ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

игрушки в детском саду

Рубрика — Организация ДОУ. Управление

Автор — Е. В. Ольшанская

Доля негосударственного сектора в российском дошкольном образовании весьма незначительна, тем не менее частные детские сады, прежде всего с хорошей репутацией, прочно занимают свою нишу в общей образовательной системе.

Я являюсь учредителем и руководителем НОУ гимназии АЛЬБЕРТИНА и ЧДОУ МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА. Мы работаем в этой сфере уже более 10 лет. Следует отметить, что часть родителей отдают своих детей в негосударственное учреждение из-за отсутствия в нем очереди. Мы пристально изучаем спрос населения на нашу деятельность, оперативно реагируем на рост потребностей в наших услугах, расширяя свои площади и открывая новые группы.

Радует факт, что в дальнейшем многие родители не хотят забирать своего ребенка из частного детского сада, даже если подошла их муниципальная очередь. Бывает и так: уйдя по очереди в другой детский сад, ребенок через некоторое время возвращается — срабатывает метод сравнения.

Наш детский сад (как и гимназию) выбрала местом обучения и воспитания для своих детей делегация специалистов из Индии, находящаяся в нашем городе в длительной командировке. Индийские ребята замечательно адаптировались в наших условиях, активно участвуют в культурной жизни детского сада и школы, демонстрируют блестящие успехи в изучении русского языка, радуя своих родителей и педагогов.

Наш детский сад регулярно участвует в детских и профессиональных педагогических конкурсах, занимая призовые места. В 2010 году мы стали победителями на региональном уровне во Всероссийском конкурсе, организованном партией «Единая Россия», «Детские сады — детям» в номинации «Лучший частный детский сад».

Все больше становится родителей, которые подходят к выбору детского сада с позиции качества оказываемых услуг. Таких родителей в первую очередь интересует уровень развивающе-обучающей деятельности, наличие всевозможных дополнительных занятий, кружков и секций, качественной комплексной подготовки к школе.

Все эти возможности предоставляет наш детский сад. Помимо основных программ Кроха и программы воспитания и развития в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, начиная с 4-летнего возраста наших воспитанников успешно реализуется комплексная программа развития Детский сад 2100 в системе Школа 2100 под редакцией академика А. А. Леонтьева.

Проводятся занятия в детском саду по английскому и немецкому языкам, работают театральная и хореографическая студии, кружок рукоделия, кружок по основам православной культуры для малышей, секции карате и плавания, проводятся индивидуальные занятия с логопедом и психологом. Немалое внимание мы уделяем спортивно-оздоровительному воспитанию малышей, привлекая к этой деятельности и родителей: традиционным стал праздник «Папа, мама, я — спортивная семья», осенние и весенние праздники.

Родителей с высоким уровнем требований к детскому саду волнуют и другие вопросы:

  • уменьшение количества детей в группах,
  • обеспечение комфортной обстановки,
  • улучшение присмотра, ухода, питания, медицинского обслуживания и безопасности в учреждении.

Частному детскому саду по силам решить и эти задачи. В частности, по договорным обязательствам в возрастных группах от 2-х до 4-х лет у нас не более 15-ти воспитанников, а в группах от 4-х лет и старше — не более 20-ти (как и требует современный СанПиН), к тому же для разных видов деятельности дети одной группы делятся на подгруппы.

Дополнительное преимущество частных детских садов — возможность транспортировки детишек на собственном автобусе.

Воспитанников МАЛЕНЬКОЙ СТРАНЫ автобусом каждое утро доставляют в детский сад и каждый вечер обратно — по согласованному с родителями маршруту и в обязательном присутствии дежурных воспитателей, обеспечивающих передачу детей из рук в руки.

Очень важен кадровый вопрос. В идеале в каждом детском саду, а в частном — обязательно, должен быть жесткий отбор специалистов. С детьми должны работать педагоги, обладающие высокими личностнопрофессиональными качествами, нацеленные на постоянное саморазвитие, способные осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в работе с детьми и их родителями, быть грамотными, высококультурными и гибкими в общении, способными упреждать негативные ситуации, любящими детей и заслуживающими авторитет у родителей. На создание такого коллектива могут уйти годы. Ну что ж, приходится набираться терпения, чтобы получить команду соратников и единомышленников, нежели брать первого попавшегося человека с улицы.

