ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

Автор — А.Д. Кандыкова

Целью игры в детском саду является активизация деятельности педагогов по поликультурному  образованию  детей. Предварительная работа включает в себя консультацию, методический час, изучение нормативных и методических документов.

Материалы и оборудование:

  • листы с заданиями по количеству участников, кроссворды;
  • для демонстрации этапов игры и решенных кроссвордов используется ИКТ — проектор, компьютер, экран.

Ход игры

В  музыкальном  зале  полукругом стоят  столы,  педагоги  рассаживаются за  ними.  Игру  проводит  ведущая.

Деловая игра для педагогов проходит в три этапа:

  • на первом этапе педагоги работают индивидуально,
  • на втором этапе объединяются в пары,
  • на третьем этапе — в три группы с  равным  количеством  участников.

Жюри оценивает работу педагогов в парах и группах по критериям: полнота ответа,  слаженность  работы  в  паре,
группе  (умение  корректно  отстаивать свое  мнение  и  договариваться  с  коллегами). Индивидуальная работа жюри
не  оценивается.

Этап  1

1.  Прочитайте высказывания разных авторов о поликультурном воспитании, образовании.
2.  Подчеркните слова, выражающие суть  высказывания.
3.  Запишите, как вы понимаете суть поликультурного  воспитания.
4.  Зарисуйте  схематично  главный смысл  поликультурности  (по  вашему мнению).

А.Н. Джуринский рассматривает поликультурное воспитание как альтернативу интернациональному социалистическому воспитанию,  формирование  личности вне национальной культуры при условии единства и идеологической интеграции общества. При этом поликультурное воспитание делает акцент на  взаимосвязи
культур,  одна  из  которых  доминирует.

М.А. Богомолова  исходит  из  того, что  поликультурное  образование  по своей  сущности  близко  межнациональному  воспитанию  и  предусматривает  межличностное  взаимодействие, противостоит национализму и расизму. Оно направлено на освоение культурно-образовательных ценностей, на взаимодействие различных культур в ситуации плюралистической культурной адаптации к  иным  культурным  ценностям.

В.В. Макаев., З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова  отождествляют  поликультурное  воспитание  с  формированием личности человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной  среде,  обладающего  развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас,  вероисповеданий.

Ряд  авторов  (Н.Д. Гальскова, Л.Л. Парамонова, В.В. Сафонова, Э.А. Соколова)  связывают  готовность воспринимать  другую  культуру,  другой образ жизни с проявлениями толерантности, ведь только взаимная терпимость людей разных национальностей может противостоять  ненависти.

Этап  2

Объединитесь  в  пары  по  общему признаку (исключить признак работы в одной возрастной  группе). Расскажите
своему партнеру, как вы понимаете суть поликультурного воспитания. Объясните свою схему поликультурности. Нарисуйте общую  схему  поликультурности.

1.  Прочитайте  значения  слов  «толерантность»  и  «этно-»,  взятые  из словарей.
2. Основываясь  на  них,  составьте ваше определение этнотолерантности.

Значение слова «толерантность»

«Википедия»
Толерантность — от лат. tolerare — терпеть,  переносить,  выносить,  привыкать. «Социальная  толерантность»  в  социологии и психологии —  терпимость, умение  спокойно,  без  враждебности воспринимать  чужой образ жизни,  поведение, обычаи, чувства, мнения, идеи, верования, признавать право на существование  других  культур  и  устойчиво сосуществовать  в  мультикультурном, мультиэтническом  обществе.

Словарь иностранных слов
Толерантность  (лат.  tolerantia  — терпение)  —  1)  терпимость,  снисходительность  к  кому  или  чему-л.;  2) биол.,  мед.  полное  или  частичное отсутствие  иммунологической  реактивности,  т. е.  потеря (или  снижение) организмом  животного  или  человека способности  к  выработке  антител  в ответ на антигенное раздражение (ср. сенсибилизация  1).

