ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

Залог хорошей адаптации первоклассника к учебе – великолепная подготовка к школе. Образовательное учреждение проверяет на прочность не только интеллектуальную сферу ребенка, но и эмоционально-волевую, мотивационную, коммуникативную. Каждая из этих сфер нуждается в особом внимании. Потому подготовка к школе всегда должна быть комплексной и включать в себя целый ряд мероприятий.

Традиционно подготовка к школе представляет собой целый курс занятий. Он призван:

  • обучить ребенка различать цвета и формы;
  • познакомить его с такими мыслительными действиями, как классификация и обобщение;
  • научить считать;
  • расширить кругозор малыша;
  • сформировать навыки рассказа по картинке;
  • развить зрительно-моторную координацию, обеспечивающую освоение письма;
  • улучшить внимание и память.

Сегодня подготовка к школе может осуществляться в нескольких вариантах. Наиболее распространенные:

  • детсадовская подготовка к школе;
  • подготовка к школе на дому;
  • подготовка к школе с репетитором;
  • занятия в школе, которую начнет посещать ребенок с первого сентября;
  • занятия в психологическом центре.

Проанализируем плюсы и минусы данных вариантов подготовки к школе. Каждый из них имеет свои особенности.

Подготовка к школе в детском саду

Большинство детских садов готовит малыша к обучению в школе. Ежедневно с детьми проводится несколько занятий, развивающих навыки счета, пересказа, расширяющие кругозор. Подобные занятия в детском саду обеспечивают интеллектуальную подготовку к школе. Они поддерживают и укрепляют познавательные интересы малыша. Эмоциональная сфера ребенка развивается через занятия рисованием, пением, танцами. А коммуникативные навыки формируются всей средой детсадовской группы.

Психологическими исследованиями неоднократно доказывалось, что дети, которые не посещают сад, поступая в школу, менее успешны в общении. Именно в саду ребенок учится договариваться, решать конфликты и дружить.

  • Плюсы

Главным плюсом детсадовской подготовки к школе являет то, что педагог наиболее осведомлен об уровне развития каждого ребенка. Длительный опыт взаимодействия с детьми дает воспитателю сада представление о «пробелах» подготовки к поступлению в первый класс каждого из воспитанников.

  • Минусы

Из минусов можно отметить отсутствие должного индивидуального подхода к малышу. Сегодня садики переполнены, и педагогу на занятии тяжело охватить вниманием всех воспитанников.

Подготовка к школе на дому

Домашнюю подготовку может осуществлять как мама, так и кто-то из родных.

  • Плюсы

Плюсом этого варианта является его экономность. Материалы, которые могут понадобиться для занятий, можно найти в интернете. К тому же, если очередному «уроку» вдруг помешают домашние хлопоты, его всегда можно перенести.

  • Минусы

Но, все же, данный вид подготовки, оставляет желать лучшего, если у мамы и родственников нет педагогического образования. Результатом домашних занятий часто становится фрагментарная подготовка к школе. К примеру, ребенок умеет читать, но не может составить рассказа по картинке. Или способен посчитать до ста, но не владеет навыками обратного счета. К тому же, занятия с родными не дисциплинируют, не развивают навыков общения со сверстниками.

Подготовка к школе с репетитором, имеющим педагогическое образование

  • Плюсы

Данный вариант – один из лучших в отношении интеллектуального развития.

  • Минусы

Вот только он не дает малышу опыта общения и совместного обучения со сверстниками. Ребенок привыкает к тому, что все внимание педагога приковано к нему. В дальнейшем малыш сильно расстраивается, обнаружив, что на уроке учитель может долгое время игнорировать его поднятую для ответа руку.

Подготовительные занятия в школе

  • Плюсы

Подготовительные занятия в школе дают ребенку возможность быстрей влиться в новый детский коллектив, привыкнуть к педагогу. Именно будущий учитель знает, какие содержание и уровень подготовки для него желательны. Потому благодаря занятиям с ним ребенок будет максимально соответствовать требованиям образовательного учреждения.

  • Минусы

Правда, нередко учитель превращает подготовительные занятия в обычные уроки. У педагога может присутствовать формальное отношение к подготовке, склонность к муштре.

Есть и еще один минус занятий в школе. Даже на курсы подготовки дети приходят с разным интеллектуальным багажом. Детское развитие скачкообразно, неравномерно. Бывает, малыш, в отличие от сверстников, не хочет учить буквы, но проходит какой-то месяц, и кроха почти без посторонней помощи осваивает чтение. Педагог же, имея дело с ребенком, слегка отстающим пока в развитии от будущих одноклассников, может навесить на него ярлык «неуспевающего». Нелестная предварительная оценка немало осложнит жизнь ребенка в дальнейшем. Ведь однажды сформировав мнение об ученике, педагогу сложно его менять.

Подготовка к школе в психологическом центре

Один из лучших вариантов подготовки – специальные курсы при различных психологических центрах. Малыши занимаются в небольших по размеру группах. Это дает возможность педагогу охватить вниманием всех детей, а каждый отдельный ребенок получает полигон для отработки навыков общения.

  • Плюсы

К тому же, в центрах перед началом курса занятий проводят психологическую диагностику. Благодаря ей педагог прекрасно осведомлен о способностях и слабых местах каждого ребенка. В процессе курса занятий диагностика нередко повторяется, что помогает отслеживать эффективность обучения малыша.

Психолог центра обязательно поработает и с эмоциональными проблемами ребенка. Малыш сможет избавиться от страха перед переменами в процессе разных веселых игр со сверстниками.

Если ребенок не посещал детского сада, занятия в психологическом центре – лучший вариант подготовки к школе.

  • Минусы

Единственным минусом данного варианта является его дороговизна.

Главная задача подготовки к школе во всех ее вариантах – сформировать у ребенка желание быть школьником. Когда малыш ждет не дождется первого сентября, можно быть уверенным: к учебе он адаптируется. Пробелы в знаниях и навыках легко ликвидируются, если на уроки ребенок спешит с улыбкой и нетерпением.

Автор — психолог Елена Трифоненко.