Автор — педагог-психолог Анна Макарова
Всех родителей дошкольников посещает извечный вопрос: поступление в школу лучше отложить до полных семи лет или отдать ребёнка в первый класс в 6 лет? Безусловно, у каждого родителя своё личное мнение на этот счёт, ведь никто не может знать особенности ребёнка лучше. Однако не всегда материнская или отцовская оценка может соответствовать действительности, и бывает, что в погоне за некими идеалами и удовлетворением своих целей, родители упускают реальные возможности ребёнка, не замечают его настоящие слабости и сложности.
Стремление идеализировать своего ребёнка и выставить его успешным гением на фоне других малышей-ровесников, очень часто мешает папам и мамам объективно посмотреть на своё чадо и сделать тот выбор, который не причинит ребёнку никакого вреда.
В первый класс в 6 или в 7 лет?
Эта «война» длится уже не один десяток лет, а её разгар приходился на то время, когда стало модным гоняться за ранним развитием детей. Десятки педагогов и психологов клялись, что смогут подготовить юного гения к такому важному моменту в его жизни, как поступление в школу, когда ему не исполнится ещё и полных 4-х лет. Мамы с гордостью рассказывали подругам истории успеха их шестилеток в первом классе и радовались тому, что дитя сэкономило один год, и сможет теперь раньше всех поступить в ВУЗ, а значит, раньше всех его закончить и получить престижную работу. То тут, то там встречались истории про пятилеток, успешно обучающихся в школе и успевших «сэкономить» целых два года в жизни.
На фоне всеобщего бума всё равно оставались те, которые мыслили иначе: они не делали из такой вещи, как поступление в школу, культ, и их дети шли в первый класс, уже отсчитывая восьмой год жизни. Однако в глазах общественности дети-переростки в первом классе всё равно имели какой-то негативный отпечаток, как «тормозящие», «отстающие» и даже «второгодники».
Истоки и цели этой войны вполне понятны: в детстве время имеет совсем иную ценность, и целый год – это колоссальный промежуток времени, который действительно играет огромную роль в жизни ребёнка. А поступление в школу – это ключевой момент всего детства, поэтому легко понять родителей, терзающихся вопросом правильного определения этого момента. Особенно тяжело в этом отношении родителям «октябрят», «ноябрят» и, в первую очередь, «декабрят», которые мучаются данным вопросом вдвойне.
В первый класс в 6 лет: плюсы, минусы и особенности
К плюсам поступления шестилеток в школу можно отнести действительно «сэкономленный» год (хотя этот плюс ещё можно оспорить) и то, что в более раннем возрасте психика ребёнка и его умственные способности действительно более гибкие. Все юные гении, как известно, начинают учёбу раньше сверстников, и истории известны многочисленные примеры выдающихся людей, которые добились огромных высот в обучении в том возрасте, который ещё называют детским.
Но есть и минусы – слишком поступление в первый класс в 6лет грозит многочисленными осложнениями, среди которых отставание в учёбе ещё малое зло. В тяжёлых случаях это может грозить полной дезадаптацией к школе, возникновением «школьных» неврозов и истерических состояний, что в итоге может привести к полной неспособности ребёнка продолжать обучение в школе и вообще находиться в каком-либо коллективе. И вместо выигранного года ребёнок может получить поломанную жизнь.
Среди детских психологов нет единодушного подтверждения того мнения, что поступление в школу в 6-летнем возрасте обязательно вредит ребёнку.
Некоторым шестилеткам и, особенно, декабрятам, действительно лучше пойти в школу сейчас, а не откладывать это дело на следующий год. Но это относится далеко не ко всем детям. Практически все родители склонны видеть в своём ребёнке гения, но, к сожалению, настоящие вундеркинды встречаются настолько редко, что их появление можно назвать не правилом, а исключением из него.
Чтобы определить, готов ли ваш ребёнок к тому, чтобы пойти в первый класс в 6 лет, недостаточно того, чтобы у него «от зубов отлетали» счёт и чтение.
Главное, на что следует обращать внимание – это психологическая готовность ребёнка к школе.
Сюда входит, в первую очередь, мотивация ребёнка. Не все дети даже из числа способных к учёбе имеют достаточную мотивацию – некоторым в действительности ещё хочется поиграть, побезобразничать и отдохнуть от учёбы. Особенно это касается тех, с кем родители или педагоги усиленно занимались с нежного возраста, готовя их к школе. Если ребёнка с недостаточной мотивацией отправить в школу, то через некоторое время он неизбежно начнёт проявлять признаки расторможенности, переутомления, неспособность к концентрации и многие другие негативные симптомы, из которых впоследствии сложится неутешительная картина. Так что не думайте, что мнение ребёнка о таком важном событии, как поступление в школу, можно не учитывать или учитывать в последнюю очередь – это огромная ошибка.
Даже если ваш шестилетний малыш настроен на поступление в школу и всем своим видом и поведением демонстрирует полную готовность, этого ещё недостаточно, чтобы отдать его в первый класс. Обязательно проконсультируйтесь с детским психологом, но не с тем, который работает в каком-либо центре раннего развития, а лучше с представителем медико-психолого-педагогической комиссии при школе или районном центре образования. Психолог сможет определить, насколько «созрел» ваш малыш, насколько у него развит социальный интеллект и иные важные параметры. На основе полученных данных в ходе разного рода тестирований и опросов, психолог сможет составить прогноз адаптации вашего ребёнка к школе.
Ещё обязательно сводите ребёнка на приём к невропатологу, чтобы убедиться, что его нервная система достаточно крепка и здорова, ведь поступление в школу – это ещё и огромный стресс. Только если психолог составит положительный прогноз, а невропатолог убедится в его полном здоровье, вы можете со спокойной душой назначить поступление в школу на 6-ти летний возраст.
Поступление в школу с 7-ти лет: гармония и отсутствие риска
Возраст 7 лет для такого события, как поступление в школу, единодушно признаётся, как наиболее приемлемый. К этому времени психика ребёнка окрепла, физическое и психическое развитие находятся в гармонии и в стабильном состоянии, и ребёнок полностью готов к серьёзному испытанию, которое представляет собой поступление в школу.
Торопить или не торопить наступление школьного детства – решать вам, но вы должны отдавать себе отчёт обо всех возможных сложностях и негативных последствиях.