Преемственность дошкольного образования подразумевает под собой обеспечение плавного перехода одного этапа образования к другому. Человек учится чему-то новому каждый день на протяжении всей жизни, но тот этап, который охватывается обучением в образовательных учреждениях, начиная с ДОУ, должен быть регламентирован государственными стандартами и требованиями и обеспечивать непрерывность и преемственность образовательных процессов.
Преемственность дошкольного образования наиболее ярко находит своё практическое выражение, например, в создающихся образовательных комплексах, которые объединяют в себе несколько видов учебных заведений.
Преемственность дошкольного образования как важный фактор обеспечения его качества
В жизни и деятельности человека неизбежно наступают какие-либо изменения, иногда инициированные заведённым социальным порядком, обеспечивающимся на государственном уровне. Например, после окончания школы человек в любом случае, вне зависимости от своих личных желаний, должен сменить свой образ жизни, круг общения, ежедневную деятельность, так как после школьного обучения имеется несколько вариантов дальнейшего развития либо карьеры человека, либо его дальнейшего обучения.
Что касается детей, преемственность дошкольного образования призвана сгладить тот момент, когда ребёнок покидает детский сад и поступает в первый класс. Конечно же, детей, которые не посещают ДОУ, этот момент касается несколько по-иному, но нельзя сказать, что при этом преемственность дошкольного образования отсутствует вовсе.
Даже если ребёнок обучается на дому, дошкольное образование всё же реализуется, хоть и без государственного контроля его качества и без соответствия общепринятым и утверждённым законодательно нормам. Особенно, если домашним обучением занимаются не специально приглашённые для этой цели профессионалы, а сами родители без соответствующих навыков и знаний. Но обучение в условиях дома всё же является дошкольным обучением, и оно тоже должно обеспечивать преемственность дошкольного образования хотя бы в минимально доступном функциональном объёме.
В любом случае, преемственность дошкольного образования начинает реализовываться в тот момент, когда ребёнка начинают специально готовить к поступлению в школу, рассказывать ему о том, что такое школа, что такое урок, рисовать ему картины того, как изменится его жизнь с того момента, как он поступит в школу. Но всё же, у детей, которые посещают детский сад, адаптация к школе происходит гораздо легче, а значит и преемственность дошкольного образования достигается на качественно высшем уровне.
Преемственность дошкольного образования и ФГОС
Именно обеспечение такого понятия, как преемственность дошкольного образование, выступило в качестве одной из важнейших предпосылок создания и введения ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта) для детских садов. Одна из целей ФГОС – обеспечить преемственность дошкольного образования и начального школьного образования на практике. Нельзя сказать, что до введения ФГОС в этом плане не наблюдалось никакой практической преемственности: конечно же, она существовала всегда, но именно введённый стандарт образования на государственном уровне позволил перевести её на качественно новый уровень.
Использование ФГОС в дошкольном образовании предполагает, что обучение и воспитание будет строиться таким образом, чтобы у ребёнка сформировались предпосылки к успешному продолжению учебы в школе. На практике создаются все условия для того, чтобы ребёнок от доминирующей в дошкольном возрасте игровой деятельности без труда смог перейти к доминирующей в школьном возрасте учебной деятельности.
В основном, реализация такого обязательного критерия, как преемственность дошкольного образования, лежит на тех специалистах, которые составляют образовательные программы. Следуя новому ФГОС, образовательные программы для детских садов должны будут с более выраженной направленностью на реализацию преемственности. Если же это требование не будет выполняться, эффективность образовательного процесса сможет быть снижена за счёт того, что недостаточная преемственность дошкольного образования и школьного обучения приведёт к тому, что у детей могут возникнуть превосходящие допустимую норму трудности с адаптацией при переходе из детского сада в школу.
Преемственность дошкольного образования в свете создания образовательных комплексов
Наилучшим образом такой принцип, как преемственность дошкольного образования и начального школьного образования реализуется при создании образовательных комплексов, включающих в себя ДОУ и школы. Президент России Владимир Путин положительно прокомментировал инициативу создания подобных комплексов в Москве и в регионах. Отчасти такая необходимость вызвана тем, что в будущем ожидается спад количества потенциальных воспитанников детских садов из-за спада рождаемости, и многие детские сады могут оказаться пустыми. Создание образовательных комплексов в этом случае поможет частично решить проблему.
Кроме того, образовательные комплексы в наилучшем виде позволят реализовать на практике преемственность дошкольного образования. Если в школе и детском саду присутствуют тщательно согласованные образовательные программы, реализуется общий подход к обучению и воспитанию, педагоги придерживаются общих воспитательных принципов – это создаёт наилучшие условия для перехода ребёнка от дошкольного обучения к обучению в начальной школе. Наличие общей административной ячейки позволяет контролировать этот процесс изнутри. С точки зрения самих обучающихся, одно и то же территориальное расположение, общие традиции учебного заведения, общность окружения – все эти факторы обеспечивают лёгкую адаптацию от детского сада к школе без возможных потерь.
Практика внедрения образовательных комплексов даёт прекрасные результаты: преемственность дошкольного образование реализуется с наивысшей отдачей. Это повышает многие показатели качества образования, как уже говорилось выше.
Кроме того, создание образовательных комплексов ещё и предоставляет массу удобств не только для участников педагогического процесса, но и для родителей, которые, устроив ребёнка в детский сад, будут избавлены от необходимости устраивать его ещё и в школу.
Детям тоже будет легче адаптироваться к новым учебным условиям в более устойчивом коллективе, нежели чем в новом коллективе при переходе из детского сада в школу.
Автор — Анна Макарова.