ребенок в детском саду

подготовка к школе

Почему сегодня Петя просыпался десять раз? Потому что он сегодня поступает в первый класс!..
А. Барто

Поход в школу – событие волнительное для всех участников процесса: родителей, детей, учителей. Для кого больше – хороший вопрос. Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от настроения родителей. Поэтому, если родители паникуют, боятся, то и ребенок будет вести себя не менее спокойно.

О том, насколько ребенок готов к школе, свидетельствует его самостоятельность. Что значит быть самостоятельным в старшем дошкольном возрасте? Быть уверенным, действовать без помощи взрослого, быть готовым искать ответы на поставленные вопросы.

Первый класс – сама по себе стрессовая ситуация. Новая обстановка, новый коллектив, новые требования. Все это усугубляет ситуацию. И если ребенок не уверен в себе, привык делать все, как говорят родители, то он просто растеряется и может замкнуться в себе.

Всего этого можно избежать, соблюдая правильную тактику воспитания. Подготовка родителей к школе включает в себя четкую линию поведения с ребенком, в которой нет места гиперопеке. От родителей требуется набраться терпения и помогать ребенку в его освоении самостоятельного пути.

Подготовка родителей к школе — первое, на что следует обратить внимание перед первым классом.

Подготовка родителей к школе. Воспитываем самостоятельность

«Прививка» самостоятельности имеет как долгий подготовительный этап, так и длительный эффект — практически на всю жизнь. Грамотно выстроенные взаимоотношения с ребенком — естественный процесс, который проявляется в каждодневном общении.

Как следует себя вести родителям будущего школьника?

  • Никогда не запугивайте ребенка перед школой. Фразы вроде «Таких детей не берут в школу», «Ты будешь получать одни двойки» прочно оседают в памяти, программируя на отрицательный результат.
  • Читайте вместе с дошкольником художественную литературу о школе, смотрите и обсуждайте мультфильмы. Вы сами почувствуете момент, когда ребенку наскучат сказки, а повести вроде «Баранкин, будь человеком» или «Костя Малеев в школе и дома» дошкольник воспримет с энтузиазмом. Истории про ребят-двоечников, описанные с юмором, в ходе которых дети исправляются, очень положительны. Дело ведь здесь вовсе не в оценках, а в лени и способности ее побороть, сделать для себя важные выводы.
  • Не возлагайте непосильных задач для ребенка, не говорите: «Ты будешь лучшим». Доверьтесь школьным учителям и естественному течению процесса. Жизнь сама покажет, кто лучший, а кто просто хороший.
  • Общайтесь с ребенком на равных, обращайтесь к нему за советом, обсуждайте насущные дела. Ежедневными беседами на взрослом уровне вы дадите понять ребенку, что видите в нем равноценного собеседника, готового принимать самостоятельные решения.
  • Чаще хвалите ребенка, формируя ситуацию успеха. Это придаст ему сил.

Игру никто не отменял

Интересно то, как родители воспринимают свою миссию перед ребенком. Лет за 5-6 до школы начинают его учить буквам, цифрам и другой премудрости, то есть выступают за раннее развитие. Причем нередко это раннее развитие идет в ущерб другой важной составляющей детства — игре.

На вопрос о том, как вы играете с ребенком, мама шестилетнего дошкольника отвечает: «Приходим из детского сада, садимся, выполняем задачи на вычитание, сложение, уравнение. Читаем». Об игре не слова. Не удивительны становятся результаты опроса, проведенного в дошкольном учреждении: родители на вопрос об основных ценностях, которые ребенок должен приобрести в детском саду, отвечают: «научиться писать и считать».

Многие действительно полагают, что если ребенок пишет или читает, то он более подготовлен к школе, более развит, если хотите. С одной стороны, да. Но с другой стороны, эти навыки ничего не дают для личностного роста. Игра учит ребенка выстраивать отношения, думать над своими словами, правильно формировать мысли, искать ответы на житейские вопросы, фантазировать.

Зубрежка для будущей жизни мало что даст, а вот фантазия, творчество, выдумка – позволят выйти из самых, даже сложных ситуаций. Кроме того, это возможность абсолютно искренне, без условностей побыть вместе с ребенком, также удивиться его интересной находке, как лечить заболевшую куклу или отправиться на незнакомую планету, а не испытать раздражение от того, что дважды два, может, и не четыре?

Рабочие тетради

Родители не должны обучать ребенка, но они могут сделать все возможное для того, чтобы ребенок был готов к обучению.

В частности, если мы говорим о подготовке детей к письму, то здесь важно обратить внимание на следующие факторы:

  • Развитие мелкой моторики рук (выполнение поделок, собирание пазлов, игры с мелкими сыпучими материалами).
  • Рисование, в первую очередь, декоративное: узоров, орнаментов. Ребенок узнает расположение элементов на плоскости, развивает глазомер.
  • Раскрашивание оказывает положительное влияние. При этом, важно обращать внимание на то, чтобы ребенок делал это аккуратно, не выходил за пределы линий. Особенно важна штриховка.
  • Графические диктанты, которые помогут развить навыки счета, пространственное мышление, научат вписывать в квадрат различные изображения: линии, крючки, овалы, треугольники.

Занятия, включающие активную работу руки (рисование, письмо, штриховка) специалисты советуют ограничить по времени 7-10 минутами. При этом, взрослый должен обеспечить условия, в которых ребенку было бы удобно трудиться: мебель должна четко соответствовать росту, свет — падать слева. Кисти и локти должны лежать на столе. Ребенок должен сидеть прямо: не наваливаться на стол, не подкладывать под себя ноги, не скрещивать их.

Автор — Даниленко Мария.