Современный толковый словарь
Толерантность (от  лат. tolerantia — терпение)  —  1)  иммунологическое состояние организма, при  котором он
неспособен  синтезировать  антитела в  ответ  на  введение  определенного антигена  при  сохранении  иммунной
реактивности к другим антигенам. Проблема  толерантности  имеет  значение при  пересадке  органов  и  тканей…;
2) способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды…; 3) терпимость к чужим мнениям,  верованиям,  поведению.

Значение слова «этно-»
Начальная часть сложных слов, вносящая  значение слова народ (этногенез,  этнолингвистика,  этнопсихология и  т.п.).

Этап  3

Объединитесь в три группы с равным количеством  участников.

I. Решите кроссворд по разделу программы «Детство» — «Ребенок в поликультурной  и  полиэтнической среде»

Вопросы 1-го кроссворда
1.  Один  из  компонентов  содержания  социального  развития  старших  дошкольников  в  поликультурном обществе.
2.  Наиболее ценной для воспитания и обучения дошкольников становится  духовная  _______  и  особенно искусство.
3.  Социально-культурный феномен, обладающий большими потенциальными  возможностями  для  приобщения
дошкольников к различным культурам.
4 и 5. Две формы народной игровой культуры, понятные и интересные детям.
6.  В  произведениях  декоративно-прикладного искусства разных народов отражаются традиционные культурные ценности ___________________________.
7.  Освоение  чего  помогает  дошкольникам понять общность нравственно-этических  общечеловеческих ценностей?

кроссворд

Вопросы 2-го кроссворда
1.  Одна из форм народной игровой культуры, понятная и интересная детям.
2.  Один  из  компонентов  содержания  социального  развития  старших  дошкольников  в  поликультурном обществе.
3.  Ценность (одна из трех) устного народного  творчества.
4.  Общее  в  образах  народно-декоративных промыслов определяется единством нравственных и эстетических ____________________________________.
5.  Произведения разных  видов искусства  близки  эмоциональному  проявлению  ребенка,  его  способности мыслить  образами  и  выражать  свое отношение  к  окружающему  в  разных видах  ________________  деятельности.
6.  Один из трех компонентов этнотолерантности.

кроссворд

Вопросы 3-го кроссворда
1.  Специфика народных декоративных промыслов разных культур (различие в  образах)  зависит  от  _____________
особенностей жизни  этноса.
2.  Один из компонентов содержания социального  развития  старших  дошкольников в поликультурном обществе.
3.  Один из трех компонентов этнотолерантности.
4.  Ценность (одна из  трех)  устного народного  творчества.
5.  Наиболее ценной для воспитания и  обучения  дошкольников  становится духовная культура и особенно ________.
6.  Одна из форм народной игровой культуры, понятная и интересная детям.

кроссворд

II. Выполните задание.

Задание 1
Перечислите основные методы воспитания  этнотолерантности  у  детей 5—6  лет.
Продолжите фразу: «Использование этих методов  обеспечивает  и  способствует…»

Задание 2
Перечислите  методы  воспитания этнотолерантности  у  детей  6—7  лет, которые  не  применялись  в  старшей группе.
Раскройте  суть  метода  проектов  в старшей  и  подготовительной  группах.

Задание 3
Подробно  расскажите  о  методе «Сравнительный  анализ  народных  игр, игрушек,  произведений  народного  искусства».
Составьте план проведения тематического дня «Дружат дети всей Земли» (рекомендованного  к  проведению  авторами  программы  «Детство»).

Решите,  кто  будет  выступать  от вашей  группы. Проводится  обмен мнениями.

Литература

  • Бабаева Т. И. Детство. Примерная основная  общеобразовательная  программа  дошкольного  образования.  — СПб., 2011. —  С. 498—508.
  • Бабаева Т. И. Мониторинг  в детском саду: науч.-метод. пособие. — СПб., 2011. —  С. 172—189.
  • Евдокимова Е. С.  Технология проектирования  в  ДОУ. —  М.,  2006.
  • Лосев П. Н. Управление  методической  работой  в  современном ДОУ. —  М., 2005.
  • Шмонина Л. В. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы. — Волгоград, 2011.

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, №1, 2014 год.