Заработная плата сотрудников частного детского сада несколько отличается от заработной платы их коллег в муниципальном детском саду. Кроме возможности поднять планку базовой зарплаты, мы вводим разные виды материального стимулирования: за хорошую посещаемость и за высокие результаты в обучении и развитии детей, за использование современных технологий, за инициативу и творческое отношение к труду, за дисциплину, за умение работать с родителями и т. п. Все это, наряду с моральным поощрением, является стимулом к лучшей работе и фактором стабильности в коллективе.

В целом, критериями оценки нашей деятельности являются мнения заказчиков образовательных услуг — родителей наших воспитанников, их удовлетворенность работой детского сада в целом:

  • психологической атмосферой,
  • образовательным процессом,
  • питанием,
  • взаимоотношениями с персоналом и руководством.

Значима для нас и оценка нашей работы официальными органами, регулярно проверяющими наш детский сад, как и другие ДОУ. Единственное, хотелось бы, чтобы количество этих проверок было сведено к минимуму и чтобы они не дублировали друг друга: очень важно заниматься практической деятельностью ради благополучия детей,а не бумаготворчеством.

ПРОБЛЕМЫ В ЧАСТНЫХ ДЕТСКИХ САДАХ

Но не все так безоблачно — проблем у частных детских садов не меньше, чем достижений. Для их решения просим обратить на нас особое внимание всех органов государственной власти — от федеральных до органов местного самоуправления — без помощи и поддержки государства частным детским садам очень трудно выживать.

Первая и самая большая проблема — это поиск и выбор подходящего помещения для осуществления своей деятельности.

Возникает абсурдная ситуация: в городе пустует и постепенно разрушается немало бывших ведомственных детских садов, мы хотим взять эти здания в аренду, вернуть детские сады к жизни — и не можем договориться с руководством ведомства из-за непосильных условий, которые они нам ставят. Наверное, пришла пора вмешаться в эту ситуацию государству. Я думаю, стоит заинтересовать собственников, уменьшив налоговое бремя на них, передав частному инвестору в безвозмездное (либо на льготных основаниях) целевое использование свои основные фонды — здания, требующие реконструкции, коммуникации, земельные участки и т. п.

В свое время нам пришлось сделать не один круг по городу в поисках здания под детский сад: все генеральные директора, к которым мы обращались с просьбой открыть в их здании частный детский сад, сразу же назначали нам просто неподъемную арендную плату, да еще при условии приведения их здания в рабочее состояние полностью за наш счет.

Высокая арендная плата с тенденцией постоянного роста является второй немаловажной проблемой частных детских садов.

И если на муниципальную аренду государство способно повлиять, то арендная плата у собственников, у которых как раз и снимают здания негосударственные образовательные учреждения, государством никак не регулируется. Необходимо учитывать, что нам еще приходится платить и за землю, на которой стоят здания, делать в них за свой счет ремонты, в том числе и капитальные (замена водопроводных и канализационных труб, окон, отопительных котлов, ремонт фасад и пр.). При этом коммунальные услуги рассчитываются по производственным тарифам, как у всего предприятия арендодателя, без учета льгот в оплате на образовательную деятельность. Получается очень солидная сумма в этой расходной части, которая могла бы пойти на благо детей и детского сада, а идет совсем не по назначению.

Если бы государство законодательно закрепило на обоюдовыгодных интересах взаимоотношения между частником-арендодателем и частным детским садом-арендатором, то сразу была бы решена проблема пустующих зданий бывших детских садов.

К числу проблем, с которыми приходится сталкиваться развивающемуся детскому саду, стоит отнести невозможность участия в государственных программах по поддержке малого и среднего бизнеса. Эти программы рассчитаны прежде всего на коммерческие организации, а образовательная деятельность имеет статус некоммерческой.

Существуют также проблемы в получении долгосрочных кредитов на развитие, ремонты и строительство. Банки не рассматривают социальные объекты как привлекательные залоги, и их мало интересует «долгий бизнес», каковым является частное образование. Государство как заинтересованный партнер могло бы выступить поручителем в этих взаимоотношениях и проработать механизм получения частными детскими садами долгосрочных банковских кредитов.

