условиях». Однако можете ли вы быть уверены в том, что заставив ребенка выучить названия всех столиц мира, вы добавите ему желания ходить в школу, сделаете его успешным в учебе? Навряд ли. Ребенку будет даваться учеба, если он будет к ней готов, даже не в интеллектуальном плане, а, скорее, в физическом и моральном: если школьные нагрузки не будут для него слишком напряженными, если он не будет болеть, если ему будет интересно. Успехи в учебе зависят как раз больше от желания.

Общей системы подготовки для всех детей не существует, так как все дети разные. Поэтому рекомендуется за год до школы посетить детского психолога, который определит уровень развития ребенка и подскажет, на что обратить внимание родителям, поможет выстроить план обучения.

Напичкать ребенка энциклопедическими знаниями никогда не поздно, а вот переучить его будет сложно. При этом, многие педагоги младших классов замечают, что, да, дети приходят в школу настоящими вундеркиндами: умеют читать, считать, могут наизусть рассказать «Евгения Онегина», а вот элементарные навыки у них хромают. Они банально не умеют складывать аккуратно вещи. Поэтому подготовка к школе в домашних условиях заключается и в овладении навыками ухода за собой.

Про готовность к первому классу написано много полезной информации. Однако подготовка к школе в домашних условиях — это не только решение задачек, чтение по слогам. Это еще и привитие ребенку любви к спорту, который укрепит здоровье и выносливость маленького человека. Это и совместное творчество, которое помогает развить столь необходимую для школы мелкую моторику: рисование, лепка. Это и чтение книг на ночь, во время которого ребенок расширяет кругозор, тренируется правильно задавать вопросы, строить диалог. Это и приобщение ребенка к домашним делам, когда он учится чему-то новому, учится быть отзывчивым.

Рекомендуем к прочтению:

  • Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе? — М.: Вентана-Граф, 2001
  • Что такое школьная зрелость? Справочник для родителей будущего первоклассника. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999
  • Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Владос, 2001
  • Кабанова М.Н. Готовимся к школе. СПб.: «Издательский Дом «Нева»; М.: Олма-Пресс, 2001
  • Ковалева Е., Синицына Е. Готовим ребенка к школе. — М.: Лист-Нью, 2000
  • Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? — М.: Знание, 1994

Автор — Даниленко Мария.