Детское питание — вопрос актуальный для нашего времени. Дети становятся заложниками яркой рекламы ресторанов фаст-фуда и в выборе между полезной и вкусной, но вредной пищей, отдают предпочтение последнему. Вместе с тем растет осознание того, что необходимо возрождать культуру правильного питания, внедрять здоровое питание в детском саду. Программа АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ направлена на пропаганду знаний о здоровом питании и с успехом проходит в детских садах и школах.
Об особенностях программы, ее результатах мы побеседовали с председателем Совета Центра «Доверие» Надеждой Егоровой, ответственной за внедрение «Азбуки» в дошкольные и школьные учреждения Санкт-Петербурга.
— Расскажите, пожалуйста, как родилась идея создать проект «Азбука здорового питания»? Существует ли у современных детей пробел в знаниях о «здоровом питании»? Или проблема в том, что здоровое питание в детском саду не всегда присутствует?
Надежда Егорова: — Программа «Азбука здорового питания» имеет долговременный характер. Инициатива ее создания и разработка концепции принадлежит нашим московским партнерам, АНО Центр информационно-просветительских программ «Доверие». Начиналась программа с проведения «Уроков Здоровья» для младших школьников, 1-5 классы. Потом была переработана, дополнена игровыми и интерактивными элементами и адаптирована для маленьких деток, — средних и старших групп детского сада.
— У детей, как и у родителей, педагогов существуют не просто пробелы в знаниях о здоровом и рациональном питании. У нас отсутствует система пропаганды знаний о здоровом питании, необходимых по возрасту наборах продуктов, витаминов. Быстрое питание, пропаганда фаст-фудов, привлекательная реклама «Макдональдса», проводящего детские праздники, — все это никак не способствует привитию навыков правильного питания. Хотя, почти все дети в школе знают, что в кока-коле растворяется кусок мяса, они пьют эти напитки!
— Проекты и программы, подобные нашей, способны влиять на изменения подхода к питанию детей родителей. Мы слышим, как дети объясняют родителям, что можно, а что вредно есть после наших «Уроков». Наши «Уроки» подталкивают к смене ассортимента продуктов в школьных буфетах, через родительские советы.
— Принимали ли специалисты участие в разработке материала к программе?
Надежда Егорова: — В разработке собственно лекционного материала принимали участие специалисты РАН, московские педагоги и диетологи; адаптацию материалов по возрасту слушателей сделали тоже московские специалисты, сотрудничающие с АНО «Доверие».
— Нужны ли дополнительные материалы, методические пособия для того, чтобы проводить занятия в детском саду в рамках проекта «Азбука здорового питания»?
Надежда Егорова: — Для проведения программы, как в школах, так и в детских садах, разработан целый комплекс вспомогательных и раздаточных материалов. Все консультанты программы проходят несколько обучающих тренингов с психологами и диетологами. Они получают лекционный материал, который должны знать назубок. Как правило, консультантами являются выпускники педагогических ВУЗов или студенты старших курсов, имеющие соответствующую специализацию.
— Для школ и ДОУ (детских оздоровительных учреждений) у нас есть журнал «Азбука здорового питания», пазлы (для малышей), карточки с витаминами, информационные плакаты формата А2. Все эти материалы остаются в учреждении, где проводятся встречи для дальнейшей самостоятельной работы учреждений в этой тематике.
— Каковы результаты программы?
Надежда Егорова: — Не могу не отметить, что по окончании программы в школах ( 2011-2012 гг.), несколько учителей обратились с просьбой помочь в разработке собственной программы для внеклассной работы на тему «Здорового питания». В Санкт-Петербурге занятия прошли в 220 школах.
— В 2012-2013 гг. программа продолжилась в ДОУ. На старте, в ноябре-декабре 2012 года, группа консультантов охватила 4 района города и провела занятия в 70 детских садах. Программа проводилась при поддержке группы компаний Данон-Юнимилк Северо-Запад. Для компании Данон Северо-Запад это социальный проект, и их поддержка выражалась в оплате издания всех раздаточных материалов.
— Особенностью проведения программы для ДОУ в Санкт-Петербурге является привлечение консультантов из центральных районных детских библиотек, у которых есть обязательный функционал, — социально-досуговая деятельность. Специалисты, работающие в библиотечной системе, имеют хорошее и разностороннее образование и навыки культурно-массовой деятельности. Соответствующие консультации со специалистами по тематике данной программы, позволили проводить ее в игровой активной форме, с большой выдумкой и сделать запоминающимся событием для детей и родителей. Программа прошла в марте-мае 2013 года для 200 дошкольных учреждений Санкт-Петербурга. Пробное занятие прошло и в одном из отделений детской больницы, и было принято очень хорошо.
— Для консультантов программы руководство компании Данон организовало экскурсию на производство, с подробным рассказом о всех этапах производства детской молочной продукции.
— В ходе реализации программы, несколько ДОУ выразили желание заключить долговременное соглашение о сотрудничестве с НП ЦСП «Доверие» в качестве экспериментальной площадки, что и было сделано.
— Как можно подключиться к программе?
Надежда Егорова: — Подключать тот или иной детский сад не сложно, так как стоит провести 1-2 занятия в районе, как тебя передают, словно эстафету, дальше и директора ДОУ становятся «в очередь», чтобы провести занятие именно у них! В Петербурге более 1600 ДОУ, а наши возможности ограничены.
— Программа имела успех (прошли две пресс-конференции) и в мае 2013 года была поддержана Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга. Лекционный материал переработан, и в настоящее время информационно-просветительские встречи по теме программы проходят в районных центрах по работе с семьей (для детей и родителей в возрасте от 7 до 14 лет), в летних городских лагерях, молодежных клубах.
— Будет ли расширяться география программы?
Надежда Егорова: — Ситуацию в Санкт-Петербурге я описала выше. География самой программы значительно шире. Программа проходила в Самаре, Новосибирске, Липецке, Волгограде, Екатеринбурге, Казани и других.
— В чем заключается практическая часть проекта? Если можно, расскажите про игры, задания, включенные в проект.
Надежда Егорова: — Занятие интерактивное, проходит в игровой форме и построено в форме вопрос-ответ. Занятия ведут «Умник» и «Весельчак», которые водят хороводы, задают загадки, читают стихи, вызывают ребят для ответов. Есть разработанный сценарий и обязательные аксессуары для ведущих.
Беседу провела Даниленко Мария.