В целом, можно констатировать, что практически параллельное существование муниципального и негосударственного секторов, длившееся полтора десятка лет, закончилось. Дальнейшее их развитие возможно только по пути активного  сотрудничества. Частная инициатива может существенно продвинуть вперед количественное и качественное развитие дошкольного образования при соответствующей организационной и материальной поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

О перспективах сближения и уравнивания государственных и частных образовательных учреждений, и в первую очередь — о перспективах законодательного обеспечения такого уравнивания, говорил в своем Послании Федеральному собранию и наш президент Д. А. Медведев. Хочется, чтобы государство окончательно и серьезно повернулось лицом к частным детским садам и школам и это нашло свое отражение в новом Федеральном законе Об образовании.

Также хотелось бы, чтобы возрос интерес к негосударственным учреждениям и на местах, чтобы региональные власти были заинтересованы поощрять перспективные детские сады, а из федерального бюджета, в свою очередь,  выделялись бы средства для тех регионов, которые имеют целевую программу поддержки негосударственного образования. Тем более что такой опыт есть в некоторых российских регионах, например в Перми, Тюмени,  Свердловской области. Не стоит недооценивать потенциал частных детских садов, ведь за это дело, которое и бизнесом можно назвать с натяжкой, берется далеко не каждый.

Частный детский сад — это хлопотное, ответственное и рискованное дело, по сути, подвижническое, с точки зрения настоящего бизнеса абсолютно неприбыльное.

Заниматься им могут люди, преданные своей профессии, ставящие на первое место педагогическую идею, а потом уже коммерческий интерес. При этом мы не только зарабатываем себе на жизнь, но и создаем новые рабочие места с конкурентной заработной платой. Говоря о трудностях в своей деятельности, нельзя не сказать об изменениях в налоговом законодательстве, коснувшихся нас с 1 января этого года и  ставших непосильным бременем для малого бизнеса, в том числе образования. Да, в конце прошлого года нашими законодателями были внесены поправки в статью 58 Федерального закона от 28.12.2010 № 432-ФЗ, где определен перечень льготных видов деятельности и для них на переходный период 2011—2012 годов установлены пониженные тарифы страховых взносов. Но, несмотря на эти благие меры, общая налоговая нагрузка на организации,  находящиеся на УСН (а это большинство частных детских садов), выросла с 14 до 26 %, то есть почти вдвое, что просто немыслимо. Единый порядок исчисления и уплаты страховых взносов, а также единая с 01.01.11 ставка для всех плательщиков, независимо от применяемого режима налогообложения, неизменно приведет к постепенному разорению и закрытию частных детских садов, что совсем не интересно ни самим детским садами, ни государству. На мой взгляд, в системе налогообложения необходимо делать четкую дифференциацию и в целях поддержки малого и среднего бизнеса пересмотреть величину взимаемых с него налогов.

В целом, мы подошли к такому рубежу, когда государство и частное образование уже не могут просто смотреть друг на друга. Все мы делаем одно важное государственное и — скажу больше — богоугодное дело, и наши пути должны пересечься, а точками пересечения должны стать и новые формы сотрудничества в создании новых детских садов. Для этого требуется основательная нормотворческая и организационная деятельность по развитию частного государственного партнерства в области дошкольного образования.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ И ЧАСТНЫЕ САДЫ

Мы сделали первые шаги в этой сфере, заключив в прошлом и нынешнем годах два муниципальных контракта на оказание услуг населению Калининграда в сфере дошкольного образования. В настоящее время наш детский сад МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА оказывает образовательные услуги не только детям, оформленным в частном порядке, но и 60-ти дошкольникам от 4-х до 7-ми лет, стоящим на муниципальной очереди города. И те и другие дети находятся вместе в одних возрастных группах, в абсолютно равных условиях по содержанию, питанию, получению стандартных образовательных услуг. Различие может касаться лишь сферы дополнительного образования, являющейся платной: дети, оформленные частным образом, получают весь объем образовательных услуг.

Родители же детей, поступающих к нам по муниципальному контракту, выбирают по своему усмотрению  дополнительные занятия из предложенной им сетки. Они вправе и ничего не выбрать, но, как показывает наша статистика, более 70 % «муниципальных» детей посещают от одного до пяти дополнительных занятий, кружков и секций.

Требования к организации дополнительных занятий свидетельствуют о высокой установке родителей на получение их детьми в дошкольном учреждении ключевых компетенций, то есть знаний и умений, необходимых для следующей ступени образования — начальной школы. Важным результатом интеллектуально-познавательной деятельности является достаточно высокий уровень подготовки к школе, который включает как общее состояние развития ребенка, его кругозор, эрудицию, социализацию, личностное взросление, так и более узкие специфические навыки, например, чтения, письма, счета, а самое главное — благополучную психологическую адаптацию детей к школе.

Большинство выпускников подготовительных групп детского сада МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА продолжают обучение в нашей гимназии полного дня АЛЬБЕРТИНА: по своему потенциалу это могут быть разные дети, но у всех у них сформирован стойкий интерес к обучению, к процессу познания вообще, что уже является хорошей предпосылкой для саморазвития ребенка. Дети с удовольствием ходят в школу, они организованные, мотивированные ученики.

Это и есть результат непрерывного и преемственного обучения, воспитания и развития. На наш взгляд, создание
образовательных учреждений по типу «детский сад—школа» вполне логично обосновано и востребовано в современных условиях.

Однако следует отметить, что при приеме детей, поступающих к нам по муниципальному контракту, возникает серьезная педагогическая проблема — существенная разница в подготовке дошкольников к детскому саду. Немало детей, достигших возраста 5—6 лет, впервые перешагнули порог дошкольного учреждения — из-за долгого пребывания вне системы дошкольного образования уровень их социализации и общее развитие оставляют желать лучшего.

Анализ карт наблюдения за ходом адаптации вновь прибывших детей дает следующий результат. Данная категория детей требует дополнительных образовательных мероприятий, целенаправленной психологической работы и усиленного взаимодействия с родителями (законными представителями).

Первым этапом в сопровождении вновь прибывших детей становится диагностика готовности к посещению ДОУ.

На основе суммы баллов по всем показателям каждого ребенка относят к одной из пяти категорий.

  • 1-я категория — готовы к посещению ДОУ, легкое начало адаптации.
  • 2-я категория — в целом готовы к посещению ДОУ, необходима помощь по двум—трем направлениям.
  • 3-я категория — затрудненная адаптация, недостаточная готовность к посещению ДОУ, требуется дополнительная помощь воспитателя и психолога.
  • 4-я категория — сложная адаптация, неготовность к посещению ДОУ по большей части показателей, нуждается в индивидуальном психологопедагогическом сопровождении.
  • 5-я категория — неготовность к посещению ДОУ, нуждается в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении, в работе с привлеченными специалистами, необходима регулярная работа с семьей.

Как видно, наибольшие проблемы в адаптации возникают у детей 5—6 лет — именно воспитанники старшей и подготовительной групп составили основной (до 75 %) приток в этом учебном году, подавляющее большинство из них находилось до этого дома.

Приходится прикладывать огромные усилия всему коллективу, чтобы заполнить пробелы в развитии этих детей, ведь из-за несвоевременной сформированности тех или иных навыков могут возникнуть трудности и в адаптации к школе, и вся эта нежелательная цепочка потянется дальше. А причина все та же — невозможность охвата всех детей дошкольного возраста сетью имеющихся детских садов.

КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Помимо внедрения муниципального заказа, партнерство частного образования и власти может осуществляться путем заключения концессионных соглашений между администрацией города и инвестором. Наш детский сад идет в этом направлении. Так, осенью 2009 года мы выиграли открытый муниципальный конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении нежилого здания с прилегающей территорией, где 10 лет назад функционировал детский сад. Здание досталось нам в плачевном состоянии. По условиям концессии за три года мы должны запустить его в работу.

Наш интерес — освободиться в своей деятельности от бремени аренды, интерес муниципалитета — получить еще один работающий детский сад, в котором часть мест будет занята детьми из муниципальной очереди. Сейчас мы ведем реконструкцию этого здания. Дело нелегкое, но мы за него взялись,  рассчитывая прежде всего на свои силы и средства. Некоторые вопросы надеемся решить с помощью местных депутатов, которые пока на словах обещали поддержку. Так, например, в их силах отменить ежегодную плату за аренду земельного участка, на котором находится здание детского сада (а это более 100 тысяч рублей в год), оснастить прогулочные площадки дорогостоящим оборудованием, помочь решить технические вопросы подключения к коммуникациям и другие вопросы, входящие в компетенцию местных органов.

Мы очень надеемся, что курс на сближение государственных органов и негосударственных образовательных учреждений будет подкреплен, как уже говорилось выше, серьезной законодательной базой в интересах самих учреждений и в интересах государства, что нужные законы будут детально разработаны и изданы в ближайшее время и что совместными усилиями мы решим проблемы детских садов.

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, ноябрь, 2011

детский сад